Анализ стихотворения Блока «О прекрасной даме»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:29, сочинение

Описание работы

Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения...

Работа содержит 1 файл

Стихи о прекрасной даме.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

 

Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока -  
рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние  
лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающуу тот религиозный, мистический колорит. В тексте  
присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза,  
отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень  
много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой,  
самоотверженной и преданной любви к Родине.

 

Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с  любовной, интимной лирикой, как у  Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты, жены, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности. Не как мать любит Россию Блок, а как возлюбленную. Но ее облик постоянно меняется. Прекрасная Дама оборачивается то Незнакомкой, то проституткой, являя собой новые и новые лики России. Сначала, как невеста или жена, она напоминает небесную возлюбленную. В стихах "Вхожу я в темные храмы..." она одновременно и Прекрасная Дама, и Святая. 
 
    Вхожу я в темные храмы,  
    Совершаю бедный обряд. —  
    Там жду я Прекрасной Дамы  
    В мерцаньи красных лампад. 
 
    В то же время это еще и мечта, Вечная Жена, сон. 
 
    О, я привык к этим ризам  
    Величавой Вечной Жены!  
    Высоко бегут по карнизам  
    Улыбки, сказки и сны. 
 
    У Блока даже в щит воина, готовящегося к битве, вместо нерукотворного Спаса вписан образ "светлой жены". Но в лирике поэта его возлюбленная — родина — принимает и другие черты. Блок подсмотрел в ней что-то буйное, хмельное, страстное, что властно прорывается сквозь лик богоизбранной невесты, благочестивой девы. 
 
    Там прикинешься ты богомольной,  
    Там старушкой прикинешься ты,  
    Глас молитвенный, звон колокольный,  
    За крестами — кресты да кресты... 
 
    Нет, родина Блока не смиренная кроткая дева или богомольная старушка, а полная сил и страсти женщина, наделенная "разбойной красой". Значит, Россия предстает у Блока не только поэтической, одухотворенной и прекрасной, но и нищей - с серыми избами, расхлябанными колеями, острожной тоской, унылой песней ямщика. Здесь в этой контрастности выступает острое противоречие между идеалом и действительностью, которое и порождает трагические предчувствия поэта. 
 
    О, Святая, как ласковы свечи,  
    Как отрадны  
    Твои черты! 
 
    Мне не слышны ни вздохи, ни речи,  
    Но я верю: Милая — Ты. 
 
    Как новое пророчество о будущем, появляется у Блока новый образ Возлюбленной — России: "пьяная Русь", "разбойная краса", "роковая, родная страна". 
 
    Тебя жалеть я не умею  
    И крест свой бережно несу...  
    Какому хочешь чародею  
    Отдай разбойную красу!  
    Пускай заманит и обманет, —  
    Не пропадешь, не сгинешь ты,  
    И лишь забота затуманит  
    Твои прекрасные черты... 
 
    Да, любовь несовместима с жалостью, она же дает поэту твердую веру в Россию, в то, что она выстоит, не погибнет, несмотря на кровь и страдания. Пусть будет больше одной слезой, но все равно все те же "лес и поле, да плат узорный до бровей" — у России. Кровавый отсвет от дней войны и "дней свободы" не может затуманить ее "прекрасные черты".

Александр Блок

"Вхожу я в темные храмы..."

 

 

         * * *

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд. -

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон  о Ней.

 

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

 

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая — Ты.

 

25 октября 1902


Информация о работе Анализ стихотворения Блока «О прекрасной даме»