Анализ стихотворения Блока «О прекрасной даме»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:29, сочинение

Описание работы

Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения...

Работа содержит 1 файл

Стихи о прекрасной даме.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Название  цикла Блоку предложил В. Брюсов. В него вошли лучшие стихотворения 1901 — 1902 годов, посвящённые Л.Д. Менделеевой. О композиции сборника поэт писал: «...“однострунность” души позволила мне расположить  все стихотворения первой книги  в строго хронологическом порядке; здесь главы определяются годами, в следующих книгах — понятиями...» Эта книга — наиболее яркое явление «младшего символизма» в русской литературе, но вместе с тем это лирика, вобравшая в себя мировые и русские поэтические традиции, опыт Тютчева, Фета, Полонского. В дневнике Блок записал, что стихи — это молитва, а поэт — это апостол, слагающий их в «божественном экстазе», а вдохновение сродни вере. Три облика лирической героини отмечают исследователи этого цикла: космический — Душа Мира; религиозный — Царица Небесная; бытовой — нежная, но немного надменная девушка. Стихотворения раскрывают взаимоотношения с подругой, невестой, женой, в которой поэт увидел воплощение Вечной Женственности, христианский символ: «Я в лучах твоей туманности / Понял юного Христа». Появляются образы храмов, соборов, церковных врат.

 

В «Стихах о Прекрасной Даме», по словам Брюсова, «как бы совсем нет ничего реального», — переживания  перенесены в идеальный мир. Жизнь  «мучит» поэта, земля для него — «пустынна», он себя чувствует в «старинной келье», на таинственном «царственном пути»; впереди «огнистый столп», свои мечты он определяет как «сны раздумий небывалых», «как священный сон», и его заветные мольбы сводятся к одному: да исчезнет «мысль о теле», «воскресни дух, а плоть усни!».

Анализ стихотворения  Блока «О прекрасной даме»

 
Стихи о «Прекрасной Даме» являются первым шагом Александра Александровича Блока в его  
многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое  
гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения...  
 
Стихи о «Прекрасной Даме» были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время 
переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и  
игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди  
измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.  
 
Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева,  
особенно тезис: «сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…» , так же и наш  
поэт, создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в  
райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к \"Прекрасной Даме\", в красоте ее,  
\"Вечной Женственности». Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он  
отчетливо видел каждую черту её лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:  
 
Твоих страстей повержен силой,  
 
Под игом слаб.  
 
Порой - слуга; порою - милый;  
 
И вечно - раб.  
 
Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание  
потеряет часть своей первозданной красоты:  
 
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.  
 
Но страшно мне: изменишь облик Ты.  
 
В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович  
сам начинает искать свою \"Прекрасную Даму\": мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое  
дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих... Ищет бездушное, бессловесное творенье  
свое - находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и  
прозрачную... Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и  
лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине «Прекрасная Дама»:  
грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому  
лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза  
нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не  
страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые «кроличьими взгляды пьяниц»,насмешки  
«двенадцати» в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:  
 
И полны заветной дрожью  
 
Долгожданных лет,  
 
Мы помчимся к бездорожью  
 
В несказанный свет.  
 
Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он  
тогда ощущал:  
 
Ни тоски, ни любви, ни обиды,  
 
Все померкло, прошло, отошло…  
 
Белый стан, голоса панихиды  
 
И твое золотое весло.  
 
Но тем не менее «Прекрасная Дама» была все еще жива, она просто перевоплотилась, как и чувства Блока. Они  
стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца  
не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил её чистой, искренней, божественной любовью,  
дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому  
очень долго просто любовался совершенством её красоты:  
 
В тени у высокой колонны  
 
Дрожу от скрипа дверей.  
 
А в лицо мне глядит, озаренный,  
 
Только образ, лишь сон о Ней.  
 
В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его «Величавая Вечная Жена», та самая  
половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:  
 
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,  
 
Но я верю: Милая – Ты.  
 
Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра  
Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.  
 
С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал её  
любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала  
силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой  
несправедливости бытия:  
 
…А там, наточив топоры,  
 
Веселые красные люди,  
 
Смеясь, разводили костры…  
 
Со мною – весенняя дума,  
 
Я знаю, что Ты не одна…  
 
Или :  
 
Скрипки стон неутомимый  
 
Напевает мне: «Живи!»  
 
Образ девушки любимой –  
 
Повесть ласковой любви.  
 
Именно это нежное чувство и освещало весь жизненный путь поэта.  
 
Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о «Прекрасной Даме». Каждое  
из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти  
отдельные и слаженные фрагменты живы ,каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить  
ритм биения сердца его:  
 
О, я привык к этим ризам  
 
Величавой Вечной Жены!  
 
Высоко бегут по карнизам  
 
Улыбки, сказки и сны!  
 
Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным  
созвучием в цикле «О прекрасной даме». 

 

Этот цикл вдохновлён Любовью Дмитриевной Менделеевой ( 1881-1939) , дочерью    знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева .Стихи 1901-1902 годов , составившие ядро первой книги лирики Блока , написаны в пору самой горячей и нежной влюблённости поэта ( «…когда я носил в себе великое пламя любви » , - написал Блок в дневнике 1919 года ). Эта книга  – истинное начало , исток всего творчества  Блока . На таком понимании значения своей первой книги настаивал Блок всегда , до конца жизни.                         
« Стихи о Прекрасной Даме » - ранняя утренняя заря , - писал Блок в марте 1908 года, -  те сны и туманы , с которыми борется душа , чтобы получить право на жизнь. Одиночество , мгла , тишина - закрытая книга бытия , которая пленяет недоступностью…Там будущие- за семью печатями . В утренней мгле сквозит уже чародейный , Единый Лик , который  посещал в видениях над полями и городами , который посетил меня на исходе жизни…».                                                                                                                                                                                            
В 1911 году , готовя к изданию первую книгу « Собрания стихотворений » , Блок  объяснил , комментируя « Стихи о Прекрасной Даме » : « Эта книга , в противоположности двум следующим , написана в одиночестве ; здесь деревенское преобладает над городским ; внимание направлено на знаки , которые природа щедро давала слушавшим с верой ; такая « однострунность » души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке ; здесь главы определяются годами , в следующим  книгах – понятиями ; но эти числа и снова для меня одинаково живые и законченные обзацы. Четвёртая  глава (1901 год) (в издании , о котором идёт речь , все стихи чётко делились по годам :1898 ,1899 и т. д. - В.Ф.) имеет первенствующее значения как для первой книги , так и для всей трилогии…она же есть тот «магический кристалл » , сквозь который я различил впервые , хотя и « неясно » всю « даль свободную романа… ».                                                                         
Впервые цикл стихов о Прекрасной Даме был опубликован в « Северных цветах » за 1903 год , то есть в год женидьбы Блока на Л.Д. Менделеевой. Обращаясь к редактору      журнала В. Брюсову, Блок замечал : « Посылаю Вам стихи о Прекрасной Даме . Заглавие ко всему отделу моих стихов в « Северных цветах » я бы хотел поместить такое : « О вечно-женственном ». В сущности это и есть тема всех стихов…».                                                                                                                  
         В конце декабря 1904 года Блок пишет огорчённое письмо отцу , который резко       отозвался об этой первой книге поэта : « Мне странно , что Вы находите мои стихи непонятными и даже обвиняете меня в рекламе и эротизме…В непонятности меня, конечно, обвиняют  почти все но на днях мне было очень отрадно слышать ,что вся почти книга понятна, до тон- кости часто ,а иногда и до слёз , - совсем простыми , « неинтеллигент-                                       ными » людьми .Не   выхваляя ни своих форм и ничего вообще от меня исходящего ,я могу с уверенностью сказать ,что плохо ли ,  хорошо ли ,- написал стихи о вечном и вполне несомненном ,что рано или поздно должно быть воспринято всеми ( не стихи , а эта вечная сущность ) ».                                                                                                                                                              
В принципиальном , длившемся не один год споре с Андреем Белым , отстаивая свою художественную индивидуальность и цельность всего творчества ,Блок писал своему быв- шему другу в августе 1907 года: « Считаю , что стою на твёрдом пути и что написанное мною служит органическим продолжением первого - « Стихов о Прекрасной Даме ».И вновь ему же , в октябре 1910 года : « Ведь вся история моего внутреннего развития                       « напророчена » в « Стихах о Прекрасной Даме ».                                                                                                                
         В своих « Записных книжках », в записи от 26 марта 1910 года Блок особенно          подчеркивает важность этого цикла и со стороны идейно - этической : « Стихи о Прекрасной Даме » - уже этика , уже общественность » ( Александр Блок ). Записные книжки. М .1965. В записи от 28 июня 1916 года появляются такие строки : « Лучшими остаются « Стихи о Прекрасной Даме » . Время не должно тронуть их ,как бы я ни был слаб, как художник ». Время и не « тронуло их » - в истории мировой поэзии цикл стихов Блока   « О Прекрасной Даме » находится в ряду бессмертных лирических созданий Петрарки , Данте , Шекспира.                                    
М.А. Бекетова сообщает , что в последние годы своей жизни Блок собирался издать  
книгу « Стихов о Прекрасной Даме » по образцу дантовской Vita Nuova.Каждому            стихотворению должны были предшествовать комментарии в таком роде : « Сегодня я встретил свою донну и написал такое - то стихотворение ». Слёзы такого замысла мы находим в наброске предисловия к предлагавшемуся новому изданию первой книги в 1918 году. Поэт пишет ,что , перерабатывая снова и снова свои юношеские стихи , он заблудился в лесу собственного прошло и вот ему пришло в голову воспользоваться приёмом Данте , который тот избрал , когда писал « Новую жизнь ». Набросок заканчивается торжественными словам : « Спрашивая помощи и тихих советов у Той , о Которой написана книга , я хочу чтобы мне удалось дописать таким простыми словами , которые помогли бы понять единственно нужное содержание другим. 1918 . День Успения Божией   Матери ». И в том же августе 1918 года в « Дневнике » Блок начинает свои « дантовские » комментарии .Они состоят из биографических заметок ( с весны 1897 года до зимы 1901 года ) и примечаний к 39 стихотворениям 1901 года . Замысел подробного мистического истолкования оказался слишком сложным , и автор больше к нему не возвращался . же в этой весьма запутанной эзотерике есть драгоценные признания и мистические взлёты, позволяющие нам проникнуть в тайну жизнь поэта.     
В ранних стихотворениях Блока были нередки такие слова:    
« Кто-то ходит…кто-то плачет…», « Кто-то зовёт… кто-то бежит…», « Кто-то крикнул… кто-то бьётся…». 
Кто-то , а кто , неизвестно . Будто приснилось во сне. Вместо точных подлежащих - туманные.  
А если и сказано кто, то невнятно: « Белый смотрит в морозную даль…». 
   А иногда безличнее: 
                                                         Прискакала дикой степью 
                                                         На вспененном скакуне. 
 
Прискакала ,а кто , неизвестно. Подлежащего не было. Не то чтоб оно было спрятано , а его не было совсем .Поэт мыслит одними сказуемыми , которые и стояли в начале стиха. У него получалось такое: 
                                                         Блеснуло в глазах. Метнулось в мечте. 
                                                         Прильнуло к дрожащему сердцу.                                                                   
А что блеснуло , метнулось , прильнуло , это оставалось несказанным. Такие бесподлежащные , бессубъектные строки отлично затуманивали речь. 
Подлежащее было предоставлено нашему творчеству .Мы , читатели , должны были воссоздать его сами. Это придавало повествованию дремотную смутность , в и заключалась тогда неосознанная задача поэтики Блока: затуманить стихотворную речь.                                                                                 
Только таким сбивчивым и расплывчатым язычком он мог повествовать о той тайне , которая долгие годы была его единственной темой. Этот язык был как бы создан для тайн. Недаром самое слово таинственный играет такую огромную роль в ранних стихотворениях Блока. Он прилагает это слово ко многим предметам и окрашивал им свои ранние стихи. Таинственный сумрак , таинственный мол , таинственное дело ,таинственные соцветия -всюду были у него тайны и таинства.                                                                                                  
И тайной тайн была для него та Таинственная , которой он посвятил свою первую книгу и которую величал в этой книге Вечной Весной , Вечной Надеждой , Вечной Женой , Вечно Юной , Недостижимой , Непостижимой , Несравненной , Владычицей , Царевной , Хранительницей ,Закатной Таинственной , Девой. Таинственность была главное свойство. Мы не знали , кто она ,г де она , какая она , знали только ,что она таинственна. Лишите этой таинственности , и она перестанет быть. 
образ вечно зыблется , клубится , двоится , на каждой странице иной : не то она звезда , не то женщина , не то икона , не то скала , озарённая солнцем. Только та уклончивая, сбивчивая , невнятная , дремотная речь , которую Блок овладел с таким непревосходимым искусством на двадцатом или двадцать первом году своей жизни , могла быть применена к этой теме. Только из недр такого зыбкого , расплывчатого стиля мог возникнуть этот зыбкий , расплывчатый миф. Если бы Блоку не было дано говорить непонятно , его тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчётливое слово убило бы его Прекрасную Даму. Но он всегда говорил о ней так , будто он уже за чертой человеческой речи , будто он пытается рассказать несказанное , будто все слова его - только намеки на какую-то неизреченную тайну. 
было хаотично в этих дремотных стихах ,но с самого начала в них чётко и резко выделились два  слова ,два образа ,повторявшиеся чуть не на каждой странице: свет и тьма ,-так что , в сущности ,всю первую книгу Блока – « Стихи о Прекрасной Даме » , можно было бы назвать « Книгой о Свете и Тьме ». 
   Первая же строка в этой книге говорила о свете и тьме: 
                                                         Пусть светит месяц – ночь темна. 
И если перелистать всю , в ней не найдёшь ни человеческих лиц , ни вещей , а только светлые и тёмные пятна , бегущие по ней беспрестанно. Следить за этими светлыми и тёмными пятнами было почти единственной заботой поэта. Замечательно , что себя самого он постоянно чувствовал во мраке: 
                                                         Ступлю вперёд – навстречу мрак , 
                                                         Ступлю назад – спелая мгла. 
   И единственным огнём его ночи была та , кого он называл Лучезарная. 
, то есть в природе огневого и огненного , было связано для него с образом , а , что не она , было тьма. Стоило ему упомянуть о ней , возникало видение огня : либо светильника , либо горящего куста , либо зари , либо маяка , либо пожара , либо звезды , либо пламени.             
И к звукам он прислушивался только к таким , которые говорили о Ней ; все другие звуки казались ему докучливым шумом , мешающим слушать : 
                                                         Кругом о злате иль о хлебе 
                                                         Народы шумные кричат. 
Но что ему до шумных народов! К людям он относился в то время не то что враждебно, но холодно. У него было стихотворение о том ,что он еле следит за их суетными мирскими делами – « средь видений , сновидений , голосов миров иных ». Вся жизнь человечества казалась ему « суетными мирскими делами »,от которых чем дальше , тем лучше. « Я к людям не выйду навстречу » , - говорил он в январе 1903 года. А когда однажды ему пришлось оторваться на миг от « видений , сновидений » и взглянуть на суетливые мирские дела , он увидел в них только бессмысленную боль , которую и отразил в конце книги. 
Святость его возлюбленной была для него неприкасаемым догматом. Он так и назвал святая. 
   « О ,святая , как ласковы свечи » , « В ризах целомудрия , о , святая , где ты ? ». 
образ часто являлся ему в окружении церковных святынь и был связан с колокольным звоном , хорами , соборами. Замечательно ,что никогда он не чувствовал слишком близкой к себе , а , напротив , ему неизменно казалось ,что она неблагосклонна и сурова ,ему чудилась в ней какая – то надменная строгость. Она была скорее зла ,чем добра. Она забыла о , но он медлит , прислушивается , шепчет : приди. Этим приди была охвачена вся его первая книга. 
Ждать стало его многолетней привычкой. Вся его книга была книгой ожиданий , призывов , гаданий , сомнений , томлений , предчувствий: 
                                                         Не замечу ль по былинкам                                     
                                                         Потаенного следа ?  
Только об этом он и пел – изо дня в день шесть лет : с 1898 – го по 1904 – й , и посвятил этой теме шестьсот восемьдесят семь стихотворений. Шестьсот восемьдесят семь стихотворений одной теме ! Этого , кажется , не было в русской , ни в какой другой литературе. Такая однострунность души !

 

В «Стихах и  Прекрасной Даме» намечается оригинальное свойство блоковского восприятия мира – искренность переживаний. Поэт не боится упреков в откровенности поэтического представления интимного мира, утверждая, что лишь любовь является источником познания мира: «…Только влюбленный имеет право на звание человека». Чувство, убеждает поэт, упраздняет эгоизм, приближает личность к абсолютным категориям Красоты и Добра, раскрывает божественную сущность мироздания и ценность человеческой жизни.

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт возрождает идеал средневекового рыцарства, утверждает мысль о подвиге во имя чувства. Эта готовность пожертвовать собой обличает Блока от таких поэтов-символистов, как Ф. Сологуб, И. Анненский, которые признавали в любви только реальность приносимых ею страданий. Лирический герой пересматривает традиции средневековой литературы. Тема подвига получает в поэзии Блока новой звучание: на смену мужественному служению идеалу приходят мотивы интуитивно-вдохновенного проникновения в чудо любви, ожидание и предощущения «тайного союза» с чувственной природой мироздания. Тем не менее ощущается, что Блок отдает явное предпочтение антиаскетизму. Прекрасная Дама уничтожает «страх сердечный», она поет «сладостно и нежно», навеки «ласковые сны».

“Страшный мир! Он для сердца тесен!” (По лирике А.А.Блока.)

Александр Блок был поэтом, который не отделял  свою жизнь от творчества. Он писал  в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его  времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия «вочеловечения».

Создав в  юношескую пору восхитительные по своей  идейной целостности «Стихи о  Прекрасной Даме», где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, А. Блок покорит читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А. Блока спустится с высот красоты и окажется в мире реальном, земном, который назовет «страшным миром». Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни. Рабочим кабинетом А. Блока станет город — петербургские площади и улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения «Фабрика», которое прозвучит неожиданно остро даже для самого поэта, являющего мир социальной несправедливости, мир социального зла.

Годы написания  второго цикла стихов совпадают по времени с моментом увлечения А. Блоком стихами и идеалистической философией В. Соловьева, которая во многом основывалась на платоновской идее двоемирия: обыденная жизнь — это всего лишь бедное подобие “потустороннего”, “сверхчувственного”. Центральный образ философии Соловьева — Мировая душа, олицетворенное начало вселенной, высшая сила, способная преобразить мир. Мировой душой в поэзии Блока становится символический образ “вечной женственности”, Прекрасной Дамы, который становится божественным предметом поклонения:  
 
Вхожу я в темные храмы,  
Совершаю бедный обряд.  
Там жду я Прекрасной Дамы  
В мерцанье красных лампад.  
 
Приход Прекрасной Дамы связан с верой в Бога, но тоже мистическим образом. “Она” у Блока иногда отождествляется с Богородицей, потому что именно Прекрасная Дама дала жизнь Христу. Прекрасная Дама — образ вечный, она соединяет вечным огнем прошлое и будущее, она — высший идеал стремлений художника.  
Мир становится интересен для А. Блока только с точки зрения поиска в нем внеземного. Поэту ясно, что с жизнью на земле жизнь души не кончается. Главное — уловить в мире внеземные начала: “последний вздох, и тайный, и бездонный, слова последние, последний ясный взгляд”, “Яркий отблеск неземной”. Воплощением же неземного на земле, опять же становится женщина.  
Все эти основные идеи переходят и на третий уровень лирики А. Блока — уровень словарный. Прекрасная Дама, Ты всегда пишутся с большой буквы. Все стихотворения строятся на некоторых опорных словах, которые приобретают символическое значение. Слова “гореть, огонь, пламя” символизируют движение, развитие. Отсюда яркая метафора: жить — гореть. Круг — символ совершенства (“Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги...”). Кроме того, круг — это и нимб на иконе, а потому ему придается божественный смысл. Особую символику приобретают цвета. Алый — это цвет Прекрасной Дамы. Окруженная мистическим ореолом, она постоянно пребывает в алом сумраке. Противопоставление алого и синего цветов становится для А. Блока символом противопоставления хаоса и космоса. Красное — непостижимое, движущееся, даже иногда демоническое. Синее — небесное, упорядоченное. Наиболее часто в стихах встречается лазурный цвет. Лазурь символизирует божественное, святое, но к концу цикла этот цвет уже связывается и с земной женщиной, а потом лазурное соединяется с белым и становится символом небесного на земле. Черный цвет — цвет таинственного мрака, неизбежных сумерек, мрака в душе поэта. 

 

 

«Вхожу я в  темные храмы…» – одно из самых  выразительных стихотворений Блока  из сборника «Стихи о Прекрасной Даме». Поводом для создания этого стихотворения стала встреча поэта с Л.Д. Менделеевой в Исаакиевском Соборе. 

 

– О чем это  стихотворение? (о любви как высшей ценности, о состоянии души влюбленного  человека)  
– Каким настроением оно проникнуто? (уже первая строка настраивает на что-то мистическое, потустороннее)  
– Докажите это, назвав тематическую группу (темные храмы, красные лампады, в тени, дрожу, сон, улыбки, сказки)  
 
Составим таблицу, которую будем заполнять в процессе анализа стихотворения.  
 
Слайд №22  
 
– Почему стихотворение не имеет названия?  
– Как звучит стихотворение? (мелодично и одновременно тревожно, торжественно и восторженно; аллитерация РД создает ощущение сильного, напористого чувства в душе лирического героя; ассонанс у, о, и: у – тоскливое настроение, о – торжественное, и – распевность, мелодичность; чередование мужской и женской рифмы заставляет текст звучать разнообразно; состоит из четырех катренов)  
– Как построено стихотворение? (как монолог, как исповедь лирического героя, взволнованного той ситуацией, в которую он попадает)  
– Как передается состояние лирического героя? (Читая «вхожу я», ощущаешь трепет души поэта, его волнение, слышишь стук его сердца; «дрожу от скрипа дверей» - это дрожь ожидания, предрекающая что-то значительное, загадочное.)  
– Какую роль играют глаголы? (через глаголы раскрывается поэтический сюжет и выражается действие лирического героя; в первой строфе инверсия «вхожу я», «жду я» выдвигает на первый план не героя, а его действия)  
– Когда действия героя достигает кульминации? (во второй строфе односоставные предложения без подлежащего «дрожу от скрипа дверей» показывает нарастание взволнованности до предела)  
– Как показано внутреннее состояние лирического героя с помощью образной детали – красных лампад? (красный – цвет любви и тревоги; герой любит свой идеал, но испытывает тревогу при его появлении)  
 
– Меняется ли состояние лирического героя при появлении Прекрасной Дамы? (да, ее появление приносит в лирическую душу героя успокоение; он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны)  
– Как изображено пространство, где находится лирический герой? (полумрак, горят свечи, освещая лики святых, замкнутое пространство говорит об интимности лирики)  
– Почему герой стоит в тени у высокой колонны? (не смеет выйти на свет, считая, что в лучах божественного света должна находиться только она)  
– Как рисуется образ Прекрасной Дамы? (образ о Ней, Величавая Вечная Жена, Святая, отрадны Твои черты, Милая; «Там жду я прекрасной дамы» вместо «Там жду я прекрасную даму» говорит о том, что героиня неповторима, поэт тем самым отделяет ее от обыденности; неземная, возвышенная, она видится лирическому герою таинственным идеалом, уводящим его из реального мира)  
– Проанализируйте третью строфу (в атмосфере сказочности живет та, которой поклоняется поэт, и является она ему только в сновидениях мимолетным образом, будоражащим сознание)  
– Почему Прекрасная Дама изображена в храме? (она сравнима только с Богоматерью и только в храме может прижиться ее душа)  
–Учитель: Богоматерь – это воплощенная гармония мира, которую человек носит в сердце, это вера, светлая и чистая, помогающая жить.  
– Докажите, что в последней строфе восхищение переполняет душу поэта (лексический повтор усилительного «как» подчеркивает преклонение героя перед совершенством; герою «не слышны не вздохи ни речи» своей возлюбленной, но, созерцая отрадные черты, которые дарят радость и успокоение сердцу, возвышают душу и дают вдохновение, он верит, что она – Милая; вера в светлую женщину дает силу для терпеливого ожидания любви)  
– Почему инверсия, заданная Блоком в начале стихотворения, снимается в конце? (потому что внимание акцентируется уже не на действии лирического героя, а на его образе «Я верю»; таким образом, равноценными, главными становятся сами лирические образы «Я» и «Ты»)  
– Объясните смысл тире в последнем предложении (это тире обрушивает на слово «ты» огромное ударение, подтверждающее неоспоримость идеала поэта)  
Учитель: стихотворение написано дольником, так как дольники звучат более взволнованно, в них легче акцентировать некоторые слова и словосочетания, прерывается напевная интонация, стихотворение звучит разнообразно.  
– Что еще можно дополнить о средствах художественной выразительности (множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенная церковная лексика подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта)  
– Теперь посмотрим, что мы записали в таблице  
 
Слайд №23  
Слайд №24  
 
Учитель: Это стихотворение включает в себя целую философию: здесь и судьба самого поэта, и его символистские искания, и взгляды на поэзию, и безупречное владение техникой стиха. Мечта Блока о встрече с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного трясины, болота, «черных зданий», «желтых фонарей», недостойных людей, для которых истина в вине, а в обмане слабых, беззащитных, в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, близкими к идеалу. Нечасто встретишь в жизни такую любовь и такую нежность, которая бы заставила перенестись с земли на небо. И счастлив тот, кто ее пережил и пронес через всю жизнь. В этом и есть счастье. Ведь, любя, человек знает, что живет не напрасно.  
Домашнее задание: проанализировать любое стихотворение Блока из сборника «Стихи о Прекрасной Даме». 

Анализ стихотворения  А. А. Блока "Вхожу я в темные храмы"

Стихотворение пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Она создается  с помощью цветовой гаммы, деталей  храма. Эту атмосферу также подчеркивает эмоциональное состояние героя, переданное через глаголы "жду", "дрожу". Герой почти неподвижен, но эта неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня лишена внешних черт, конкретного облика. Этот образ существует только в мечтах лирического героя. Ее образ такой, какой ее хочет видеть лирический герой: чистый и светлый, не поддающийся описанию обычными словами. Автор подчеркивает "бесплотность" героини: "мне не слышно ни вздохи, ни речи…". Обстановка храма, эпитеты и эмоциональное состояние героя создают образ возвышенной, божественной, неземной. Героиня прекрасна в своей недовоплощенности, поэтому столь значимы в стихотворении мотивы, создающие ощущение непроясненности, невидимости, - мотивы тени и сна.  
 
Эмоциональная сила стихов усилена их скрытой идеологической формой. Он обращается к Прекрасной Даме на Ты. И в этом обращении сочетание благоговения и любовной интимности. 

Первую свою книгу поэт создал под сильным  влиянием философских идей Владимира  Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама.  
 
Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но что это за чувство? В чем его особенность? Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ. К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной. В ней нет ни капельки пошлости и приземленности.  
 
Через весь цикл стихов, представляющий своеобразный «роман», проходит мотив идеальной любви-стремления. Реализуется этот мотив в постоянном ожидании героя встречи с героиней и боязнью этой встречей разрушить возвышенность чувства. Особенность этого цикла в неразделённости двух планов – личного, реального и космически-универсального мифа, о путях земного воплощения Души мира.  
 
Одно из самых ярких стихотворений этого цикла - «Вхожу я в тёмные храмы…». Оно было написано в 1902 году. Мерность ритма, певучая монотонность строк, даже если не вдумываешься в слова, вызывают чувство высокое, немного торжественное. Оно поддерживается лексикой тоже высокого наполнения: храм, обряд, лампады. Это стихотворение представляет нам и всю первую книгу, и мир чувств молодого Блока, отгородившегося от «противоречий, сомнений и угроз жизни». Этот мотив стремления к свету, к правде, к преображению мира станет одним из ведуших в творчестве А. Блока.  
 
По жанру произведение представляет собой маленькую поэму, так как имеет сюжет: герой находится в храме, ждет свою возлюбленную и переживает сильные чувства, связанные с этим ожиданием. Так реализуется главный мотив цикла стихов – мотив ожидания. Действительно, оно для лирического героя кажется важнее, чем сама встреча.  
 
Там я жду Прекрасной Дамы 
 
В мерцании красных лампад. 
 
Красные лампады усиливают момент трагичности. Эта трагичность осознается героем и исходит от того, что реальность не соотносится с хрупкой мечтой, тем образом, который живет в сердце поэта: 
 
В тени высокой колонны 
 
Дрожу от скрипа дверей. 
 
А в лицо мне глядит, озаренный, 
 
Только образ, лишь сон о Ней. 
 
Стихотворение – это сжатая мысль, поэтому по одному слову мы угадываем о целой истории. Так по фразе: «О, я привык к этим ризам // Величавой Вечной жены!», становится понятно, что не первый раз герой ждет свою возлюбленную в этом храме. А перефраза – «Высоко бегут по карнизам // Улыбки, сказки и сны…» - рисует перед читателем сам храм. Поэт имеет ввиду блики солнца, которые пробиваются через высокие окна под крышей. Этот свет становится символом идеального стремления героя. 
 
Степень переживания персонажа показана в последнем четверостишии стихотворения: 
 
О, Святая, как ласковы свечи, 
 
Как отрадны Твои черты! 
 
Мне не слышны ни вздохи, ни речи, 
 
Но я верю: Милая – Ты. 
 
Здесь говорится о том, что героиня еще не пришла, но будет с минуты на минуту, и любящее сердце уже предчувствует эту скорую встречу. 
 
В стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» поражает не столько обилие тропов, сколько цветопись, которую активно использует автор. Так Блок использует для создания особой атмосферы такие цвета: черный («темные храмы»), красный («красных лампад»), золотой («озаренный… образ», «О, я привык к этим ризам…», «Высоко бегут по карнизам», «свечи»). Как видно, преобладающий цвет – золотой и все его оттенки (пламя свечи, солнце, расшитые золотом одежды), а он, как известно, является символом богатства и процветания. Таким образом, подчеркивается полнота чувства героя и счастье, которое он нашел в любви. А красный и черный как бы указывают на трагичность этого чувства.  
 
Женский образ символичен, у неё множество имён: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Святая, Она, Милая. Но несмотря на всю её возвышенность, это реальная женщина, как реален и герой.  
 
Звучание стихов Блока вызывает очень сильное эмоциональное и эстетическое сопереживание. За гранью «отношений» героев читаются ещё более глубокие поэтические открытия. Юному Блоку оказалась подвластной мудрость жизни, во всяком случае в той её части, которая связана с состоянием любви.

Информация о работе Анализ стихотворения Блока «О прекрасной даме»