Анализ трагедии Еврипида "Медея"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 17:46, доклад

Описание работы

Сюжеты трагедий Еврипида в основном мифологические, но действующие лица выписаны им реалистично, с чертами положительными и отрицательными, подчас противоречивыми. После смерти великого драматурга его произведения становились все более популярными. Они оказали влияние на римских авторов, а также на развитие драматургии в Европе. И не удивительно, ведь герои Еврипида очень жизненны, реплики точны, умны и остроумны, а поступки порой неожиданны, как это нередко бывает в действительности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Образ Медеи……………………………………………………………………5
2.Проблема внутриличностного конфликта…………………………………….6
3.Отношение автора к Медеи…………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 32.10 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

1.Образ Медеи……………………………………………………………………5

2.Проблема внутриличностного конфликта…………………………………….6

3.Отношение автора к Медеи…………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….12

Список используемой литературы……………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Еврипид (также Еврипид, греч. Εριπίδης, лат. Euripides, 480 — 406 до н. э. ) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

Еврипид критиковал демагогов, политических ораторов и восхвалял  сельских тружеников; ориентировался на патриотические идеалы героической  эпохи Перикла, когда торжествовало  народовластие. Новаторство и реализм  Еврипида не сразу нашли признание  у зрителей. Его трагический пафос  высмеял Аристофан в своей комедии «Лягушки».

 Сюжеты трагедий Еврипида  в основном мифологические, но  действующие лица выписаны им  реалистично, с чертами положительными  и отрицательными, подчас противоречивыми.  После смерти великого драматурга  его произведения становились  все более популярными. Они  оказали влияние на римских  авторов, а также на развитие  драматургии в Европе. И не  удивительно, ведь  герои Еврипида  очень жизненны, реплики точны,  умны и остроумны, а поступки порой неожиданны, как это нередко бывает в действительности.

 Афиняне испросили  разрешения захоронить драматурга  в родном городе, но Архелай  пожелал оставить могилу Еврипида  в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил  актёров играть пьесу с непокрытыми  головами. Афины поставили в театре  статую Еврипида, воздав ему почести  после смерти. Плутарх рассказывает  легенду ("Ликург"): в гробницу  Еврипида ударила молния, великое  знамение, которого удостоился из  знаменитых людей ещё только Ликург.

Новые силы еврипидовской  драмы — гражданский реализм, риторика и философия. Отражение  философских проблем в своем  творчестве принесло Еврипиду прозвание  «философа на сцене».

Его творчество предполагает определенную образовательную атмосферу  и общество, к которому оно и  обращается, и наоборот — что  эта поэзия впервые помогает пробиться  рвущейся на свет новой форме человека, и ставит у него перед глазами  идеальное отражение его сущности, в котором он испытывает потребность  для своего оправдания, может быть, более, чем когда бы то ни было.

Драматург приблизил своих героев к действительности. Он, по свидетельству Аристотеля, изображал людей такими, «каковы они есть". Персонажи его трагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялись мыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей. В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований, и боги оказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди. По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умеренной демократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев. В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против политиков-демагогов: льстя народу, они добиваются власти, чтобы использовать ее в своих корыстных целях. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию: господство одного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду, заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатном происхождении и богатстве. Положительные персонажи Еврипида неоднократно высказывают мысль, что безудержное стремление к богатству может толкнуть человека на преступление. Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам. Он считает, что рабство-это несправедливость и насилие, что природа у людей одна и раб, если у него благородная душа, ничуть не хуже свободного. Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесской войны. Хотя он гордится военными успехами соотечественников, но в целом относится к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет война людям, прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только в том случае, если люди защищают независимость своей родины. Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мыслителей человечества. Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведениях характеры героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. При этом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих драматургов.

Трагедия Медея была поставлена на афинской сцене в 438г. В ней  изображена дочь колхидского царя, полюбившая одного из аргонавтов. Из ревности Медея вопреки нормам полисной этики идет на преступление—убийство собственных детей (своего рода преломление софистской теории, что человек—мера всех вещей). Еврипид выступает как глубокий психолог, показывает бурю страстей в душе Медеи, когда та задумала убить своих детей. Конфликт в ее душе между любовью к детям и ревностью к мужу, между страстью и чувством долга. Еврипид раскрывает душу человека, истерзанного внутренней борьбой, он не приукрашивает действительность, характеры реалистичны (и в жизни страсть часто берет верх над долгом). Характеры реалистичны, но концовка дается по мифу, появляется бог Гелиос, дед Медеи, и спасает ее. Это придает мифологическую окраску всему образу героини, но в целом очень психологично.

1.Образ Медеи.

Образ Медеи манил многих творцов разных видов искусства: художников, композиторов и писателей (в основном драматургов), причем, кочуя  из произведения в произведение, этот образ претерпевал существенные изменения. Рассмотрим образ Медеи  в одноименной трагедии Еврипида.

Аристотель считал непозволительным для поэта менять существо мифа и  как пример такого сохранения зерна  сказания приводил “Медею”. Из разных вариантов мифа о Медее Еврипид  выбирает тот, в котором она наиболее жестока: скрываясь от преследования  отца, Медея убивает младшего брата  Аспирта и разбрасывает куски  его тела, чтобы отец задержался их собрать; Медея убивает собственных  детей; Медея, а не Ясон справляется  с драконом. Медея Еврипида пошла  на все ради Ясона, на самые страшные преступления, причем в трагедии она  не так могущественна, какой была в некоторых мифах (по одному мифу она дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса и племянница Цирцеи, а по другому - мать Медеи - покровительница  волшебниц Геката, а Цирцея - сестра).

Еврипид выбирает тот миф, который объясняет первопричину краха семьи Медеи и Ясона: Эрот, по просьбе Афины и Геры, внушил Медее страстную любовь к  Ясону, но любовь ее была безответной  и женился он на ней только потому, что дал обещание, в обмен на ее помощь. Т.е. со стороны Ясона это  был брак по расчету, поэтому-то ему  было так легко отказаться от Медеи  и детей ради царского престола Коринфа.

2.Проблема внутриличностного конфликта.

В трагедии Еврипида трагический конфликт развертывается как конфликт противоположных чувств в душе героя, как конфликт психологический. Впервые психология человека получает развернутое художественное воплощение.

В трагедии "Медея" политическая и духовная свобода индивидуума  растет, проблемы человеческого общества и тех связей, на которых оно  основывается, становятся все яснее, человеческое Я заявляет о своих  правах, когда чувствует, что его  стесняют узы, кажущееся ему искусственными. С помощью убеждения и средств  разума оно ищет себе поблажек и  выходов. Брак становится предметом  дискуссий. Взаимоотношения полов  — в течение столетий выводятся на свет Божий и становятся достоянием публики: это борьба, как и все в природе. Разве право сильного не царит здесь, как и повсюду на земле? И вот поэт обнаруживает в предании о Ясоне, оставляющем Медею, страсти сегодняшнего дня, и заключает в эту оболочку проблемы, о которых сказание и не подозревает, но которые оно может сделать актуальными для современности с великолепной пластичностью.

Тогдашние афинские женщины  вовсе не были Медеями, они были для  этой роли или слишком забитыми, или слишком утонченными. А потому отчаянная дикарка, которая убивает  своих детей, чтобы уязвить супруга-предателя  и порвать всяческую с ним  связь, оказалась удобным случаем  для поэта, чтобы изобразить стихийное  в женской душе, не стесняясь при  этом греческими нравами. Ясон, безупречный  герой в восприятии всей Греции, хотя вовсе не прирожденный супруг, становится трусливым оппортунистом. Он действует не в силу страсти, а  из холодного расчета. Однако он должен быть таким, чтобы сделать убийцу собственных детей древнего сказания трагической фигурой. Все участие  поэта на ее стороне, — частично потому, что и вообще он считает  женскую судьбу достойной жалости  и потому рассматривает ее не в  свете мифа, ослепленного героическим  блеском мужской доблести, которую  ценят только по подвигам и славе; но прежде всего поэт сознательно  хочет сделать из Медеи героиню  мещанской трагедии брака, которая  нередко разыгрывалась в тогдашних  Афинах, хотя и не в столь экстремальных  формах. Ее первооткрыватель — Еврипид. В конфликте безграничного мужского эгоизма и безграничной женской  страсти "Медея" — подлинная  драма своего времени. Потому обе  стороны разыгрывают ее в мещанском  духе, именно так спорят, порицают и  резонируют. Ясон весь проникнут мудростью  и великодушием, Медея философствует  об общественном положении женщины, о бесчестящем гнете полового влечения к чужому мужчине, за которым  она должна следовать и которого она к тому же должна покупать богатым приданым, и заявляет, что деторождение гораздо опаснее и требует большей смелости, чем воинские подвиги.

О характере Медеи мы узнаем очень многое уже из пролога, первого  монолога кормилицы (Аристотель считал пролог “Медеи” образцом пролога  трагедии). Кормилица рассказывает о том, что “оскорблена Медея” тем, что муж ей предпочел другую, а ради него она пожертвовала всем (родиной, семьей, жизнью брата, добрым именем, друзьями). Медея страшно  разгневана предательством мужа, доведена почти до безумия. Кормилица дает точную оценку Медее: “Обид не переносит тяжелый ум, и такова Медея”, - зная Медею, кормилица боится, сколько бед она может сотворить из мести:

Да, грозен гнев Медеи: нелегко

Ее врагу достанется победа.

Кормилица чувствует угрозу жизни детям Медеи и Ясона.

Медея еще стенает за сценой, а мы уже ясно ее себе представляем, как она стенает и зовет в свидетелей ясоновой расплаты богов. Страдания Медеи безмерны: она призывает смерть, не в силах стерпеть обиду и проклинает себя за то, что связалась клятвой с недостойным мужем, вместе с Ясоном она потеряла смысл жизни:

О, ужас! О, ужас!

О, пусть небесный Перун

Прожжет мне череп!..

О, жить, зачем мне еще?

Увы, мне! Увы! Ты, смерть, развяжи

Мне жизни узлы - я ее ненавижу...

Страдания Медеи усиливаются, когда к ней приходит царь Креонт, требующий от нее, чтобы она немедленно с детьми убиралась из города, он боится, что волшебница Медея причинит зло его дочери. Отвечая ему, Медея  очень точно себя описывает, объясняя причины плохого отношения к ней людей:

Умна Медея - этим ненавистна

Она одним, другие же, как  ты,

Опасною ее считают дерзость.

Без того униженная Медея  умоляет Креонта разрешить ей остаться вместе с детьми в городе хотя бы на сутки, потому что у нее  нет ни средств, ни друзей, которые  бы их приютили. Будучи человеком, достаточно мягким, Креонт соглашается, не подозревая, что один день нужен Медее для того, что расправиться с ним и его дочерью.

Убийство Креонта и  царевны Медея задумывает хладнокровно, совершенно не сомневаясь в правильности выбранного решения; единственное, что  ее “смущает”, - это то, что “по  дороге до спальни” или “за делом” она может быть “захвачена... и  злодеям достаться на глумленье”, а разговор с Ясоном только укрепляет  Медею в намерении так поступить.

Словесный поединок с Ясоном Медея выигрывает блестяще: она выставляет его совершеннейшим ничтожеством и  подлецом; она вспоминает все, что  для него сделала, и спрашивает: “А где ж? Где клятвы те священные?”. Медея поражена, что он сумел прийти к ней, и иронизирует:

...Тут не смелость...

Отвага ли нужна, чтобы  друзьям,

Так навредив, в глаза  смотреть? Иначе

У нас зовут такой недуг - бесстыдство.

А Ясон в ответ открыто признается, что в браке с коринфской царевной ищет материальную выгоду, но чтобы оправдаться, он говорит, что делает это, чтобы “поднять детей... чрез братьев их”. Медея же понимает, что Ясон не хотел оставаться женатым на варварской царевне.

Медея резко отличается от эллинки, и даже после жизни с  Ясоном среди греков, ее характер ничуть не изменился: она горячая, страстная, эмоциональная, движимая чувствами  и инстинктами, гордая, резкая, несдержанная и безмерная. Медея безмерна во всем: в любви, ненависти, мести. Именно из-за этого ее не понимают другие персонажи  трагедии (Медея о себе говорит: “О, я во многом, верно, от людей и  многих отличаюсь...”), именно поэтому  трагедия не была оценена современниками Еврипида (ей была присуждено третье место). Рожденная для другой жизни, Медея  возмущается условиями несвободы, в которых живут эллинские  жены, которые не знают, за кого выходят  замуж, за порочного или честного, и каковы страдания тех, кому не повезло.

Информация о работе Анализ трагедии Еврипида "Медея"