Апробация системы грамматико-орфографических упражнений при обучении младших школьников правописанию на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Положения, выносимые на защиту:
-для достижения положительных результатов при работе по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка необходимо уделять особое внимание творческому подходу в решении этой проблемы;
-систематизированы и классифицированы разнообразные виды упражнений, как традиционные, так и по новым технологиям;
-для подтверждения выводов выпускной квалификационной работы использовался материал из опыта преподавания учителей-практиков, собственный опыт, исследовательские данные, наработанные за период преддипломной практики.

Содержание

Введение.
Глава I. Система грамматико-орфографических упражнений при обучении младших школьников правописанию.
1.1 Традиционные виды упражнений в обучении младших школьников правописанию.
1.1.1 Классификация грамматических упражнений.
1.1.2 Орфографические упражнения как средство смыслового
разграничения слов и их сочетаний.
1.1.3 Разновидность имитативных упражнений и методика их
проведения.
1.2 Новые технологии в обучении правописанию.
1.2.1 Занимательные упражнения как способ повышения эффективности урока и развития интереса к русскому языку.
1.2.2 Приёмы проведения упражнений с элементами программирования.
1.2.3 Особенности организации и проведения развивающих упражнений по русскому языку в первом классе (По системе Л. В. Занкова).
1.3 Методика проведения упражнений, применяемых при закреплении знаний
Глава II. Апробация системы грамматико-орфографических упражнений при обучении младших школьников правописанию на практике.
2.1 Педагогические исследования по проблеме и их результаты.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по русскому.docx

— 233.50 Кб (Скачать)

По сравнению с графиком 2 количество «5″ увеличилось, но за счёт «4″. Количество «3″ осталось прежним. 
Данный процент троек приходится на работу того же ребёнка, что и в прошлый раз. Причина такой неуспеваемости в недостатке внимания, контроля и помощи со стороны родителей. Этот ребёнок нуждается в дополнительной работе во внеурочное время. 
Чтобы увидеть целостное воздействие системы упражнений на детей по формированию орфографической зоркости за период проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
Исследуя тему выпускной квалификационной работы, мы сделали вывод, что методика обучения правописанию младших школьников адресуется учителю, но она направлена на деятельность учащихся. Её цель — обеспечить высокую познавательную активность детей, понимание ими материала, который изучается, и тех приёмов работы, которыми они пользуются. 
Орфография своим содержанием малопривлекательная для детей, усваивается она нелегко. У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку ставится только за орфографическую грамотность, другие стороны предмета «Русский язык»: — знание грамматики, богатство словаря, речь — во внимание не принимаются. 
Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя. Отрицательные эмоции переносятся на весь предмет «Русский язык». Поэтому очень важна мотивация орфографической работы, которая реализуется через: 
а) возбуждение, развитие, углубление познавательных интересов; 
б) использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы; 
в) чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ; 
г) повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе; 
д) положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своем успехе; 
е) введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков. 
Во время преддипломной практики мною проведено исследование по проблеме выпускной квалификационной работы целью апробации теории на практике. 
Работа над практической частью выпускной квалификационной работы помогла приобрести исследовательские навыки, диагностические навыки, умения анализировать, сравнивать, классифицировать и изображать диагностические данные графически. 
Результаты исследования ещё раз подтвердили верность выдвинутой гипотезы.

 

ЛИТЕРАТУРА 
1. Баранов М. Т. «Методика преподавания русского языка» — М.: Просвещение, 1990 — 368с. 
2. Дарина Т. Ю. «Использование элементов программирования при изучении безударных гласных в корне»//Начальная школа. №12, 1997г. 
3. Кустарёва В. А., Назарова Л. К., Рождественский Н. С. и др. «Методика русского языка» — 3-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1982 -400с. 
4. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 464 с. 
5. Львов М. Р. «Правописание в начальных классах». — М.: Просвещение, 1990. — 160с. 
6. Мишина Т. И. «Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии»//Начальная школа. №9, 1996г. 
7. Пономарёва Л. Г. «Развивающие упражнения в первом классе»// Начальная школа. №5, 1997г. 
8. Рамзаева Т. Г. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» — М.: Просвещение, 1979. — 431с, ил. 
9. Рождественский Н. С. «Обучение орфографии в школе»-М., 1960, с. 140-141. 
10. Савинова 3. «Виды работ по формированию орфографической зоркости»//Начальная школа. №1, 1996г. 
11. Тырычева Л. А. «Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах»//Начальная школа. №5, 1994г. 
12. Хотенцева Г. И. «Работа над орфографическими ошибками»// Начальная школа. №4, 1995г. 
13. Сергеева Т. «Орфографические пятиминутки»// Начальная школа. Приложение к газете «Первое сентября». №7, 1996. — с. 7. 
14. Савостина А. «Дополнительный материал по русскому языку»// Приложение к газете «Первое сентября». №5, 1995. — стр. 5. 
15. Тычирева А. А. «Занимательные упражнения на уроках русского языка в 1-2 классах»// Начальная школа. №5, 1994. — стр. 18-22. 
16. Железная Л. М. «Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку»// ж. Начальная школа. №4, 2003. — с. 43. 
17. Рамзаева Т. Г. «Уроки русского языка в 1 классе»: Пособие для учителя трёхлетней начальной школы — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 127с. 
18. Рамзаева Т. Г. «Уроки русского языка во 2 классе»: Пособие для учителя трёхлетней начальной школы — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение. 1987. -191с. 
19. Рамзаева Т. Г., Соколова Е. М., Желтовская Л. Я. и др.; под ред. Фоминых Б. И. «Обучение во 2 классе»: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. В 2 кн. Кн. 1 Русский язык. Чистописание. Чтение. Учим читать книгу. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1989. — 431с. 
20. Тикунова Л. И., Канакина В. П. «Сборник диктантов и творческих работ»: Пособие для учителя начальной школы — М.: Просвещение, 1992. — 176с. 
21. Конанина В. П. «Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы»: Пособие для учащихся 1-2 классов трёхлетней начальной школы -М.: Просвещение. 1988. — 176с. 
22. Матвеева А. Н., Васильева Р. А., Бугаева А. Л. «Сборник диктантов для начальных классов»: Пособие для учителя. — М.: Просвещение. 1984. — 176с. 
23. Рамзаева Т. Г. «Русский язык»: Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы» — 2-е изд., стереотип — М.: Дрофа, 2001. — 208с: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика обучения русскому языку.

 

Теоретические основы методики обучения русскому языку: предмет методики, ее задачи, принципы, методы.

Фундаментальная и прикладная части методики.

Основные вехи методики русского языка в России (18 – 20 вв.). Методика обучения грамоте. Механизмы чтения и письма. Навык первоначального  чтения и письма. Методы обучения грамоте; звуковой аналитико-синтетический метод. Современные буквари и азбуки (сравнительный анализ). Основы каллиграфии. Уроки обучения грамоте. 

 

Методика изучения языковой теории: фонетики, словообразования, грамматики.

 

Методы изучения языковой теории. Усвоение языковых понятий, правил. Методика изучения отдельных разделов курса: понятие о частях речи, основы синтаксиса и др. Взаимосвязь языкового образования и речевого развития. Современные методы развивающего обучения, развития познавательных интересов и активности учащихся. 

 

Методика правописания, формирование орфографического навыка.

Система упражнений. Диктанты. Уроки русского языка.

 

Методика развития речи учащихся, его уровни: произносительный, лексический, грамматический, уровень текста.

Культура речи учащихся. Речевые умения – письменная и  устная речь. Методы развития речи. Сочинения, изложения. Основы риторики. Детское творчество. Речевые ошибки, их исправление. Уроки развития речи. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку. 

 

Методика чтения и литературы.

 

Современные программы литературного  чтения. Правильность, беглость, сознательность, выразительность чтения. Анализ художественного  текста. Работа с научно-познавательным текстом. Уроки чтения и литературы.  

 

Методика внеклассного чтения.

 

Возрастные особенности  восприятия литературы. Читательские интересы школьников. Читательская самостоятельность. Уроки внеклассного чтения. 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Методика преподавания русского языка – одна из профилирующих  дисциплин предметного блока, готовящая студентов к профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Методика обучения русскому языку – это наука, предмет  которой – процесс обучения языку, его практическому использованию. Перед ней ставятся задачи научить студентов обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом специфики языка как средства общения, психолого-педагогических закономерностей процесса обучения, социальных потребностей общества.

Методика русского языка  поможет студентам понять закономерности формирования у учащихся умений и  навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке.

В рабочую программу курса  входят следующие разделы: методика обучения грамоте, методика литературного чтения, методика грамматики и орфографии, методика развития речи.

Важнейшими основами методики являются науки лингвистического цикла: фонетика и фонология, лексикология и фразеология, словообразование и  этимология, грамматика – морфология и синтаксис, стилистика, орфоэпия, графика и орфография.

Неразрывны связи методики русского языка с психологией  и педагогикой.

Методика литературного  чтения опирается на теорию литературы.

Цель курса: дать студентами теоретические  и практические знания в области преподавания русского языка как предмета школьного обучения.

Задачи курса: сформировать у студентов базовые понятия, совершенствовать профессионально-методические умения; научить самостоятельной работе с научной и учебно-методической литературой, готовить к творческой профессиональной деятельности (изучению передового опыта, новых образовательных технологий). 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Требования к  знаниям и умениям студентов  по курсу

Владеть:

-         нормами русского литературного языка;

-         знанием существующих программ и учебников по русскому языку и литературному чтению для начальной школы;

-         видением связей методики обучения русскому языку с другими дисциплинами;

-         базовыми понятиями данного курса;

-         знанием требований к умениям и навыкам учащихся начальной школы.

Уметь:

-         ориентироваться в актуальных проблемах методики преподавания русского языка;

-         ставить цели и задачи для учащихся в процессе обучения русскому языку и литературному чтению;

-         планировать и конструировать свою педагогическую деятельность;

-         прогнозировать и анализировать результаты своей работы и работы учащихся;

-          использовать весь комплекс учебно-методических средств. 

 

Основные разделы  методики. 

 

Методика обучения грамоте, то есть элементарному чтению и письму.

Методика чтения. Задача предмета «Литературное чтение»  в начальных классах состоит  в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе как  искусству слова.

Методика грамматики и  орфографии. Она включает обучение письму и каллиграфии, формирование элементарных грамматических понятий  и орфографических умений и навыков.

Методика развития речи учащихся. Младшие школьники впервые осознают язык, речь как предмет изучения – анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, что интересно; овладевают письменной речью, которая отличается от устной и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса и связной речи – устной и письменной.

Неразрывны связи методики русского языка с психологией, в  частности психологией возрастной и педагогической.

Методика чтения опирается  также на теорию литературы.

Следующей составной частью основ методики обучения русскому языку  является педагогика. 

 

 

 

 

Программа

Раздел I. Теория и методика обучения русскому языку как наука.

Тема. 1.1. Теоретические основы методики обучения русскому языку. Психолого-дидактические аспекты методики русского языка. Русский язык как учебный предмет в школе. История методики русского языка как науки. Современные программы по русскому языку и литературному чтению для начальной школы.

Раздел II. Методика обучения грамоте.

Тема 2.1. Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями чтения и письма.

История методов обучения грамоте. Задачи, стоящие перед обучением  грамоте. Учебно-методический комплект по обучению грамоте. Методы обучения грамоте, их классификация. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Тема 2.2. Ступени обучения чтению и письму. Выбор методики. Добукварный период. Звукослоговые схемы, схемы буквенные, звуковые. Работа со слогом, слогоделение. Знакомство с ударением. Изучение звуков. Знакомство с буквами. Механизм чтения, его составляющие. Чтение и разбор букварных текстов. Обучение письму. Уроки обучения грамоте.

Раздел III. Методика чтения и литературы.

Тема 3.1. Современная система обучения чтению и литературе.

Истории методики чтения. Пропедевтический этап литературного образования. Учебный материал для чтения и литературоведческой пропедевтики в начальных классах.

Формирование ребенка  – читателя. Творческая деятельность детей в системе литературного образования младших школьников.

Тема 3.2. Методика работы над навыком чтения. Качество навыка чтения. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца. Работа над правильностью, беглостью, сознательностью, выразительностью чтения.

Тема 3.3. Научные основы анализа художественного произведения. Литературоведческие основы анализа художественного произведения. Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах. Первичное восприятие текста. Анализ художественного произведения на уроке чтения. Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения.

Тема 3.4. Особенности работы над произведениями разных жанров.

Методика работы над эпическими, лирическими, драматическими произведениями в начальных классах.

Тема 3.5. Работа с детской книгой. Воспитательная роль книги. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. Этапы обучения работе с детской книгой. Технология уроков внеклассного чтения.

Тема 3.6. Уроки литературного чтения. Требование к урокам чтения. Задачи современного урока чтения. Типология уроков чтения. Подготовка учителя  к уроку чтения.

Раздел IV. Методика изучения языковой теории.

Тема 4.1. Методика изучения основ фонетики и графики.

Трудности фонетики и графики. Произносительные единицы речи. Умения учащихся. Процесс обучения. Методы. Приемы.

Тема 4.2. Методика лексики и семантики, морфемики и словообразования.

Языковые понятия, умения учащихся. Методические приемы. Трудности. Обобщения. Обратная связь.

Тема 4.3. Методика изучения грамматики. Части речи.

Морфология. Части речи. Имя  существительное. Лексическое и  грамматическое значение. Род, число, склонение имен существительных. Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных. Род, число, склонение имен прилагательных. Словообразование имен существительных и прилагательных. Лексическое и грамматическое значение глаголов. Время, неопределенная форма глагола. Словообразование глаголов. Знакомство с местоимениями, числительными, наречиями.

Тема 4.4. Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе.

Предложения, их виды. Члены  предложения. Словосочетания. Однородные члены предложения. Сложные предложения. Прямая и косвенная речь.

Раздел V. Методика правописания (орфографии и пунктуации).

Тема 5.1. Формирование орфографических действий и навыков правописания.

Принципы русской орфографии. Орфограмма. Орфографическая зоркость. Правила правописания. Мотивация  орфографической работы. Ступени  формирования умений по орфографии. Методы и приемы обучения правописанию. Виды диктантов. Изучение ошибок учащихся.

Раздел VI. Методика развития речи учащихся.

Тема 6.1. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся.

Речь и ее виды. Факторы  речевого развития человека. Культура речи. Методы развития речи. Уровни работы по развитию речи. Пересказы и изложения, их значения, цели и виды. Методика изложение отдельных видов. Отдельные виды сочинений. Литературное творчество школьников. Речевые ошибки учащихся.

Раздел VII. Внеурочная работа по русскому языку.

Тема 7.1. Задачи и формы внеурочной работы. Языковые игры. Кружок русского языка. Виды внеклассных занятий. 

 

 

Основная литература

1.       Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985.

2.       Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988.

3.       Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990.

Информация о работе Апробация системы грамматико-орфографических упражнений при обучении младших школьников правописанию на практике