Архаизмы в баснях И.А. Крылова

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование архаизмовв баснях И.А. Крылова.
Для реализации этой цели предполагается решить такие конкретные задачи:
1) дать определение понятия «архаизм», основных его признаков и типов и в соответствии с этим отобрать фактический материал, необходимый для анализа;
2) классифицировать языковой материал;
3) исследовать формальные и семантические характеристики архаизмов.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Определение понятия «архаизм» 6
Глава 2. Архаизмы в баснях И.А. Крылова 16
Заключение 25
Список литературы 27
Список сокращений 29

Работа содержит 1 файл

Архаизмы в баснях И.А. Крылова.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Особую группу лексико-словообразовательных архаизмов составляют сложные слова, созданные как кальки с греческого языка по устаревшим сейчас словообразовательным моделям: благовоние, благожелатель, благорасположение, достопамятный, досточтимый, злокозненный, злоключение, злонравный, злоречивый, злоумышлять, всемилостивый, всеславный.

  1. Лексико-фонетические архаизмы – слова, у которых устарело их фонетическое оформление, претерпевшее в процессе исторического развития языка некоторые изменения: солодкий, ворог, младой, брег, нощь, свейский (шведский), аглицкий (английский), ироизм, афеизм. Также к фонетическим архаизмам относятся и слова, сохранившие звук [e] пред твёрдым согласным, в то время как в их современных вариантах здесь звучит [o] (пишется ё) – раскаленный (раскалённый), просвещенный (просвещённый), обрек (обрёк).
  2. Лексико-семантические архаизмы - слова, утратившие отдельные значения: гость - 'купец', позор - 'зрелище', пошлый - 'популярный', мечта - 'мысль'. Архаизация одного из значений слова – очень интересное явление. Результатом этого процесса оказывается возникновение семантических, или смысловых, архаизмов, то есть слов, употреблённых в необычном для нас, устаревшем значении. Знание семантических архаизмов помогает правильно понимать язык писателей-классиков.
  3. Грамматические архаизмы – слова, утратившие прежние грамматические формы (продравши – продрав, тихохонько – тихонечко, царску – царскую).

Самую многочисленную группу составляют собственно лексические  архаизмы, которые можно подвергнуть  дальнейшей систематизации, выделив  слова, близкие по времени перехода в пассивный запас, или разграничив, например, слова, имеющие однокорневые в составе современной лексики (льзя – нельзя, ряхая - неряха), и слова, лишенные родственных связей с современными номинациями: уй – 'дядя по матери', стрыйня – 'жена дяди', черевье – 'кожа', вежа – 'шатер, кибитка' и т. д.

Лексические архаизмы – это разряд устаревшей лексики, возникший в результате расслоения русского словаря. В своем значении они содержат и дополнительную сему «устарелость», благодаря которой противопоставляются нейтральным и стилистически окрашенным словам. Лексические архаизмы относятся к книжной лексике, в современном русском языке находятся во взаимосвязи с общеупотребительными синонимами. Они обладают яркой способностью придавать речи специфическую окраску, направленностью на осуществление экспрессивно-стилистических задач в процессе коммуникации.

Лексические архаизмы противопоставляются  историзмам по их употреблению в стилях современного русского языка: свойства архаизмов обосновываются факторами  лингвистической природы, а историзмов – экстралингвистическими, они обладают постоянной познавательной значимостью в отличие от историзмов, чья злободневность зависит от изменений в обществе; в силу сказанного лексические архаизмы могут употребляться только с определенной стилистической целью, вне художественно-выразительной и изобразительной установки их использование не может быть оправдано, в то время как историзмы употребляются и вне определенных стилистических условий.

Лексические архаизмы – воплощение асимметрического дуализма языкового  знака (язык и речь). Одновременно с  этим они представляют собой также не только средство коммуникации, но и инструмент художественного постижения действительности, постижения сущности и формы прекрасного в жизни, науке, искусстве, в любых проявлениях объективного мира.

Лексический архаизм – уникальная лексическая единица, употребляющаяся в речи почти исключительно как средство экспрессивного выражения и эмоционального воздействия. С архаизацией слова изменяется его функциональная ориентированность в тексте, диапазон вариативности его стилистических функций, его роль в характере выражения семантической доминанты того или иного текста.

В плане стилистическом архаизмы используются в современной литературе:

а) для воссоздания исторического  колорита эпохи (обычно в исторических романах, повестях);

б) для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности (в стихах, в ораторском выступлении, в публицистической речи);

в) для создания комического эффекта, иронии, сатиры, пародии (обычно в фельетонах, памфлетах);

г) для речевой характеристики персонажа (например, лица духовного звания).

Кроме того, важно подчеркнуть, что при анализе стилистических функций устаревших слов в том  или ином художественном произведении следует учитывать время его написания, знать общеязыковые нормы, которые действовали в ту эпоху. Ведь для писателя, жившего сто или двести лет назад, многие слова могли быть вполне современными, общеупотребительными единицами, еще не перешедшими в пассивный состав лексики.

Анализируя стилистические функции устаревших слов в художественной речи, нельзя не учитывать и того, что их употребление в отдельных случаях (как и обращение к иным лексическим средствам) может быть и не связано с конкретной стилистической задачей, а обусловлено особенностями авторского слога, индивидуальными пристрастиями писателя.

В современных толковых словарях русского языка большинство  лексико-словообразовательных архаизмов  дается с пометой (уст.); ср.: миросердный, мужеский, неприветный, сонмище, усталь. Иные не снабжены такими пометами, однако об их архаизации свидетельствует низкая частотность употребления; ср.: малодушествовать – малодушничать, распутствовать – распутничать, идеализирование – идеализация. Наконец, многие архаизмы старославянского происхождения выделяются пометой (высок.), указывающей на их торжественное, возвышенное звучание; ср.: владычествовать, преисполнить, преклониться, собрат.

Таким образом, анализ выделенных нами единиц архаизмов в баснях И.А. Крылова будет проводиться с учетом их классификации, выделения отличительных черт.

 

 

Глава 2. Архаизмы в баснях И.А. Крылова

 

 

На основании проведенного анализа нами было выделено 327 единиц архаизмов в сборнике басен И.А. Крылова. Повторяющиеся единицы и их словоформы не учитывались повторно. Проведенная классификация архаизмов показала, что в текстах басен Ивана Крылова присутствуют все типы архаизмов: лексические, лексико-словообразовательные, лексико-фонетические и лексико-семантические, грамматические.

 

Лексические

палицей, сим, сему, червонец, карла, станица, супротив, карета, возъемля, аршин, смрад, худо (сущ.)1, кафтан, алкая, оттоль, дотоль, миряне, камзол, отколе, дивиться, ловчий, зрим, селянин, ежели, дань, ан (но), ведать, прибыток, чело, убавить, чадо, не моги (не смей), лапти, лучина, купец, всечасно, мзда, молвить, сосцы, ратник, сговорить (сосватать), кое, прилика (преграда), диковинка, думы, вспомняся (не помня себя от страха);

 

Лексико-словобразовательные

пята (суф.), боле (суф.), застановляет (суф.), спить (попить) (прист.), пожизненность (прист.+суф.), знакомец (суф.), дубьё (суф.), подале (суф.), постеля (окончание), вышин (суф.), Лисанька (суф.), ливная (ливневая) (суф.), бедство (суф.), волченят (суф.), хотя (желая) (суф.), подале (суф.), истратить (прист.), вполоткрыта (прист.+суф.), оне (окончание), назавтрее (суф.), злилася (постф.), нейдет (прист.), тихомолком (прист.+суф.), немазанный (несмазанный) (прист.), лавливали (суф.), втора (вторая), ларь (суф.);

 

Грамматические

случася (форма дееприч.), намереся (форма дееприч.), прошедши (форма дееприч.), вспомняся (форма дееприч.), несть (форма инфинитива), дитяти (суф.), озираючи (форма дееприч.), захватя (форма дееприч.), смертоносну (окончание), благочестивой (м.р.) (окончание), баснь (суф.), спросяся (форма дееприч.), получа (форма дееприч.), которы (окончание), отцовско (окончание), (два) дни (окончание), царску (окончание), мыслию (окончание), военны (окончание);

падежные формы, глагольное управление: потерял счет в червонцах (совр. червонцам), счастье мне продлится (совре. у меня), угодна перед Львом (совр. Льву), оправлен в золоте (совр. в золото), сквозь слез (совр. слезы), угодить на (совр. без предлога), чужой беде (совр. над чужой бедой), считаю за отраву (совр. отравой), простительны для нас (совр. нам) в удивленьи (совр. в удивленье), в закроме (совр. в закромах), без крыл (совр. без крыльев);

 

Лексико-фонетические

чрез, анбар, чреда, деревцо, млеком, хмель (шмель), потачка, колодезь, сбирались, богатее, простее, дирал (драл), скакает;

 

Лексико-семантические

добро (богатство), именье (имущества), казна, живот (жизнь), дурней (хуже), счеты (подсчеты), погода (хорошая погода), лесть (красота, прелесть), подсолнечная (земля), тьма (много), ценят (бранят), чту (считаю), наперед (первым), возросло (выросло), низменный (маленький), случай (шанс), близко (в значении рядом, предлог), вперед (на будущее), вздуть (задуть), передняя (о здании).

Рассмотрим более подробно следующие 10 басен («Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Зеркало и  Обезьяна», «Лисица и Виноград», «Музыканты», «Свинья под Дубом», «Лань и Дервиш», «Лев и Волк», «Вельможа», «Комар и Пастух»).

 

Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват: 
Тому в истории мы тьму примеров слышим 
Но мы истории не пишем, 
А вот о том как в баснях говорят... 
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: 
И надобно ж беде случиться, 
Что около тех мест голодный рыскал Волк. 
Ягненка видит он, на добычу стремится; 
Но, делу дать хотя законный вид и толк, 
Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом 
Здесь чистое мутить питье 
Мое 
С песком и с илом? 
За дерзость такову 
Я голову с тебя сорву". - 
"Когда светлейший Волк позволит, 
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью 
От Светлости его шагов я на сто пью; 
И гневаться напрасно он изволит: 
Питья мутить ему никак я не могу". - 
"Поэтому я лгу! 
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! 
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете 
Мне здесь же как-то нагрубил; 
Я этого, приятель, не забыл!" - 
"Помилуй, мне еще и от роду нет году". - 
Ягненок говорит. - "Так это был твой брат". - 
"Нет братьев у меня". - "Так это кум иль сват. 
И, словом, кто-нибудь из ващего же роду. 
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, 
Вы все мне зла хотите, 
И если можете, то мне всегда вредите; 
Но я с тобой за их разведаюсь грехи". - 
"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! Устал я слушать. 
Досуг мне разбирать вины твои, щенок! 
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". 
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

 

 

тьму – ЛСМА

истории – ЛСМА

 

зашел – ЛСА

 

 

 

хотя – ГА

 

 

 

 

 

 

 

светлейший – ЛА

донесть – ГА

 

 

 

 

свет – ЛСМА

запрошлом – ЛСА

лете – ЛСМА

 

помилуй – ЛА

 

 

 

 

хотите – ЛСМА

 

разведаюсь – ГА

вины – ГА

Ворона и  Лисица

Уж сколько раз твердили миру, 
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, 
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. 
Вороне где-то бог послал кусочек сыру; 
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать было совсем уж собралась, 
Да позадумалась, а сыр во рту держала. 
На ту беду, Лиса близехонько бежала; 
Вдруг сырный дух Лису остановил: 
Лисица видит сыр, - 
Лисицу сыр пленил, 
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; 
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит 
И говорит так сладко, чуть дыша: 
"Голубушка, как хороша! 
Ну что за шейка, что за глазки! 
Рассказывать, так, право, сказки! 
Какие перышки! какой носок! 
И, верно, ангельский быть должен голосок! 
Спой, светик, не стыдись! 
Что ежели, сестрица, 
При красоте такой и петь ты мастерица, 
Ведь ты б у нас была царь-птица!" 
Вещуньина с похвал вскружилась голова, 
От радости в зобу дыханье сперло, - 
И на приветливы Лисицыны слова 
Ворона каркнула во все воронье горло: 
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

 

 

 

 

 

 

 

позадумалась – ЛСА

близехонько – ЛСА

 

 

пленил – ЛФА

 

 

 

 

 

право – ЛСМА

 

 

 

ежели – ЛА

 

 

вещуньина – ЛА

вскружилась с похвал – ГА

Зеркало и Обезьяна

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, 
Тихохонько Медведя толк ногой: 
"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! 
Что это там за рожа? 
Какие у нее ужимки и прыжки! 
Я удавилась бы с тоски, 
Когда бы на нее хоть чуть была похожа. 
А ведь, признайся, есть 
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть: 
Я даже их могу по пальцам перечесть". - 
"Чем кумушек считать трудиться, 
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" - 
Ей Мишка отвечал. 
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

 

увидя  – ГА

тихохонько – ЛСА

 

 

 

 

 

 

 

перечесть – ЛСМА

 

оборотиться – ЛА

 

попусту – ЛСА

Лисица и  виноград

Голодная кума Лиса залезла  в сад; 
В нем винограду кисти рделись. 
У кумушки глаза и зубы разгорелись; 
А кисти сочные, как яхонты, горят; 
Лишь то беда, висят они высоко: 
Отколь и как она к ним ни зайдет, 
Хоть видит око, 
Да зуб неймет. 
Пробившись попусту час целый, 
Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж! 
На взгляд-то он хорош, 
Да зелен - ягодки нет зрелой: 
Тотчас оскомину набьешь".

 

 

рделись – ЛСА

 

яхонты – ЛА

 

отколь – ЛА

око – ЛА

неймет – ЛСА

пробившись – ЛСМА

Музыканты

Сосед соседа звал откушать; 
Но умысел другой тут был: 
Хозяин музыку любил 
И заманил к себе соседа певчих слушать. 
Запели молодцы: кто в лес, кто по дрова, 
И у кого что силы стало. 
В ушах у гостя затрещало 
И закружилась голова. 
«Помилуй ты меня,— сказал он с удивленьем,— 
Чем любоваться тут? Твой хор 
Горланит вздор!»— 
«То правда, — отвечал хозяин с умиленьем,— 
Они немножечко дерут; 
Зато уж в рот хмельного не берут, 
И все с прекрасным поведеньем».

А я скажу: по мне уж лучше пей, 
Да дело разумей.

 

откушать – ЛСА

 

 

певчих – ЛА

 

 

 

 

 

 

вздор – ЛА

 

 

 

 

 

разумей – ЛА

Свинья под  Дубом

Свинья под Дубом вековым 
Наелась желудей досыта, до отвала; 
Наевшись, выспалась под ним; 
Потом, глаза продравши, встала 
И рылом подрывать у Дуба корни стала. 
"Ведь это дереву вредит, - 
Ей с Дубу Ворон говорит, - 
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может". 
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, - 
Ничуть меня то не тревожит, 
В нем проку мало вижу я; 
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; 
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею". -  
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, - 
Когда бы вверх могла поднять ты рыло, 
Тебе бы видно было, 
Что эти желуди на мне растут". 
Невежда так же в ослепленье 
Бранит науку и ученье 
И все ученые труды, 
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

 

 

 

 

продравши – ЛА, ГА

 

 

 

 

 

 

проку – ЛА

 

жирею – ЛА

 

 

 

 

 

 

труды – ЛСМА

вкушает – ЛСА

Лань и Дервиш

Младая Лань, своих лишась любезных чад, 
Еще сосцы млеком имея отягченны, 
Нашла в лесу двух малых волченят 
И стала выполнять долг матери священный, 
Своим питая их млеком. 
В лесу живущий с ней одном, 
Дервиш, ее поступком изумленный: 
"О безрассудная!- сказал,- к кому любовь, 
Кому свое млеко ты расточаешь? 
Иль благодарности от их ты роду чаешь? 
Быть может, некогда (иль злости их не знаешь?) 
Они прольют твою же кровь".- 
"Быть может,- Лань на это отвечала,- 
Но я о том не помышляла 
И не желаю помышлять: 
Мне чувство матери одно теперь лишь мило, 
И молоко мое меня бы тяготило, 
Когда б не стала я питать".

Так, истинная благость 
Без всякой мзды добро творит: 
Кто добр, тому избытки в тягость, 
Коль он их с ближним не делит.

 

младая – ЛФА

сосцы – ЛА

млеком – ЛФА

отягчены – ЛА

 

 

дервиш – ЛА

 

 

чаешь – ЛА

 

 

 

помышляла – ЛА

 

 

 

 

благость – ЛА

 

 

Коль – ЛА

 

Лев и Волк

Лев убирал за завтраком ягненка; 
А собачонка, 
Вертясь вкруг царского стола, 
У Льва из-под когтей кусочек урвала; 
И Царь зверей то снес, не огорчась нимало: 
Она глупа еще и молода была. 
Увидя то, на мысли Волку вспало, 
Что Лев, конечно, не силен, 
Коль так смирен: 
И лапу протянул к ягненку также он. 
Ан вышло с Волком худо: 
Он сам ко Льву попал на блюдо. 
Лев растерзал его, примолвя так: "Дружок, 
Напрасно, смотря на собачку, 
Ты вздумал, что тебе я также дам потачку: 
Она еще глупа, а ты уж не щенок!"

 

убирал – ЛСМА

 

вкруг – ЛФА

 

снес – ЛСА

 

увидя – ГА

вспало – ЛА

 

 

ан – ЛА

 

примолвя – ЛА

 

потачку – ЛФА

Вельможа

Какой-то в древности Вельможа 
С богато убранного ложа 
Отправился в страну, где царствует Плутон. 
Сказать простее,- умер он; 
И так, как встарь велось, в аду на суд явился. 
Тотчас допрос ему: "Чем был ты? где родился?" - 
"Родился в Персии, а чином был сатрап; 
Но так как, живучи, я был здоровьем слаб, 
То сам я областью не правил, 
А все дела секретарю оставил".- 
"Что ж делал ты?"- "Пил, ел и спал, 
Да все подписывал, что он ни подавал". 
- "Скорей же в рай его!" 
- "Как! где же справедливость?"- 
Меркурий тут вскричал, забывши всю учтивость. 
"Эх, братец!- отвечал Эак,- 
Не знаешь дела ты никак. 
Не видишь разве ты? Покойник - был дурак! 
Что, если бы с такою властью 
Взялся он за дела, к несчастью,- 
Ведь погубил бы целый край!.. 
И ты б там слез не обобрался! 
Затем-то и попал он в рай, 
Что за дела не принимался".

 

вельможа – ЛА

ложа – ЛА

 

простее – ЛФА

 

 

сатрап – ЛА

чином – ЛА

живучи – ГА

правил – ЛСМА

 

 

 

 

 

вскричал – ЛСА

забывши – ГА

 

 

 

 

обобрался – ЛСМА

Комар и Пастух

Пастух под тенью  спал, надеяся на псов. 
Приметя то, змея из-под кустов 
Ползет к нему, вон высунувши жало; 
И Пастуха на свете бы не стало, 
Но, сжаляся над ним, Комар, что было сил, 
Сонливца укусил. 
Проснувшися, Пастух змею убил; 
Но прежде Комара спросонья так хватил, 
Что бедного его как не бывало.

Таких примеров есть немало: 
Коль слабый сильному, хоть движимый добром. 
Открыть глаза на правду покусится, 
Того и жди, что то же с ним случится, 
Что с Комаром.

 

надеяся – ЛСА

 

вон – ЛСМА

высунувши – ГА

сжаляся – ГА

сонливца – ЛА

проснувшися – ГА

Итого:

74 архаизма

Из них:

ЛА – 29

ЛСА – 13

ЛСМА – 13

ГА – 13

ЛФА – 6

39%

18%

18%

18%

7%


 

Таким образом, проведенный  анализ 10 басен показал, что среди архаизмов лексико-словообразовательного типа основное место занимает употребление суффиксов степеней сравнения –ее на месте современного –е или –ей; употребление постфикса -ся на месте современного -сь; широко используются приставки пре-/при-, вз-/вс-, воз-/вос-; а также уменьшительно-ласкательные суффиксы –аньк и -оньк.

Основные особенности  грамматических архаизмов: усеченная форма инфинитивов глаголов, усеченная форма полных прилагательных, устаревшие формы деепричастий.

Среди фонетических особенностей архаизмов выделяются: неполногласие; одиночное употребление т на месте современного д (потачка – подачка).

Среди лексико-семантических  архаизмов рассмотрим следующие  случаи исчезновения одного (или нескольких) значений слова:

«вон» – в тексте басни  употреблено в значении «наружу», утраченном в современном русском  языке;

«пробившись» – в  тексте басни употреблено в значении «долго возиться с чем-то, пытаться что-то сделать», в современном языке это значение утрачено;

«снес» – в тексте басни употреблено в значении «вынес, пережил», утраченное в современном  русском языке.

Отмечено наибольшее количество лексических архаизмов (39%), в равной степени представлены лексико-словообразовательные, лексико-семантические и грамматические (по 18% каждая группа), меньше всего отмечено лексико-фонетических архаизмов – 7%. Однако более широкий анализ (всего сборника) показывает, что грамматические архаизмы превалируют над лексико-словообразовательными и лексико-семантическими.

Употребление большого количества архаизмов в творчестве И.А. Крылова оправдано эпохой, в которую он жил. 17 век – период становления, развития русского литературного языка.

 

Заключение

 

 

Старославянская лексика  использовалась в этой функции еще в древнерусской литературе. В поэзии классицизма, выступая как главная составная часть одического словаря, старославянизмы определяли торжественный стиль "высокой поэзии". В стихотворной речи XIX в. с архаизирующей старославянской лексикой стилистически уравнялась устаревшая лексика иных источников, и прежде всего древнерусизмы. Архаизмы явились источником национально-патриотического звучания вольнолюбивой лирики Пушкина, поэзии декабристов. Традиция обращения писателей к устаревшей высокой лексике в произведениях гражданско-патриотической тематики удерживается в русском литературном языке и в наше время.

Употребление большого количества архаизмов в творчестве И.А. Крылова оправдано эпохой, в которую он жил. 17 век – период становления, развития русского литературного языка.

Информация о работе Архаизмы в баснях И.А. Крылова