Человек - это звучит гордо

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:50, сочинение

Описание работы

Вероятно, такое стремление, стремление увлечь за собой людей, уставших от мерзостей тогдашней русской жизни, двигало в свое время пером молодого Горького, когда он создавал первые произведения. И вот в русскую литературу ворвалась шумная и насмешливо-гневная толпа необычайных горьковских типов, сразу же вызвавшая целую бурю страстей в печати. Она ворвалась вместе с рокотом прибоя, песнями цыган и веселой руганью босяков, эта толпа романтических бродяг, искателей смысла жизни, у которых в груди, под лохмотьями, билось горячее и щедрое сердце.

Работа содержит 1 файл

Человек звучит гордо.docx

— 16.13 Кб (Скачать)

 

Вероятно, такое стремление, стремление увлечь за собой людей, уставших от мерзостей тогдашней русской  жизни, двигало в свое время пером  молодого Горького, когда он создавал первые произведения. И вот в русскую  литературу ворвалась шумная и насмешливо-гневная  толпа необычайных горьковских  типов, сразу же вызвавшая целую  бурю страстей в печати. Она ворвалась  вместе с рокотом прибоя, песнями  цыган и веселой руганью босяков, эта толпа романтических бродяг, искателей смысла жизни, у которых  в груди, под лохмотьями, билось горячее  и щедрое сердце.

Их не было в жизни, во всяком случае не было таких, как у Горького. Но ведь литература не копирует действительность! Человеческой душе свойственно восхищаться героическим. Это не зависит от возраста. Зрелые, много испытавшие люди перечитывают «Мартина Идена» или биографию Софьи Андреевны Толстой с таким же сердечным трепетом, с каким смешные пацанята-пятиклассники листают майнридовского «Оцеолу».

А ранние рассказы Горького занимают почетное место в ряду литературы «зовущей». Они свежи и необычны, они заставляют задуматься, учат мечтать. И самое главное — они призывают  быть Человеком.

В одном из лучших своих рассказов  «Старуха Изергиль» писатель ищет ответа на вопрос — для чего стоит жить. Тема рассказа принадлежит к так называемым вечным, Горький размышляет о смысле жизни, то есть о том, о чем размышляли и спорили писатели всех стран и эпох. Каждая из трех легенд рассказа, например, перекликается с множеством романов, повестей, драм самых различных авторов, ищущих ответа на этот же вопрос. Для меня, например, «Угрюм-река» Шишкова как бы разворачивает в огромную эпопею мысль, сконцентрированную в легенде о Ларре, Прохор Громов, герой романа, человек исключительной силы характера, смелый, упрямый, влюбленный в свое дело, не может не нравиться. И в то же время он холодный эгоист, способный даже на убийство любимой женщины. А человек, презирающий людей, никогда не сможет заслужить любви, рано или поздно, но все совершенное им зло беспощадным бумерангом ударит по нему самому. Прохор сходит с ума. Вокруг него черная пустота одиночества. Друзей уже нет, он сам оттолкнул их, гордо и грубо, его ненавидят не только обманутые женщины, но даже Нина, разделившая с ним судьбу и любившая его почти пятнадцать лет. Даже волк, любимец Прохора, и тот оставляет хозяина. И Прохор бросается с «Орлиной башни». В отличие от Ларры он просто человек, и за ним остается право на смерть.

А сама Изергиль? Во многом ей можно позавидовать, ибо это женщина яркой и красочной судьбы. Она пленительна и отважна, умеет любить и бороться за свою любовь. Но и ее жизнь проходит бесплодно, потому что она никому не помогла, не совершила чего-то доброго, что осталось бы в памяти людей, и к старости она оказывается выброшенной за борт жизни) Как похоже это на драму Ибсена «Пер Гюнт», которая тоже рассказывает о судьбе яркого и веселого парня, легко шагавшего по жизни, думавшего лишь о своих удовольствиях.

Да, Пер Гюнт получает их полными пригоршнями. Для него не составляет труда соблазнить девушку за час до ее свадьбы с односельчанином, а потом, улыбнувшись, бросить ее на дальнейшее пользование незадачливому жениху. Пер Гюнт обходит земной шар, заглядывает и в подземное царство троллей, плавает по всем морям и океанам, становится богат, но под старость ему тоже хочется встретить радушие, теплую встречу друзей, односельчан, а вот этого-то он не встретит. За любовь надо платить любовью, надо приносить радость людям, если ты хочешь, чтобы тебя вспоминал» добром.

Так в чем же смысл жизни? Герои  рассказа «Старуха Изергиль»— и Ларра, и сама Изергиль, и Данко — люди сильные и незаурядные. Это еще более подчеркивает остроту вопроса, потому что их возможности равны, и каждый из них сам выбирает судьбу. Конечно, не могут не вызвать симпатий люди сильного характера: цельные, суровые и горячие — настоящие мужчины, однако воля и личное мужество человека дают плоды только в сочетании с высокой целью служения людям, которой посвящена жизнь.

Для того чтобы человек чувствовал себя полноценным, он должен знать, что  он нужен, что он приносит какую-то пользу. Это не чувства идеальных людей, это испытывает каждый. И если жизнь  все-таки прожита попусту, ничто  не может оградить от мучительного сознания своей никчемности. Человеку нужно чувствовать теплоту, признательность  близких ему людей. Ради этого  идут на подвиг. Ради этого повел  свое племя Данко.

Данко! Люди, подобные ему, редки. И все-таки как много прошло их по земле, отдавая всего себя народу! Вожаки восстаний, идущие на смерть, ученые, разбивавшие своими открытиями тьму средневековья и рисковавшие за это быть сожженными на кострах, путешественники, ставившие жизнь на карту ради новых открытий… А русские революционеры: Бауман, Свердлов, Дзержинский, а советские разведчики — тот же Зорге? Сколько прекрасных образов пламенных борцов создано в мировой литературе, начиная с Эсхила и кончая Островским, скольким людям эти образы освещали путь, словно маяки жизни! Человек должен быть прекрасен, об этом мечтают даже на «дне».

Вот что пишет литературовед  И. Славина: «Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!» — при  этих словах Сатин преображается. В  этот момент с него, кажется, спадает  пелена пьяного угара, он разом трезвеет и, покоренный красотой понятой им правды, вдохновенно и сильно ораторствует…  он кажется могучим героем… И когда-то вычитанное им в книгах писателей-гуманистов, искателей истины, теперь зазвучало как свое, выстраданное, заветное, понятное».

В горьковской сказке мать убивает  сына, блестящего полководца, наводящего трепет на страну. Она убивает его  потому, что он несет с собою  смерть, а матери ненавидят смерть, ибо они — матери. И в этом трагическом акте мать проявляет  себя настоящим человеком, ненавидящим  зло.

Самое прекрасное в обществе будущего — это люди, а быть настоящим  человеком обязан каждый, хотя это  нелегко: гораздо легче Запомнить  горьковское «Человек —это звучит юрдо» или чеховское о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Нет, надо любить не человечество вообще, а тех самых людей, с которыми встречаешься повседневно, надо уметь быть с ними добрым, чутким, великодушным. Мне, например, это не всегда удается — не хватает деликатности, чувства такта, это доставляет порой неприятные минуты и мне, и другим. Это надо изжить — человек обязан воспитывать себя сам, чтобы стать просто хорошим человеком: умным, простым, честным. И тогда можно с полным правом считать, что все великие страницы о замечательных людях, до сих пор обжигающие нас пламенем своей мечты, написаны о тебе.

Информация о работе Человек - это звучит гордо