Фантастика и ее жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:26, доклад

Описание работы

Фантастика - разновидность мимесиса [мимесис - дословно, подражание искусства действительности], в узком смысле - жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства. Её эстетической доминантой является категория фатастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил и условностей.
В настоящее время в фантастике выделяют несколько основных направлений, имеющих характерные особенности, например, научная фантастика, фэнтези, альтернативная история, ужасы.

Работа содержит 1 файл

Фантастика и ее жанры.doc

— 219.00 Кб (Скачать)


Фантастика и ее жанры

Фантастика - разновидность мимесиса [мимесис - дословно, подражание искусства действительности], в узком смысле - жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства. Её эстетической доминантой является категория фатастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил и условностей.
В настоящее время в фантастике выделяют несколько основных направлений, имеющих характерные особенности, например, научная фантастика, фэнтези, альтернативная история, ужасы. В прошлом основными фантастическими жанрами были фантастическое путешествие и утопия. Жанровые формы фантастики — фантасмагория и феерия — стали традиционным вспомогательным средством сатиры.

1. Научная фантастика — жанр в литературе и кино, где события происходят в мире, отличающемся от современной или исторической реальности по крайней мере в одном значимом отношении. Отличие может быть технологическим, физическим, историческим, социологическим, т. д., но не магическим. В узком смысле слова жанр, раскрывающий влияние на жизнь людей различных научно-технических изобретений. Частые сюжеты научной фантастики: полеты на другие планеты, робототехника и т. д. Так же в отличии от Фэнтези, книги научной фантастики не разделяются сами на множество отдельных направлений, а, скорее, каждое произведение SCI-FI может включать в себя несколько характерных аспектов.

Твёрдая научная фантастика (англ. Hard science fiction) — один из поджанров научной фантастики. Отличается отсутствием использования в логической структуре произведений фэнтезийных элементов, то есть сверхъестественных явлений, либо их сугубо рациональным толкованием. Обычно большое внимание в «твёрдой» научной фантастике уделяется законам физики, нередко весь сюжет основан на каком-либо вытекающем из законов физики парадоксе, в то время как отношения между людьми часто играют второстепенную роль.

Антиутопия — широко трактуемое направление в художественной литературе и кино, в произведениях которого описывается, как правило, квазиидеальное общество (зачастую, тоталитарное).

Социальная фантастика

Главная цель — раскрыть законы развития общества, попавшего в новые и непривычные для человечества условия.

Альтернативная история — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история, в один из своих переломных моментов пошла по другому пути.

2. Фэнтези – жанр фантастики, онованный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В отличие от фантастики не стремится объяснять мир с точки зрения науки. Сам мир существует гипотетически. Он может находиться хоть как и хоть где относительно нашей реальности и населен сказочными существами.

3. Ужасы – жанр, имеющий целью – вызвать у читателя чувство страха часто повествуя о сверхестественном, имеется ограниченный набор персонажей, заимствованных как правило из мифологии: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др.

 

Кир Булычёв (18 октября 1934 — 5 сентября 2003), настоящее имя И́горь Все́володович Може́йко — советский писатель-фантаст, учёный-востоковед, фалерист, сценарист. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычёвой.

Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве, в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой.

Отец, Всеволод Николаевич Можейко, выходец из белорусско-литовских шляхтичей Можейко герба Трубы, в пятнадцать лет формально ушёл из дома, скрыв своё дворянское происхождение и устроившись учеником на завод. В 1922 году в возрасте 17 лет он прибыл в Петроград, работал там слесарем, а по окончании рабфака поступил на юридический факультет университета, параллельно работая в профсоюзе. Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера, он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году.[3]

Мать была дочерью офицера, полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса, и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. После революции она освоила рабочую специальность, а затем окончила автодорожный институт. В 1930-е годы служила комендантом Шлиссельбургской крепости, а во время войны работала начальником авиадесантной школы в г. Чистополь.

В 1930-е годы Всеволод Николаевич оставил семью. Отчим, Яков Исаакович Бокинник, учёный-химик, погиб на фронте в 1945 году.

После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI—XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Первый рассказ, «Маунг Джо будет жить», опубликован в 1961 году. Фантастику начал писать в 1965 году, фантастические произведения издавал исключительно под псевдонимом. Первое фантастическое произведение — рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен].

Некролог Киру Булычёву работы Д. Шулындина

Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений — сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Экранизировано более двадцати произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звёздам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним, впрочем, ожидаемое увольнение не состоялось[4].

Кир Булычёв был членом Творческих Советов журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если». Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха.

Лауреат премии в области фантастики «Аэлита» (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики» (2002).

Жена — Кира Алексеевна Сошинская — писательница-фантастка, художница, иллюстратор его книг, переводчица, архитектор по образованию[5][6][7], дочь — Алиса Лютомская (Можейко) (род. 1960) — архитектор, в её честь названа Алиса Селезнёва, внук Тимофей — студент МАРХИ[8], вся семья занимается дайвингом[9]

Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.

В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».

Приключения Алисы

Пожалуй, это — наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах — ещё дошкольница) XXI века Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году. Первыми произведениями цикла стали рассказы, составившие сборник «Девочка, с которой ничего не случится». Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени. Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах. В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем — Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники — одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Да и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.

Цикл книг об Алисе одновременно и самый популярный, и самый неоднозначный. Критики не раз отмечали, что ранние рассказы и повести об Алисе были гораздо сильнее, чем последующие. В поздних книгах появляется налёт «сериальности», встречаются повторения сюжетных ходов, нет лёгкости. Это и понятно: невозможно почти сорок лет на одинаково высоком уровне постоянно писать об одних и тех же героях. Сам Булычёв в интервью не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису. Но персонаж оказался сильнее автора: Алиса Селезнёва стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс Конан Дойля, и Кир Булычёв периодически снова возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия», была закончена автором в 2003 году, незадолго до смерти.

«Приключения Алисы» — цикл, серия книг Кира Булычёва в жанре фантастики для детей, подростков и взрослых, описывающих приключения Алисы Селезнёвой. Книги цикла писались автором на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1965 года (повесть «Девочка, с которой ничего не случится») и заканчивая 2003 годом («Алиса и Алисия»). Точного порядка книг в серии по времени описываемых в них событий нет, хотя некоторые исследователи предпринимали попытки ранжировать книги серии по предполагаемому возрасту Алисы в каждой из них. Цикл часто пересекается с циклом про Кору Орват и однажды — с Гуслярским циклом (повесть «Алиса в Гусляре»).

Действие цикла происходит в научно-фантастическом будущем конца XXI века. Главным героем является Алиса Селезнёва, «девочка с Земли», дочь профессора биологии и директора зоопарка КосмоЗоо Игоря Селезнева. Каждая из повестей посвящена какому-либо отдельному её приключению в космосе, на Земле, в прошлом или даже в сказочном мире. Ряд книг был экранизирован.

По словам Булычёва, цель его сериала

…найти пути к детской литературе, которая была бы адекватна поколениям детей, взращенных телевизором, а потом и компьютером.[1]

Оформлением цикла занимались многие художники, но в основном известны иллюстрации Евгения Мигунова (иллюстрировал также братьев Стругацких).

Мир Алисы

Приключения Алисы происходят в футуристическом мире, отчасти действующем по законам космической оперы: сверхсветовые корабли, роботы, инопланетяне и путешествия во времени являются обычным делом. Земля будущего описывается как технически развитая, с полной автоматизацией производства. Роботы выполняют за людей домашние дела и опасную работу.

Общественное устройство Земли будущего не уточняется. В ранних книгах имелись намёки на то, что оно утопически-коммунистическое. В «Путешествии Алисы» персонажи говорят инопланетянам: «На Земле давно отменили деньги, мы берем их с собой только на планеты, где они ещё используются». В более поздних повестях, написанных после распада СССР, даже на Земле иногда фигурируют деньги, материальные ценности и коммерческие организации. На уровне общественной морали земляне в «Приключениях Алисы» значительно опережают людей XX века: они заботятся о природе и чистоте окружающей среды, не воюют, стыдятся лжи и значительно проще в общении.

Космос «Приключений Алисы» густо населён разумными цивилизациями на различной ступени развития. Точный их перечень не сообщается, оставляя автору и читателю полную свободу фантазии. Чаще всего фигурируют брастаки, фиксианцы, ушаны и чумарозцы (все они живут на планетах с атмосферой, близкой к земной). Марс также заселен, причем кроме колонистов с Земли имеет и коренное население. Осуществляется грандиозный проект по переводу Венеры на более дальнюю от Солнца орбиту с целью её последующего заселения.

Хотя Солнечная система полностью колонизирована и безопасна, дальний космос «Приключений» полон загадок и опасностей, таких как артефакты и базы исчезнувшей расы Странников. В первых повестях о космических путешествиях Алисы Галактика была относительно безопасным местом: космические пираты считались уничтоженными, не было упоминаний о каких-либо воинственных или подчёркнуто антигуманных планетах или государствах. В более поздних произведениях в космосе продолжают активно действовать космические пираты и работорговцы, упоминаются целые планеты, находящиеся под властью жестоких тиранов. В противовес им существует ИнтерГпол, возглавляемый комиссаром Милодаром.

Одним из важных факторов в книгах является изобретённая землянами машина времени, позволяющая перемещаться в прошлое и даже незначительно воздействовать на него. Так, сотрудниками Института Времени были скопированы книги из Александрийской библиотеки и второй том «Мёртвых Душ» Гоголя. Кроме того, с помощью путешествий во времени было открыто, что между ледниковыми периодами существовала Эпоха Сказок (Эпоха Легенд). В эту эпоху на Земле реально существовали персонажи детских сказок, такие как драконы, волшебники и великаны. Часть приключений Алисы происходит именно в ходе путешествий в Эпоху Сказок, придавая циклу оттенок фэнтези.

Персонажи цикла книг об Алисе

Единственный постоянный персонаж цикла — сама Алиса. Однако у Алисы есть спутники, которые появляются в книгах регулярно. Это, в первую очередь, её лучший друг Пашка Гераскин и другие одноклассники. Почти так же часто фигурирует отец Алисы профессор Игорь Селезнёв. Большую роль в целом ряде повестей играет инопланетянин Громозека, археолог с планеты Чумароза.

Отрицательные персонажи повторяются редко, за исключением пары космических пиратов — Крыс и Весельчак У. Будучи побежденными, они в следующих повестях чудесным образом вновь оказываются на свободе и продолжают свои тёмные дела.

Среди персонажей третьего плана есть множество колоритных и запоминающихся роботов, пришельцев, разумных и не очень животных и жителей Эпохи Легенд.

Московский Институт времени

Одно из основных мест, в которых происходят или с которых начинаются приключения героев цикла. Расположен в Москве в переулке Сивцев Вражек.

Информация о работе Фантастика и ее жанры