Фантастика и ее жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:26, доклад

Описание работы

Фантастика - разновидность мимесиса [мимесис - дословно, подражание искусства действительности], в узком смысле - жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства. Её эстетической доминантой является категория фатастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил и условностей.
В настоящее время в фантастике выделяют несколько основных направлений, имеющих характерные особенности, например, научная фантастика, фэнтези, альтернативная история, ужасы.

Работа содержит 1 файл

Фантастика и ее жанры.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

В Московском Институте времени работают над созданием разных видов машины времени и близких к ней агрегатов, а также исследуют историю. Среди открытий института времени — Эпоха легенд, небольшой период времени между третьим и четвёртым Ледниковыми периодами, когда реально существовали создания, которые раньше считались вымышленными: драконы, великаны, гномы и т. п. Из существ, вывезенных из Эпохи сказок, составлен Заповедник сказок, где сказочные существа могут спокойно жить и развлекать детей, не опасаясь наступления Ледникового периода.

Автономные циклы повестей, в большинстве книг которых события начинаются в этом учреждении — «Приключения Алисы в лабиринтах истории» и цикл о Заповеднике сказок и Эпохе легенд, а также некоторые эпизоды серии книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват. Впервые МИВ упоминается в рассказе «Свой человек в прошлом» из сборника «Девочка, с которой ничего не случится», а непосредственно появляется в повести «Лиловый шар». Выделяют подцикл «Приключения Алисы в лабиринтах истории», в книгах которого Алиса или её друзья оказываются в другом времени благодаря МИВ. Все они написаны в жанре хроноопера.

        Лиловый шар (1982)

        Алиса и крестоносцы (1993)

        Пашка-троглодит (1998)

        Древние тайны (1999)

        Чулан Синей Бороды (1999)

        Драконозавр (2001)

        Принцы в башне (2002)

 

Институт времени и Коля Наумов в

 

диафильме «Коля в будущем». Действие происходит 11 августа 2082 года

Сотрудники МИВа:

        Академик Петров — глава учреждения, один из изобретателей машины времени

        Ричард Темпест

        Пират Сильвер, вахтёр

(В телефильме «Гостья из будущего» фигурируют другие сотрудники Института:

        робот Вертер, уборщик, секретарь в приёмной

        Полина, специалист по XX веку

        Иван Сергеевич, специалист по античной истории

        профессор Гоги, эксперт по XVIII веку

        Мария, специалист по каменному веку

        Литвак, начальник отдела кадров

        Иванов А. В., привёз «гадину из мезозойской эры»)

Противоречия между отдельными повестями цикла

Книги цикла описывают отдельные, не связанные друг с другом и не имеющие точной временной последовательности приключения. Это приводит к некоторым внутренним противоречиям между отдельными книгами цикла.

        Возраст Алисы почти всегда указывается в районе двенадцати лет. Она остается «вечным ребёнком», неизменной в большинстве книг. Это вызывает проблемы с датировкой, так как большинство приключений, в таком случае, должны были происходить за два-три года.

        Число щупалец у Громозеки в разных книгах разное: то восемь, то десять.

        Способность Крыс(с)а с планеты Крокрыс к перевоплощению в разных книгах объясняется по-разному: то у Крыса разные оболочки, в том числе якобы Весельчака У (Девочка с Земли), то он воздействует на всех окружающих гипнозом (Сто лет тому вперед), то он метаморф в полном смысле слова (Миллион приключений), либо он использует специальные таблетки для превращений (Дети динозавров).

        Существуют также противоречия в описании самого мира будущего. В частности, в «Путешествии Алисы» утверждается, что она учится во втором классе, а уже в «Сто лет тому вперед» говорится, что не существует классов, а есть только группы по интересам. Тому подобных противоречий очень много.

        В рассказе «Пропавшие гости» на землю прилетают инопланетяне, настолько маленькие, что трава кажется им лесом, но в последующих произведениях говорится, что существ такого размера не существует.

        Побывав в одном из рассказов на Плутоне, Алиса забывает об этом и как-то говорит, что ещё не разу там не была. Так же меняется описание самой планеты.

        Непонятно, насколько осмысленной является речь Говоруна: хотя автор указывает на то, что он лишь повторяет чужие слова, иногда птица произносит вполне осмысленные предложения, которые едва ли могут быть повторением чьих-то слов.

        Неоднократно указывается на то, что деньги на Земле не используются. Тем не менее, в повести «Сто лет тому вперед» работник космопорта советует космическим пиратам купить билеты. В повести «Гай-до» Алиса и её друзья покупают в Греции фрукты.

        В «Острове ржавого лейтенанта» Алиса удивляется тому, что роботы-солдаты сделаны из металла, так как считает это нерациональным. Тем не менее, робот Посейдон из «Пленников астероида», похоже, был сделан из металла (возможно, частично) — но это никого не удивляло.

        В повести «Сто лет тому вперёд» попавшая в XX век Алиса на вопрос, есть ли в её времени шапки-невидимки, отвечает, что нет, так как это антинаучно. В то же время в повести «Девочка с Земли» именно подаренная Алисе на одной из планет шапка-невидимка помогает ей незаметно сбежать из пиратского плена и освободить своих друзей, приведя к ним помощь.

Временная последовательность описываемых в книгах цикла событий

Официальной временной последовательности у повестей не существует.

Исследователь биографии Алисы Селезнёвой Андрей Бусыгин, проанализировав все романы и повести о ней, смог определить приблизительную хронологию и привязать события, происходившие в них, к датам будущего:

1.       Девочка, с которой ничего не случится: 2083—2086

2.       Заповедник сказок: весна 2087

3.       Козлик Иван Иванович: весна 2087

4.       Путешествие Алисы: лето 2088

5.       Второгодники: осень 2088 -весна 2089

6.       Остров ржавого лейтенанта июнь 2089

7.       День рождения Алисы: осень 2089

8.       Лиловый шар: зима 2089/90

9.       Пленники астероида: июль 2090

10.    Сто лет тому вперёд: апрель 2091

11.    Миллион приключений: весна-лето 2091

12.    Узники «Ямагири-Мару»: весна 2092

13.    Конец Атлантиды: весна 2092

14.    Гай-До: июль 2092

15.    Город без памяти: август 2092

16.    Алиса и крестоносцы: сентябрь 2092

 

Громозе́ка — персонаж серии книг об Алисе Селезнёвой Кира Булычёва, а также мультфильмов «Тайна третьей планеты» и «День рождения Алисы» и фильма «Лиловый шар», снятых по этим произведениям. Громозека — профессор археологии, инопланетянин с «туманной планеты Чумароз[а]».

Внешность, поведение

По книжному описанию, выглядит как нечто среднее между осьминогом, слоном и акулой.

Громозека — старый друг Алисы, гигантский археолог с планеты Чумароза, грозное чудовище, с виду похожее сразу на слона и осьминога, и добрейшее существо в душе.
«Лиловый шар»

Громозека в два раза больше обычного человека, у него десять щупалец, восемь глаз, панцирь на груди и три добрых, бестолковых сердца.
«День рождения Алисы»

При виде меня Громозека спустил на пол свёрнутые для удобства щупальца, в очаровательной улыбке разинул свою полуметровую пасть, дружески потянулся мне навстречу острыми когтищами и, набирая скорость, ринулся в мою сторону. Какой-то турист, никогда раньше не видевший обитателей планеты Чумароза, взвизгнул и упал в обморок.
«Путешествие Алисы»

Имеет четверых детей, троих из которых зовут Оромозик, Помогриз и Земогрок. Страдает арахнофобией (боязнью пауков) и имеет сомнительное чувство юмора. Впечатлителен, легко приходит в уныние и начинает плакать, попутно выпуская из ноздрей едкий дым. Впрочем, столь же быстро успокаивается и может легко развеселиться. Крайне мнителен. Очень любит валерьянку, чай для него — яд.

  Крыс (Крысс) и Весельчак У — главные злодеи фантастических книг Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой. Космические пираты, грабители и авантюристы.

Одни из самых популярных персонажей Булычёва, они встречаются во многих его книгах и двух экранизациях. Крыса и Весельчака У часто называют среди известных космических пиратов[1] или даже известных пиратов вообще[2].

Крыс

Крыс с планеты Крокрыс (в некоторых книгах имя пишется как «Крысс») — "Правая рука" Весельчака У. Способен менять облик по своему усмотрению. Часто принимает обличье своих врагов, чтобы обмануть их друзей. Крыс неуловим, он постоянно сбегает из заключения благодаря своим способностям.

Истинный облик Крыса и его способности описаны в разных книгах по-разному[3][1]. В книге «Путешествие Алисы» он меняет телесные оболочки, как Фантомас — маски, а под оболочками скрывается обитатель с планеты Крокрыс, чьё население истребило друг друга в междоусобных войнах. Это насекомое с мохнатыми ногами, круглым тельцем и острыми тонкими клешнями, похожее на скорпиона. На спине у него небольшие крылья, но летает он плохо, крылья нужны крокрысам для того, чтобы жужжать и оглушать противника. Кроме того, у Крыса есть хвост с ядовитым жалом на конце, правда, действует этот яд только на других крокрысов. В книге «Сто лет тому вперёд» вдобавок к оболочкам он может создавать иллюзии, благодаря чему мог работать кинодублёром. Утверждал, что может создавать фальшивые деньги, но Весельчак У сомневался в стабильности иллюзии на расстоянии. В повести «Миллион приключений» Крыс — метаморф, полностью меняющий свой облик по желанию, обычно принимая облик маленького худого человека. В «Детях Динозавров» облик умеет менять не только Крыс, но и Весельчак У, и, теоретически, кто угодно — достаточно принять специальную таблетку. Некоторая попытка установить «канон» предпринята Булычёвым в «Война с лилипутами»: Крыс — настоящий метаморф, его истинный облик всё-таки «скорпион», но другим он предпочитает являться в виде маленького, худенького, печального человека.

У Крыса есть мать — предыдущая атаманша шайки, которая тоже скрывается за маской. Другим она предстает в облике прекрасной молодой женщины. Она появляется только в «Миллионе приключений», хотя упоминается много раз в других книгах.

Весельчак У

Весельчак У — главарь шайки . Очень толстый лысый человечек, возможно, землянин, но точно сказать трудно, потому что, согласно роману «Гай-До», гуманоидная внешность очень распространена среди инопланетян. О его происхождении ничего не известно[4][1], но сказано что он в молодости продал в рабство собственную мать на одну отсталую планету. Через какое-то время, когда он разбогател, то вспомнил о матери, полетел на ту планету и попытался её выкупить, но выяснилось что она к тому времени сама выкупила себя из рабства, стала королевой княжества Муравьиного Холма и встретила любимого сына так, что он и его корабль еле ноги унесли. Вторично он (уже вместе с Крысом) обращался к ней за помощью после одной из своих неудач и был выгнан с позором. Какое-то время они с Крысом были врагами, но после действий Трех Капитанов и противопиратских акций правительств Галактики были вынуждены объединиться.

Трус, склонен к предательству и заискиванию перед сильными. Легко предаёт Крыса, оказавшись в руках правосудия. Своим статусом пирата он гордится (называет себя «благородным пиратом») и презирает работорговцев, таких как семейство Панченга. Заявляет, будто любит пытать и убивать, но в книгах это непосредственно не показано. Отмечают, что, несмотря на заявления Весельчака и Крыса о собственной подлости и злобности, их действия по отношению к героям вполне вписываются в образ «благородных пиратов»: они почти никогда не пытаются убить Алису или её друзей, но только захватывают в плен и угрожают[1]. А в поздних произведениях они даже несколько раз вступают с Алисой в союз против общего врага[5].

Появления в книгах

        Первое появление Крыса и Весельчака У — в 1974 году в повести «Путешествие Алисы». Пираты захватили в плен Второго и Третьего капитанов, чтобы выпытать у них секрет абсолютного топлива. Крыс большую часть книги скрывается под маской доктора Верховцева, друга капитанов. Тайное укрытие пиратов раскрывают Алиса и её папа благодаря птице говоруну.

        В повести «Миллион приключений» (1976) пираты под командой Крыса и его Мамаши захватывают планету Брастак. Пашка и Алиса, которые были туристами на Брастаке, срывают планы негодяев. В этой повести нет Весельчака У.

        В повести «Сто лет тому вперёд» Крыс и Весельчак У пытаются завладеть миелофоном, прибором для чтения мыслей. Ради этого они преследуют Алису, перемещаясь за ней в XX век.

        В двух повестях, рассчитанных на читателей младшего возраста:

o         «Королева пиратов на планете сказок» — пираты под командой Мамаши захватили планету, где живут сказочные существа. Крыс и Весельчак У похищают минимизатор (уменьшитель) из повести «Ржавый фельдмаршал».

o         «Дети динозавров» — Крыс и Весельчак У пытаются похитить золотые яйца динозавров с планеты Стеговия.

        Последнее появление парочки пиратов — в повести «Война с Лилипутами». Здесь пожилые Крыс и Весельчак У уже отошли от дел и стали владельцами Пиратской планеты — надежного укрытия для всех негодяев Галактики (они приобрели её у банды Трёхглавого Кавра). Они занимаются скупкой и перепродажей награбленного другими пиратами. Прежняя вражда к Алисе уже в прошлом, они встречают девочку почти с радостью и помогают героям.

Говору́н — вымышленная птица, литературный персонаж книг Кира Булычёва, внешне напоминающая большого попугая. Родина говорунов — планета Блук. Обладают необыкновенной памятью, что позволяет им воспроизводить любые когда-либо услышанные слова и звуки.

Птица-говорун отличается умом и сообразительностью
(Коронная фраза персонажа)

 

Эти птицы способны летать в космическом пространстве с приличной (сверхсветовой) скоростью.

 

Описание

В книге говорун описан как большая белая птица с двумя клювами и золотой короной (в поздних повестях «Золотой медвежонок» и «Сыщик Алиса» говорится о двух головах). В мультфильме он изображён иначе: с одним клювом и жёлтой головой.

Особенности поведения и питание

Говорун — довольно ленивая птица. Когда не говорит и не летает, любит дремать. Если много разговаривает, может охрипнуть. Когда говорун много говорит, особенно на языке космических пиратов, он хрипнет и скрипит, как несмазанная телега. Чтобы вернуть говоруну голос, его нужно напоить горячим молоком, лучше с содой.

Данные о речевых способностях говоруна несколько противоречивы: отмечается, что говорун способен только повторять фразы, услышанные от кого-либо (также имитируя голос и интонации) — но в нескольких эпизодах говорун произносит вполне осмысленные предложения, которые едва ли могут быть повторением чьих-то чужих слов.

Кормить говорунов можно обычным белым хлебом с молоком. Для полезности им дают шиповниковый сироп. Также они любят сахар.

Впрочем, во время межзвёздных перелётов говоруны могут долго обходиться без пищи; в случае же сильного голода говорун может откормиться даже машинным маслом (у роботов с планеты Шелезяка не было для говоруна другой еды).

 

                      

 

 

 



Информация о работе Фантастика и ее жанры