Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 22:27, контрольная работа
Федор Павлов – один из выдающихся деятелей в истории чувашской культуры и искусства.
Ф.П. Павлов родился в 1892 году в с. Богатырево Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильский район Чувашской Республики) в семье крестьянина-середняка. Окончил Икковское двухклассное училище, Чувашскую учительскую школу и духовную семинарию в Симбирске.
|
Федор Павлов – один из выдающихся деятелей в истории чувашской культуры и искусства.
Ф.П. Павлов родился в 1892 году в с. Богатырево Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильский район Чувашской Республики) в семье крестьянина-середняка. Окончил Икковское двухклассное училище, Чувашскую учительскую школу и духовную семинарию в Симбирске.
Трудовую
деятельность начал в
Талант
Ф.П. Павлова был
В годы учебы в Симбирской духовной семинарии (1913-1916 гг.) Ф. Павлов много времени уделял литературной деятельности. Он писал роман на русском языке на сюжет из студенческой жизни, повесть «Лурский», рассказ «Ошибка», предание в стихах о чувашском богатыре «Тевик» и несколько стихотворений.
Вернувшись в Чувашию в 1920 году, Ф.П. Павлов руководил самодеятельными хорами в с. Акулево и в Чебоксарах. Создал для них концертный репертуар, написал ряд обработок «Шупашкар туйи» (Чебоксарский посошок), «Тухать-и те тухмасть-и?», «Чĕнтĕрлĕ кĕпер» (Мост резной), «Олту» (Олду). Тогда же появилась знаменитая песня «Вĕлле хурчĕ» (Пчелка) на собственные стихи.
В годы
работы в Центральном
Ф.
Павлов много сил вложил в
организацию театрального дела
в Чувашии. Под его
Литературно-музыкальное
творчество и научные труды
Ф.П. Павлова внесли огромный
вклад в развитие чувашской
национальной культуры, утверждая
в ней высокие принципы
Правдивы
слова, сказанные о нем
Федор Павлович Павлов родился 13(25) сентября 1892 года в семье крестьянина-середняка села Богатырево Чебаевской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильского района Чувашской АССР).
Федор (Хведкж, как его звали в детстве) был младшим ребенком в семье. Воспитанию и обучению его родители уделяли много внимания. Любознательный и восприимчивый, мальчик очень рано научился читать. Осенью 1901 года он был принят сразу в среднее отделение Богатыревского земского училища.
Любовь к музыке и песне пробудилась в нем очень рано. Этому немало способствовало то, что отец его, Павел Степанович, был хорошим певцом и танцором, играл на гуслях и знал много народных песен. Мальчиком-подростком Федор любил слушать старинные обрядовые песни. Еще более привлекали его весенние молодежные игры и хороводы. Там звучали такие популярные песни, как "0лту", "Сил ути", "Пирён урам анаталла", в последствии использованные Павловым в своем творчестве. Много ярких, живых впечатлений оставалось после свадеб.
Безусловно, что насыщенный музыкой народный быт в значительной мере определил художественно-эстетический кругозор будущего композитора, укреплял в нем любовь и уважение к народному творчеству. Музыкальные способности мальчика ярко проявились и в начальной школе. Однажды он даже заменил не пришедшего на службу регента.
В годы первой русской революции Федор Павлов учится в Икковском двухклассном училище Чебоксарского уезда. Занимаясь по всем предметам весьма прилежно, он и здесь отдает предпочтение музыке. Современники отмечают, что наряду с этим Павлов обнаружил большой интерес к литературе и драматургии.
Окончив Икковское училище, Павлов решил учиться дальше. В то время большую популярность завоевала Симбирская чувашская учительская школа, поступление в которую было почти единственной надеждой для жаждущих знаний чувашских юношей и девушек. Павлов поступил в эту школу.
Симбирская чувашская школа, в которой Павлов учился с сентября 1907 год по май 1911 год, являлась в то же время своеобразной лабораторией, где зарождались чувашская литература и чувашское профессиональное музыкальное искусство.
На большой высоте находилось здесь музыкальное обучение и воспитание учащихся. Школа стремилась к тому, чтобы каждый ученик не только сам умел петь и разбираться в нотах, но и научился руководить хором. Кроме того ученики обучались игре на различных музыкальных инструментах. Интересно привести здесь отзыв о выступлении хора школы в зале Симбирского дворянского собрания 19(31) января 1909 г. "Смешанный хор, состоявший из 60 участников обоего пола, отличался поразительной стройностью исполнения, показавшей, что на дело обучения хоровому пению в школе обращено серьезное внимание".
В Симбирской школе Федор Павлов изучил элементарную теорию музыки, сольфеджио, овладел скрипичной игрой, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре. С годами любовь к музыке росла, и прежнее любительское отношение к ней постепенно приобретало творческий характер. Симбирская школа проводила большую работу по сбору чувашского фольклора - сказок, поговорок, пословиц, песен и т. д. В этой работе активное участие принимал и Павлов; В 1908 и 1912 гг. школой были изданы два сборника под названием 'Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним". В последний сборник вошли некоторые песни, записанные Павловым в с. Богатыреве в период 1907-1909 гг. Усердно занимаясь музыкой, Павлов в то же время проявляет большой интерес к литературе. Он читает русских и зарубежных классиков, пишет стихи на чувашском и русском языках.
В мае 1911 г. совет Симбирской чувашской школы присвоил Павлову звание учителя начального училища. Как ярко одаренного в музыкальном отношении, его оставляют в школе на преподавательскую работу, к которой он приступил 1 августа 1911 г. Назначение на эту должность было связано с желанием И. Я. Яковлева иметь при школе подготовленные кадры для собирания и изучения музыкального фольклора и создания основ чувашской профессиональной музыкальной культуры. С этой же целью на педагогическую работу в Симбирской школе были оставлены ее же воспитанники - будущие композиторы С. М. Максимов и Г. Г. Лисков, певица К. Н. Эсливанова и др. Под руководством опытных музыкантов эти лица, а вместе с ними и Павлов, прошли специальную музыкальную подготовку.
В должности преподавателя Симбирской школы Павлов пробыл до сентября 1913 г. Годы 1911-1913 можно считать началом композиторской деятельности Павлова. Продолжая записывать чувашские народные песни, он приступает к их обработке. Появляются и первые оригинальные сочинения в области инструментальной и вокально-симфонической Музыки: "Чук" (Моление чуваш) и "Вайа" (Хоровод). К сожалению, ряд сочинений этого периода остался неизданным, а некоторые из них не обнаружены до сих пор.
Знаменательным событием этого времени нужно считать постановку в Симбирской чувашской школе отдельных сцен из оперы М. Глинки "Иван Сусанин", осуществленную силами воспитанников и преподавателей в феврале 1913 года. Главные партии исполняли Ф. Павлов (Сусанин). К. Эсливанова (Антонида), В.Дубровин (Собинин). Об этой постановке газета "Симбирянин" поместила восторженные отзывы, в которых отмечается незаурядное вокальное дарование Павлова.
Музыкальная работа доставляла Павлову огромное наслаждение и моральное удовлетворение. Самым важным результатом этой работы явилось то, что изучая теоретически и практически русскую и зарубежную музыкальную классику, он все чаще задумывался о путях создания чувашской профессиональной музыки, все ближе подходил к осуществлению своих замыслов - к созданию песен, хоров, симфонических пьес.
В стремлениях, направленных на развитие чувашской литературы и искусства, Павлов был не одинок. Он находил постоянную поддержку со стороны инспектора школы И. Я. Яковлева и русских сотоварищей по работе. Творческая дружба связывала его с поэтом-демократом К. Ивановым. Глубокая связь с творчеством родного народа, сочетающаяся с учебой у русских классиков, по их убеждениям, должна была стать основой будущей чувашской литературы и музыкального искусства. Заветной мечтой обоих было создание чувашской оперы.
Стремясь
повысить общее и музыкально-
В мае 1916г. Павлов окончил духовную семинарию. Первое время ему пришлось служить псаломщиком. Впоследствии он работает учителем Кошлоушского, а затем - Балдаевского земских начальных училищ Ядринского уезда. 1 (4) августа 1917г. Чебоксарским уездным собранием Павлов избирается мировым судьей и переезжает с семьей в с. Акулево Чебоксарского уезда.
Великая Октябрьская социалистическая революция застала Павлова в Акулеве. Вместе с передовой интеллигенцией служить делу революции пошел и Павлов. В период, когда партия развертывала в массах огромную работу по политическому и культурному просвещению, вся творческая, организаторская и художественно-пропагандистская деятельность Павлова фактически целиком была подчинена этой работе.
Осенью 1917 года с бывшим учителем Анаткасинской трудовой школы М. Н. Назаровым Павлов организует в Акулеве добровольную передвижную художественную труппу. Эта труппа, состоявшая главным образом из учителей волости, в течение ряда лет ставила для населения спектакли, устраивала концерты, вечера отдыха. Почти все участники труппы пели в хоре, они же являлись актерами, музыкантами (в струнном оркестре), чтецами. Четырехголосный хор, руководимый Павловым, состоял из двадцати пяти человек. Исполнялись революционные песни, русские и чувашские народные песни, гармонизированные самим Павловым.
Наряду с драмами Н. Гоголя ("Женитьба", "Ревизор"), пьесами А. Островского и инсценировками А. Чехова ставились и первые драматические произведения чувашских авторов.
Летом 1918 г., когда Казань очутилась в руках белогвардейских войск, мимо Акулева проходили многочисленные вооруженные отряды рабочих Москвы, Петрограда, Нижнего Новгорода и других городов, поднявшихся на защиту Советской власти. Нередко они останавливались на ночлег в Акулеве. Вечерами красногвардейцы слушали концерты чувашских артистов. Иногда труппа организовывала в селах платные концерты и спектакли. В таких случаях весь сбор от продажи билетов шел на нужды фронта.