Философские мотивы лирики И. А. Бродского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:58, реферат

Описание работы

В данной работе мы выделим и рассмотрим основные философские мотивы лирики И.А. Бродского и соотнесем эти мотивы с русской и западноевропейской литературной традицией, а также с культурно-историческим контекстом.

Содержание

Введение 3
Важнейшие поэтические темы и связанные с ними философские мотивы лирики И. А. Бродского 4
Мотив одиночества и диалога с Богом 4
Мотив страдания (боли) 9
Мотив смерти 10
Мотив пустоты и мотив двойственности времени 10
Мотив «доминанты языка» 16
Выводы 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Философские мотивы лирики Бродского.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, говоря об искусстве и изображаемой им действительности, Бродский считает  основным отражать художественную правду, что достигается умением быть нейтральным, объективным, убедительным. Само же искусство, по мнению поэта, свободно и никому не служит, его сущность проявляется в гармонизации человеческого духа и в наделении человека чертами индивидуальности, неповторимости. Вера в язык вводит И. Бродского в классическую эстетику, сохраняя его экзистенциональное право быть поэтом, не чувствуя абсурдности своего положения, подозревать за культурой серьезный и неразгаданный смысл, относиться к творчеству как к великому таинству, совершаемому языком над человеком. Видя в языке прежде всего категорию креативную, Бродский расценивает поэта лишь как средство существования языка. Эта, неизменно повторяемая мысль поэта о языке как высшей творящей силе; автономной от субъекта речи, о творчестве, как порождении не личности, записывающей текст, но самого языка, является не только своеобразным отзвуком античных философских теорий логоса и идей – эйдосов (первообразов, прообразов вещей), а так же и христианского учения о Логосе, ставшем плотью. Представления Бродского о языке соотносятся с идеями мыслителей и лингвистов ХХ века об автономии языка, обладающего собственными законами порождения и развития.

     Абсолютизация языка, признание его примата  над мыслью позволили Бродскому  преодолеть зависимость от культурных традиций, брести право беседовать с ней на равных, вырваться из книжности, сознавая при этом, что культура стала частью жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

 

     Анализ важнейших философских мотивов поэзии Бродского позволяет высказать предположение о том, что философско-эстетической основой творчества поэта явился сплав разнородных тенденций: близость философским учениям античности, барокко, постмодернизма и русской христианской мысли. При этом культурно-философские традиции глубоко переосмысляются поэтом, рождая его философское собственное видение мира, собственную философскую систему.

      Эмоции  лирического героя у Бродского — не спонтанные, прямые реакции на частные, конкретные события, а переживание собственного места в мире, в бытии. Это своеобразное философское чувство— глубоко личное и всеобщее одновременно.

      Бродский эмоционально сдержан, аскетичен. Чувство у него часто соединено с отстраненным, холодно-отрешенным анализом. Предмет поэзии — не только и не столько реальность, окружающая человека, но и категории философского и религиозного сознания: «Я», душа, тело, Бог, время, пространство, вещь, смерть. Философское и религиозюе измерения определяют отношения «Я» к миру у Бродского, что и делает его лирику подлинной «поэзией мысли». Соучастное чтение стихотворений, сопереживание, постижение мира Бродского невозможны без понимания философского языка, кода поэта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы

 

Источники:

  1. Сочинения Иосифа Бродского: [в 4-х т.] / Под. ред. Г.Ф.Комарова. СПб.: Пушкинский фонд, т. I, 1992; т.II, 1993; т.III, 1994.
 

Исследования:

  1. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским.- М.: Независимая газета, 1998. - 328с.
  2. Жолковский А. «Я вас любил» Бродского.// Блуждающие сны и другие работы: М.: Наука, 1994.- С.205-225.
  3. Иванов В. Вс. Бродский и метафизическая поэзия.// Звезда.-1997.-№1- С. 194-199.
  4. Кругликов С. Между эпохой и пространством.// Философия возвращенной литературы- М, 1990.-С. 182-204.
  5. Кублановский Ю. Поэзия нового измерения.// Новый мир.-1991.-№2.-С. 244-252.
  6. Лейдерман Н.Л. Русская литература XX века(1950-1990-е годы): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т.2 1968-1990/Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий.- М.: Издательский центр "Академия", 2008.
  7. Лосев Л. В. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. - М.: Молодая гвардия, 2006.
  8. Лотман Ю. Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой Иосифа Бродского «Урания») совместно с М. Лотманом.// Ю.М. Лотман. О поэтах и поэзии.- Спб, 1996. - С.731-747.
  9. Нокс Джейн. Поэзия Иосифа Бродкого: альтернативная формасуществования, или новое звено эволюции в русской культуре // Поэтика Бродского. Сборник статей под редакцией Л.В.Лосева. Нью-Йорк, 1986.
  10. Полухина В. Exegi monumentum Иосифа Бродского.//Литературное обозрение.//1999.-№4.-С.63-73.
  11. Полухина В. Поэтический автопортрет Бродского.// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба.- Спб, 1998.- С.145-152.
  12. Ранчин А.М. Иосиф Бродский: поэтика цитаты.//Русская словесноть –1998.-№1.-С.36-41.
  13. Ранчин А. "На пиру Мнемозины": Интертексты Бродского. - М.: Новое литературное обозрение, 2001.
  14. Ранчин А.М. «Человек есть испытатель боли…» (Религиозно-философские мотивы поэзии Бродского и экзистенциализм).- Октябрь.-1997.-№1.-С. 154-168.
  15. Ранчин А.М. Философская традиция Иосифа Бродского.// Литературное обозрение.-1993.-№3-4.-С. 3-13.
  16. Шестов Л. Дерзновения и покорности.// Наше наследие.- 1988.-№5.- С.81-90

Информация о работе Философские мотивы лирики И. А. Бродского