Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:28, реферат
Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие.
Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени».
Философские мотивы
Философские проблемы в лирике М.Ю. Лермонтова
Заключение
Библиография
В этом произведении прозвучало оскорбительно-дерзкое, и вместе с тем проникнутое глубокой душевной болью определение родной страны –"немытая Россия". Такого русская литература еще не произносила! Лермонтов, свободный и гордый человек, не мог жить в "стране рабов, стране господ", быть под постоянным надзором властей. И в то же время, он ненавидел Россию безропотную, покорную, где царили беззаконие и произвол.
Уже само название содержит вызов. Ту Россию, которую официальная власть именовала не иначе как "великая, державная", Лермонтов назвал"немытой". Это не демонический нигилизм, это – активная борьба за свои представления о справедливости. Вывод достаточно очевидный. Особенно если учесть, что стихотворение было написано перед самым отъездом Лермонтова на Кавказ. А за мысли, как известно, не ссылают. Ссылают за действия.
Ни личные невзгоды, ни николаевская реакция не сломили волю Лермонтова. Вера "гордая в людей", в лучшую жизнь помогала поэту преодолеть разочарование и чувство одиночества. Его страстная натура рвалась к деятельности, к героическому подвигу. В стихотворении "1831-го июня 11 дня" читаем:
"Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать".
Воля к действию у Лермонтова проявилась в отрицании самодержавия, в обличении уклада жизни светского общества, в осуждении молодого поколения, стоящего в стороне от серьёзных дел.
Ещё в большей степени
философия действия проявляется
в "Песне про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого
купца Калашникова". Для честного
Калашникова позор жены – это
и его собственный позор, что
хуже смерти. В глубине души "купец" Калашни
Сила и достоинство отличают поведение Калашникова. Он вышел "не шутку шутить" и готов лучше сложить голову, чем поступиться справедливостью. Он предпочитает умереть, чем рассказать о позоре семьи или просить милости у царя. Почти бунтарски звучит его ответ грозному владыке:
"Я убил его вольной волею,
А за что про что – не скажу тебе…".
Подняв руку на любимого опричника царя и не побоявшись открыто сказать об этом, Калашников показывает людям, "всему народу русскому", что нет на свете ничего выше человеческого достоинства, что борьба за правду не обходится без жертв и лучше погибнуть, смириться с бесчестием и несправедливостью. Поэтому и живёт среди людей память о герое и его подвиге; над его могилой "веет жизнь, царит воспоминание, немою речью говорит предание" – отмечал Белинский.
Вместе с тем в этой
в этой натуре много доброты, нежности,
самоотверженности. Сердечностью и
заботой о близких проникнут
наказ Калашникова при
"Закажите ей меньше печалиться,
Про меня малым детушкам не сказывать".
Как это разниться с мотивами "разочарования" в ранней любовной лирике!
"Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого
"Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы ...".
Рассчитывая на восприятие читателей, которым были хорошо известны библейские тексты, Лермонтов в эпиграфе сравнивает героя своей свободолюбивой поэмы с вызывающим сочувствие образом юноши Ионафана. Но, возможно, противопоставляет своего героя библейскому: ведь Ионафану народ не дал погибнуть, юноша избежал казни за нарушение безрассудного обета. Не мог ли Лермонтов этим словами напомнить о "мнении народном", которое расходится с жестоким судом власть имущих и не может не оправдать свободолюбивые порывы героя?!
Всматриваясь, в нарисованный
Лермонтовым характер, и осмысливая
пафос "Мцыри", невольно задумываешься
над несколькими
Поэма построена на контрастах.
С одной стороны, дикая, величественная
красота Кавказа – места
"Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал…"
и добровольные обитатели его не могут казаться ему спасителями. Их предложения для него чужды и не приемлемы:
"… что мне в том? – пускай в раю,
В святом заоблачном краю
Мой дух найдёт себе приют…
Увы! За несколько минут
Между крутых и тёмных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял".
Это очень глубокая философская мысль, перекликающаяся с поговоркой "Палкой в рай не загонишь".
Что значит для Мцыри жить? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а яркие краски природы. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарём, а испытать радость встречи с бурей, грозой препятствиями. Не только в мыслях, но и в ощущениях Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал – покой, самоотречение, ради служения надуманной цели, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья "в святом заоблачном краю". Мцыри всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы – вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство вольности – вот что является высшим счастьем. Да, Мцыри - это нарушитель запрета, обреченный смерти за невоздержную любовь к жизни и свободе. Но вместо оправдательной интонации Ионафана: "Я отведал... немного меду", - у Лермонтова слышится горький упрек: "мало", "так мало" меда.
Напряжение всех сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с "дикой" природой, радость и торжество победы – вот сплав чувств, овладевших Мцыри в кульминационный момент его жизни на свободе. Поэт любуется отвагой, решимостью, мужеством Мцыри, его способностью отдаться битве до конца. У Лермонтова Мцыри – не реально существовавший мальчик-послушник, а литературный герой, несущий огромную морально-философскую нагрузку. Тот Мцыри, который создал Лермонтов, не мог не сразиться с барсом и не мог не победить его. Создав поэму, Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие. Он утверждал борьбу, активность как принцип человеческого бытия. Но борьбу не ради победы, а борьбу во имя обретения родины, без которой нет для человека ни счастья, ни свободы.
"Проснешься
ль ты опять, осмеянный пророк?
Взгляды Лермонтова на поэта и поэзию менялись по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. Молодой Лермонтов – романтик. В конце 30-х годов, в зрелый период поэтического творчества, Лермонтов в одном из писем признается: "О! дело в том, что я очень изменился. Я не знаю, как это делается, но каждый день придает новый штрих моему характеру и моим взглядам. Это должно было случиться, я это всегда знал..." Перемена во взглядах прежде всего состояла в том, что Лермонтов начал понимать бесплодность и бесперспективность индивидуалистического Протеста, бессилие бунтарства гордой одинокой личности, оторванной от народа. Поэт постепенно преодолевает юношеский индивидуализм, судит о жизни более трезво и объективно. В стихотворении "Гляжу на будущность с боязнью..." он пишет:
"Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла".
Лермонтова волнует судьба своего поколения, народа и родины. Его внимание привлекают уже не столько необычные явления жизни, романтические герои-индивидуалисты, сколько реальные люди, кровно связанные с народом. Зрелому Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицательно относился к поэзии, которая стоит в стороне от общественной жизни. В стихотворении "Поэт" читаем:
"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?".
В своей поэзии, всегда искренней страстной и взволнованной, Лермонтов отвергает сложившиеся веками устои крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещённым. Он восстаёт против политического гнёта, против бездеятельности и страстно зовёт своих современников к борьбе за свободу, за счастье людей. Подобно мятежному одинокому парусу, Лермонтов не знает покоя, хотя порой и мечтает о нём.
Лирика Лермонтова – поэзия глубокой мысли, гражданского долга и жажды жизни. Его стихи согреты чувством великой любви к народу.
Заключение
Главной чертой лермонтовского творчества является именно борьба. Эта поэзия движима "бореньем дум", невероятной по силе и ярости жаждой жизни и деятельности, могучей энергией творчества. "Мой дух бессмертен силой", - говорил поэт и называл свой гений "деятельным". "Так жизнь скучна, когда боренья нет", "всегда кипит и зреет что-нибудь в моем уме", "борьба рождает гордость", "мы боремся оба за счастье и славу отчизны своей", "я грудью шел вперед, я жертвовал собою" - все это написано не "изгнанником небес", а "еще неведомым избранником", пришедшим в русскую литературу с полным энергии, ума и страсти стихотворением "Смерть Поэта", чтобы ее оживить, противопоставить "вьюге зла" "лаву вдохновенья". Его стремительное, напряженное творчество всегда отличалось "бурным вдохновением". Для Лермонтова поэт - не просто выразитель "души пустынной", хотя и в этом была своя немалая правда, но прежде всего "царства дивного всесильный господин". Жажда бури, которую лермонтовский Арсений называет братом, говорит об огромной жизненной силе и надежде. Мощь мятущихся героев поэта такова, что они вступают в борьбу со стихиями, людьми и даже с самой неумолимой судьбой:
"Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил!"
Во "всесожигающем костре" дивных страстей и уединенных печальных дум рождается эта удивительная энергия творчества.
"Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них".
Там, где есть такая внутренняя сила, такая молодость творческого духа, вера, надежда и любовь, такой деятельный гений, - там демоны отчаяния и одиночества отступают и начинает звучать слабый голос внутреннего человека, добившегося наконец своей красоты и правды. Белинский вспоминал, что Лермонтов "затевал в уме, утомленном суетою жизни, создания зрелые". Но уже то, что мы читаем сегодня, сделало автора "Демона" нашим вечным спутником и замечательным лириком, высказавшимся вполне. Именно таковы смысл и назначение поэзии и прозы великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.
Библиография
1. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4-х томах. - М.: Худ. Литература, 1975.
2. Андроников И.А. Предисловие к собр. соч. М. Ю. Лермонтова. - М.: Худ. Литература, 1975.
3. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания. - Л.: Советский писатель, 1948.
4. Михайлова И.П. Библейские
мотивы в творчестве М. Ю.
Лермонтова. – Чебоксары: Чувашский
государственный
5 М. Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. / Сост. А. А. Шагалов. – М., Просвещение, 1976.
6. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. - 1941.- т.43-44.
7. Лукаш И. По небу полуночи... // Литературная Россия. -1989.- 13окт. (N 41).
8.Афанасьев В.В. М. Ю. Лермонтов. - М.: Молодая гвардия, 1991.
9. Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. - Саратов: Приволж. изд-во, 1981.
10.Анненкова Е.И. "Дума"
М.. Ю. Лермонтова в литературно-
11.Дурылин С.Н. Судьба Лермонтова // Русская мысль.-1914.- N 10.- с.1-30.
12. Жирмунская Т.В. Библия и русская поэзия // Юность. - 1994.- N1,2.
13. Котельников В.А. О
христианских мотивах у
14. Архипов В.А. М. Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. - М.: Московский рабочий, 1965.
15. Троицкий И.Ю. Поэзия тревожной мысли // Литература в школе. – 1991. –N6.
16. Володин Э.Ф. "Парус"
М. Ю. Лермонтова. Текст и контекст
в анализе художественного
17. Висковатов П.А. М.
Ю. Лермонтов. Жизнь и
18. Русская литература. / Под. ред. А. Г. Алексина. – М.: Просвещение, 1996.
19. Русская литература. Советская литература. Справочные материалы. / Сост. Л. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1989.
Михаил Юрьевич Лермонтов говорил страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Значительную часть своего творчества Он посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.