Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:28, реферат
Философские мотивы в литературе включают в себя размышления о взаимоотношениях личности и общества, человека и мира, раздумья о смысле жизни, поиски нравственного, духовного совершенства и многие другие.
Для произведений Михаила Юрьевича Лермонтова характерны мотивы тоски, разочарования, одиночества. И это не отражение только каких-то черт личности именно этого автора, но своеобразная «примета времени».
Философские мотивы
Философские проблемы в лирике М.Ю. Лермонтова
Заключение
Библиография
Особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении "Пророк". Нужно отметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем "Пророке": "С тех пор, как вечный судия мне дал всевиденье пророка…"
Есть в этих двух произведениях преемственность: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов показал уже результат деятельности пророка.
Оттого-то жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: "В меня все ближние мои бросали бешено каменья". "Шумный град" встречает героя насмешками "самолюбивой" пошлости, презрением.
К тому же различие
трактовки образа пророка у Пушкина
и Лермонтова заметно в описании
их облика. Пушкин наделяет своего героя
сверхъестественными
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Трагический элемент
у Лермонтова усилен. У Лермонтова
поэт всегда противостоит обществу. Если
стихотворение Пушкина
Тема поэта и
общества появляется и становится главной
и в таких произведениях
Нужно отметить, что
при всем этом Лермонтов не стал
мрачным отрицателем жизни. В
стихотворении — "Поэт" тема взаимоотношений
поэта и толпы, поэта и черни,
поэта и общества раскрывается по-другому.
Здесь Лермонтов применяет
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья!
Недаром в конце
этого стихотворения вновь
Чувство острого одиночества, которое Лермонтов испытывал на протяжении всей жизни, не могло не отразиться на его творчестве. Избранность поэта, постоянное пребывание "между двух жизней", в этом страшном промежутке — увы, это удел поэта. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.