Ф.М Достоевский "Белые ночи"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:51, лекция

Описание работы

С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.

Работа содержит 1 файл

Изучение повести Ф.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

Изучение  повести Ф.М. Достоевского "Белые  ночи"

Манекина  Наталья Николаевнаучитель русского языка и литературы

Статья  отнесена к разделу: Преподавание литературы 

Цели  урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя.

Оборудование: доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки - задания, карточки – информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.

Эпиграфы  к уроку:

“Он сам  художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”.

“Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем  краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.”

Ф. М. Достоевский

Вступительное слово учителя

С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – “Бедные люди”. Это было целостное произведение в жанре романа, в котором был заострен вопрос о сословном неравенстве, в показе поистине “парий общества” – людей обреченных, придавленных гнетом зависимости и унижений, не сложных, полных внутренний душевной деликатности, преисполненных чувства собственного достоинства.

Сообщение учащегося о повести  Ф. М. Достоевского “Бедные  люди”. 
Сопоставлением Макара Девушкина с Самсоном Выриным из “Станционного смотрителя” А. С. Пушкина и Акакием Акакиевичем Башмачкиным из “Шинели” Н. В. Гоголя.

Тезисы  выступления учащегося, заранее подготовленного  учителем 
В Вырине Девушкин узнает себя, переживания смотрителя близки и понятны ему, даже финал повести Пушкина он принимает без протеста против несправедливости судьбы. 
Судьба Вырина в чем - то повторяется в судьбах других персонажей романа: Покровского – отца, чиновника Горшкова, Емели. Все они в глазах Девушкина обладают той или иной добродетелью, как и пушкинский герой.  
Башмачкин вызывает чувство возмущения. В “Шинели” перед героем предстает тоже правда его жизни, правда, которую он не хочет признать, но которая проникает в самое его сердце и разрушает его представление о себе и своем месте в жизни. Состояние это пробуждает в Девушкине желание непременно высказаться, обостряет его самосознание.  
Наряду с традиционными представлениями о мире и своем месте в нем, присущими и Вырину и Башмачкину, у Девушкина возникает понимание жизненных ценностей, пробужденное прежде всего любовью к Вареньке Доброселовой.

Слово учителя

Как видите, проблема соотношения “среды” и  “личности” заявлена Достоевским  уже в ранних произведениях, и  в них же по новому зазвучала тема любви как высшего проявления человеческой сущности. Известно выражение  Достоевского, что “красота спасет мир”; он хотел заглянуть в область “предведений и предчувствий” того, чего нет, но что должно быть действительностью.  
“Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?” - такой риторический вопрос задает героиня “Белых ночей” своему нечаянному знакомому.

Работа со вступительной статьей учебника. 
Работа с иллюстрациями. 
Слово учителя

Всмотритесь в иллюстрацию Г. Горнецова “Набережная  Невы. Ночь” мы не будем анализировать  ее; мы постараемся проникнуться настроением, заданным Достоевский в самом  начале повести: “Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, токае светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?”. 
Портрет молодого человека на фоне города Петербурга, отражающегося, как в зеркале, в спокойных водах канала, так и называется “Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”. Автор этого портрета Илья Глазунов.  
На третьей мы видим идущих по ночным, безлюдным улицам города девушку и юношу, в которых несомненно узнаем героев повести Настеньку и Мечтателя.

Беседа (вопросы  заранее написаны на доске)

Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою:

  • Кто он?
  • Чем занимается?
  • Каков род его деятельности, отношение к ней?
  • Любимое занятие в свободное время?
  • Что можно сказать о его увлечениях, кругозоре?
  • Можно ли мечтателя отнести к типу “маленьких” людей.

Работа  в группах 
Карточки – задания 
 

Первая  группа 
Ночь первая
  • Как чувствует себя герой в Петербурге?
  • Какая обстановка его окружала?
  • Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города.
Вторая  группа 
Ночь первая
  • При каких обстоятельствах произошла встреча мечтателя с Настенькой?
  • Как повел себя герой и почему?
Третья  группа 
Ночь третья
  • Почему герой так легко увлекся Настенькой?
  • Что переживает герой во время встречи с ней?
Четвертая группа 
Ночь четвертая
  • Прочему герой решает связать свою судьбу с Настенькой?
  • Насколько искренен его порыв?
Пятая группа 
Утро
  • Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему?
  • Можно ли считать такое завершение несчастливым?
Группа  шестая 
Ночь третья. 
Письмо Настеньки.
  • Как воспринимает мир Настенька?
  • О чем она мечтает?
  • Как образ Настеньки помогает понять замысел автора, его идею?
 

 

Группа  седьмая Тебе случалось  – в роще темной, 
В траве весенней, молодой 
Найти цветок простой и скромный? 
(Ты был один в стране чужой.) 
Он ждал тебя - в траве росистой,  
Он одиноко расцветал… 
И для тебя свой запах чистый,  
Свой первый запах сберегал. 
И ты срываешь стебель зыбкий,  
В петлицу бережной рукой  
Вдеваешь с медленной улыбкой 
Цветок, погубленный тобой. 
И вот идешь дорогой пыльной, 
Кругом все поле сожжено, 
Струиться с неба жар обильный, 
А твой цветок завял давно. 
Он вырастал в тени спокойной,  
Питался утренним дождем 
И был заеден пылью знойной,  
Спален полуденным лучом. 
Так что ж? Напрасно сожаленье! 
Знать он был создан для того,  
Чтобы побыть одно мгновенье 
В соседстве сердца твоего.
  • Прочитать выразительно стихотворение.
  • Почему именно из него Достоевский взял несколько строк для эпиграфа?
  • Почему слегка поправил взятые для эпиграфа три последние строки стихотворения?
  • В чем изменился их смысл?
  • Как он соотносится с общим тоном и событиями “Белых ночей”?

Итог  работы в группах.

Почему так  печальна судьба человека с добрым “слабым сердцем”. Как вы понимаете  слова бескорыстие? альтруизм? (Бескорыстие  – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами, противоп. эгоизм.)

КАРТОЧКА  – ИНФОРМАТОР

Романтизм -

  • Направление в литературе и искусстве первой четверти XIX века, выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию; к изображению идеальных героев и чувств.
  • Направление в литературе и искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
  • Умонастроение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.

Роман -

  • Большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.
  • Любовное отношение между мужчиной и женщиной.

Сентиментальный -

  • Основанный на принципах сентиментализма.
  • Излишне слащавый.
  • Способный легко растрогать, расчувствоваться.

Сентиментализм -

  • Литературное направление, отмечавшееся излишней чувственностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы

На основе словарных статей определите жанровое своеобразие произведения Ф. М. Достоевского “Белые ночи” и запишите его в тетрадь. 
Запишите также ваше понимание смысла названия повести.

Домашнее  задание

Напишите  небольшое сочинение: интересно  ли вам, современному читателю, мысли  и чувства Достоевского?

Список  литературы

  1. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
  2. В мире литературы. 9 кл.: учеб. – хрестомания для общеобразоват. учеб. завед / Авт. – сост А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С, Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. – М.: Дрофа, 2002. – 560 с.
  3. Золотарева И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2002, 400 с.
  4. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского: Очерк – М.: Дет. лит., 1984. – 208 с.
  5. Методические советы к учебнику – практикуму для 9 кл. Литература. Русская классика (избранные страницы) / Под. Ред. Г. И. Беленького. – М.: Мнемозина, 1998. – 192 с.
  6. Кутузов А. Г., Киселев А. К., Романичева Е. С. Как войти в мир литературы. 9 кл.: Методическое пособие / Под ред. А. Г. Кутузова - М.: Дрофа, 2001 . – 144 с.

Урок-презентация  по роману Ф.М. Достоевского "Бедные люди": "Маленький  человек: тип или  личность?", 9-й  класс

Ларюшкина Лариса Евгеньевнаучитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы 

Цели уроков:

  • совершенствовать литературные умения старшеклассников;
  • отрабатывать навыки анализа художественного текста;
  • развивать исследовательскую культуру девятиклассников;
  • воспитать уважение к человеческой личности;
  • привить читательский интерес к творчеству писателя.

Задачи уроков:

  • организовать деятельность по составлению тематических черт литературного типа;
  • выделить черты новаторства Достоевского в изображении “маленького человека”;
  • совершенствовать видение взаимосвязи образной системы и жанровых особенностей произведения;
  • обеспечить выполнение групповых частично-поисковых заданий на основе сопоставления разных интерпретаций художественного текста.

Ход уроков

Урок 1

1. Оргмомент.

2. Провокация интереса. Слайд 2 (Приложение1).

“Человек  есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели  ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…”

Ф. М. Достоевский.

3. Вступительное слово учителя.

- Вы прочли  роман “Бедные люди” и познакомились  с высказыванием великого писателя  о своем художественном кредо. Какова же главная тема творчества этого автора?

- Человек  и его внутренний мир.

- Данная  черта станет определяющей у  Достоевского и будет именоваться  психологизмом. Это свойство прозы  писателя появилось под влиянием  молодого критика Валериана. Майкова,  вместе с которым начинающий автор входил в кружки братьев Бекетовых, М. В. Петрашевского, С. Ф. Дурова. Майков выдвигает в качестве главной задачи современной литературы психологизм, изучение человеческой природы. Слайд 3

“И  Гоголь и Достоевский  изображают действительные обстоятельства. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума”.

- Как называется  направление в искусстве и  литературе ХIХ века, для которого  характерно “изображение типической  личности в типических обстоятельствах”:

а) сентиментализм;

б) романтизм;

в) реализм;

г) классицизм?

- Роман “Бедные люди” явился громким литературным дебютом писателя. Автора интересовал особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным, Гоголем. Этот интерес обозначился в заглавии. Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников “натуральной школы”, а его произведение открывало ее второй альманах “Петербургский сборник”, изданный в 1846 году. Властитель дум В. Г. Белинский после прочтения романа в волнении вопрошал его автора (Слайд 4): “Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?”- “Это была самая восхитительная минута в моей жизни”. Ф. М. Достоевский.

Информация о работе Ф.М Достоевский "Белые ночи"