Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:51, лекция
С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.
Изучение повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи"
Манекина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
Статья
отнесена к разделу: Преподавание
литературы
Цели урока: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристики героя.
Оборудование: доска, портрет писателя, эпиграфы к уроку, иллюстрации, карточки - задания, карточки – информаторы; вопросы к характеристике героя записаны на доске.
Эпиграфы к уроку:
“Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по новому произволу”.
“Видишь ли, чем больше в нас самих духа и внутреннего содержания, тем краше наш угол и жизнь. Конечно, страшен диссонанс, страшно неравновесие, которое представляет нам общество. Вне должно быть уравновешено с внутренним. Иначе с отсутствием внешних явлений, внутреннее возьмет слишком опасный верх.”
Ф. М. Достоевский
Вступительное слово учителя
С Ф. М. Достоевским мы встречаемся уже второй раз. Первой была встреча с “Мальчиком у Христа на елке”. Достоевский – автор нелегких для чтения произведений. В каждом его романе мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой, благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления. Первая его повесть так и называлась – “Бедные люди”. Это было целостное произведение в жанре романа, в котором был заострен вопрос о сословном неравенстве, в показе поистине “парий общества” – людей обреченных, придавленных гнетом зависимости и унижений, не сложных, полных внутренний душевной деликатности, преисполненных чувства собственного достоинства.
Сообщение
учащегося о повести
Ф. М. Достоевского “Бедные
люди”.
Сопоставлением Макара Девушкина с
Самсоном Выриным из “Станционного смотрителя”
А. С. Пушкина и Акакием Акакиевичем Башмачкиным
из “Шинели” Н. В. Гоголя.
Тезисы
выступления учащегося,
заранее подготовленного
учителем
В Вырине Девушкин узнает себя, переживания
смотрителя близки и понятны ему, даже
финал повести Пушкина он принимает без
протеста против несправедливости судьбы.
Судьба Вырина в чем - то повторяется в
судьбах других персонажей романа: Покровского
– отца, чиновника Горшкова, Емели. Все
они в глазах Девушкина обладают той или
иной добродетелью, как и пушкинский герой.
Башмачкин вызывает чувство возмущения.
В “Шинели” перед героем предстает тоже
правда его жизни, правда, которую он не
хочет признать, но которая проникает
в самое его сердце и разрушает его представление
о себе и своем месте в жизни. Состояние
это пробуждает в Девушкине желание непременно
высказаться, обостряет его самосознание.
Наряду с традиционными представлениями
о мире и своем месте в нем, присущими и
Вырину и Башмачкину, у Девушкина возникает
понимание жизненных ценностей, пробужденное
прежде всего любовью к Вареньке Доброселовой.
Слово учителя
Как видите,
проблема соотношения “среды” и
“личности” заявлена Достоевским
уже в ранних произведениях, и
в них же по новому зазвучала тема
любви как высшего проявления
человеческой сущности. Известно выражение
Достоевского, что “красота спасет
мир”; он хотел заглянуть в область “предведений
и предчувствий” того, чего нет, но что
должно быть действительностью.
“Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?”
- такой риторический вопрос задает героиня
“Белых ночей” своему нечаянному знакомому.
Работа
со вступительной статьей
учебника.
Работа с иллюстрациями.
Слово учителя
Всмотритесь
в иллюстрацию Г. Горнецова “Набережная
Невы. Ночь” мы не будем анализировать
ее; мы постараемся проникнуться настроением,
заданным Достоевский в самом
начале повести: “Была чудная ночь, такая
ночь, которая разве только и может быть
тогда, когда мы молоды, любезный читатель.
Небо было такое звездное, токае светлое
небо, что, взглянув на него, невольно нужно
было спросить себя: неужели же могут жить
под таким небом разные сердитые и капризные
люди?”.
Портрет молодого человека на фоне города
Петербурга, отражающегося, как в зеркале,
в спокойных водах канала, так и называется
“Мечтатель. Ф. Достоевский. “Белые ночи”.
Автор этого портрета Илья Глазунов.
На третьей мы видим идущих по ночным,
безлюдным улицам города девушку и юношу,
в которых несомненно узнаем героев повести
Настеньку и Мечтателя.
Беседа (вопросы заранее написаны на доске)
Постарайтесь, опираясь на текст повести, дать характеристику ее главному герою:
Работа
в группах
Карточки – задания
|
|
Итог работы в группах.
Почему так печальна судьба человека с добрым “слабым сердцем”. Как вы понимаете слова бескорыстие? альтруизм? (Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами, противоп. эгоизм.)
|
Домашнее задание
Напишите небольшое сочинение: интересно ли вам, современному читателю, мысли и чувства Достоевского?
Список литературы
Ларюшкина Лариса Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
Статья отнесена
к разделу: Преподавание
литературы
Цели уроков:
Задачи уроков:
Ход уроков
1. Оргмомент.
2. Провокация интереса. Слайд 2 (Приложение1).
“Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком…”
Ф. М. Достоевский.
3. Вступительное слово учителя.
- Вы прочли
роман “Бедные люди” и
- Человек и его внутренний мир.
- Данная
черта станет определяющей у
Достоевского и будет
“И Гоголь и Достоевский изображают действительные обстоятельства. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный; г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по его влиянию на личность индивидуума”.
- Как называется
направление в искусстве и
литературе ХIХ века, для которого
характерно “изображение
а) сентиментализм;
б) романтизм;
в) реализм;
г) классицизм?
- Роман “Бедные люди” явился громким литературным дебютом писателя. Автора интересовал особый тип человека, открытый в свое время Пушкиным, Гоголем. Этот интерес обозначился в заглавии. Восторг был всеобщим, никому не известный молодой писатель стал одним из участников “натуральной школы”, а его произведение открывало ее второй альманах “Петербургский сборник”, изданный в 1846 году. Властитель дум В. Г. Белинский после прочтения романа в волнении вопрошал его автора (Слайд 4): “Да вы понимаете ль сами-то, что это вы такое написали?”- “Это была самая восхитительная минута в моей жизни”. Ф. М. Достоевский.