Формирование интереса школьников к детской зарубежной литературе у детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

школьников.
Целью нашего исследования является выявление и закрепление факторов возникновения интереса к чтению зарубежной литературы у детей младшего школьного возраста. В соответствии с выделенной целью ставим следующие задачи:
1. Выявить интерес школьников к зарубежной литературе, закрепить достигнутые результаты, приобщить ребенка к самостоятельному процессу познания посредством читательской деятельности.
2. Изучив особенности читателя младшего школьного возраста, выявить наличие читательского опыта ребенка на начальном этапе обучения.
3. Изучив формы работы опытных педагогов с детьми младшего возраста, выработать наиболее приемлемые формы и методы работы для выявления и закрепления читательского интереса ребенка к зарубежной литературе.
4. Выявить межпредметные связи в проведении уроков по литературному чтению; выявить взаимосвязь русской и зарубежной литературы, используя это для закрепления интереса учащихся к чтению.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I
1.1. Интерес как форма проявления познавательной потребности младших школьников……………………………………………………………….…5
1.2. Возрастные психологические особенности ребенка как читателя………8
Глава II
2.1. Приобщение учащихся начальной школы к богатству мировой художественной литератур в начальном школьном курсе литературного чтения………………………………………………………………………………11
2.2. Взаимосвязь отечественной и зарубежной литератур в начальном школьном курсе обучения………………………………………………………...12
2.3. Межпредметные связи на уроках литературного чтения для формирования интереса к зарубежной литературе……………………………...15
2.4. Формы уроков, формирующие интерес учащихся к изучению зарубежной детской литературе…………………………………..………………17
Заключение………………………………………………………………………....21
Список использованной литературы……………………………………………...23
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Формирование интереса к детской зарубежной литературе у детей младшего школьного возраста.docx

— 80.59 Кб (Скачать)

Наиболее  важной является связь литературного чтения и лингвистических предметов, связанных с русским и иностранным языками.

Например, сказки Андерсена написаны не только для детей. В них заложено много  мудрых и глубоких мыслей, они доставляют людям радость всегда до самой  глубокой старости. Некоторым словам, пословицам, поговоркам необходимо дать лексическое значение. Например, некоторые  слова стали крылатыми: «не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца», «доброе слово не знает гордости». Размышления над словами и выражениями приводят детей к философскому выводу: внутренний талант и душевная чуткость обязательно будут вознаграждены, счастье делает чувствительную душу благородной и великодушной – утенок прощает своих обидчиков.

Не менее  важной можно считать связь с живописью, изобразительным искусством.

Музыкальные произведения должны сопровождать литературное чтение. Они могут быть фоном к части урока, могут быть отдельным фрагментом урока. Музыкальное сопровождение необходимо и в минутку отдыха. Музыка - один из видов искусства, который помогает эстетическому восприятию текста младших школьников.

Приобщение  ребенка к чтению зарубежной литературы порой невозможно без музыкального сопровождения. Например, изучение творчества братьев Гримм может сопровождаться песнями из некоторых русских мультипликационных или художественных фильмов («Бременские музыканты», «Соловей», «Русалочка»).

Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения зарубежных произведений расширяет детский кругозор и формирует интерес к зарубежной детской литературе, настраивает на самостоятельную творческую поисковую деятельность. 

2.4. Формы  уроков, формирующие интерес учащихся к изучению зарубежной детской литературы

  Уроки зарубежной литературы должны строиться так, чтобы сформировать не только интерес к чтению произведений зарубежных авторов, но и создать ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Для этого необходимо систематизировать уроки изучения зарубежной литературы.

Во –  первых, необходимо выявить наличие читательского опыта ребенка на начальном этапе обучения. С этой целью можно использовать такую форму, как литературный ринг. Предполагается разделить игру на 3 части.

В первой части будет сформирован литературный волшебный сундучок, в котором находятся предметы из разных сказок. Например, овощи и фрукты из  сказки Джанни Родари «Приключения Чипполино», красная шапочка из одноименной сказки Шарля Перро, роза из сказки «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена, игла из сказки братьев Гримм «Храбрый портной»,  оловянный солдатик из  сказки Г. Х. Андерсена и другие волшебные предметы. Такая детализация поможет привить ребенку внимательность при прочтении произведений.

Во второй части можно предложить учащимся создать сказочный город, в котором живут литературные персонажи. Класс, разделенный на 5 групп, создаст портреты пяти литературных персонажей (описание каждого героя предложить учитель). Группа выходит к доске и представляет своего героя, не называя его имени. В один из домиков на доске они поселяют своего персонажа. Другие школьники должны узнать в рисунке и портретной характеристике задуманного группой героя. Таким образом, учащиеся акцентируют внимание на чертах характера и внешности сказочных героев.

  В третьей части учитель создает литературный каталог. Он может представлять собой собрание карточек, в которых может быть описание главного героя из  сказки этого автора, задания творческого характера (определить автора по названиям нескольких его сказок). Обращения к авторам зарубежной литературы поможет учителю определить пробелы в знаниях произведений и спланировать дальнейшие формы и методы работы.

  Во – вторых, следующей эффективной формой урока можно считать урок – конкурс. Целесообразнее провести урок по творчеству одного автора, предположим, по сказкам Г. Х. Андерсена. Например,  конкурс «Угадай - ка». Узнайте персонажей сказок Андерсена, если последние буквы такие:

…аба

 …вочка

 …ловей

…лочка

…ниво

…нопас

…ая  …лева

Таким образом, учащиеся обратят внимание на имена  персонажей сказок.

  Следующим фрагментом урока можно провести конкурс «Выразительное чтение», в котором представители команд вытягивают карточку с заданием, после чего дается 2-3 минуты для подготовки выразительного чтения по ролям. Такая работа поможет учащимся лучше понять произведение, научиться актерскому прочтению текста.

  Можно предложить минутку отдыха и прочитать стихотворение - загадку, записанную на доске, отгадайте её.

Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает:

Жаба под  утро ее украдет,

В нору упрячет  бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья эта сказка?

(«Дюймовочка». Г. Х. Андерсен)

Эта минутка  отдыха позволяет ослабить мозговую деятельность младших школьников, так  как отгадывать загадки – их любимое  занятие.

Следующий конкурс - «Знаете ли вы сказки?». Группы получают карточки с отрывками из сказок и задания: нужно громко выразительно прочитать всем, сказать автора и название сказки.

В – третьих, заключительной формой изучения зарубежной литературы может стать урок –  викторина. Его можно проводить, исходя из читательского опыта, подготовленности и способностей того или иного  класса. 

Особенно  интересен урок – викторина по творчеству Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц», так как это  произведение называют философской  сказкой. Это произведение учит младших  школьников вдумчиво подходить к  восприятию текста мировой литературы. Наиболее интересными показались мудрые высказывания, афоризмы главного героя произведения, которые стали крылатыми выражениями. Среди прочих вопросов викторины можно предложить учащимся пофилософствовать по некоторым из афоризмов (их ребята могут выбрать сами). Учитель предложит их на интерактивной доске:

  • Себя судить куда труднее, чем других.
  • Одни только дети знают, что ищут.
  • Там хорошо, где нас нет.
  • Зорко одно лишь сердце.
  • Самое главное – то, чего не увидишь глазами.
  • Вода бывает нужна и сердцу.
  • У каждого человека свои звезды.
  • Единственная настоящая роскошь на Земле – роскошь человеческого общения.
  • Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
  • Власть прежде всего должна быть разумной.

Эти афоризмы могут быть в словарной работе, они могут быть и записаны в так называемый «дневник читателя» (это дневник, в котором записаны книги, которые читает учащийся, а также понравившиеся фразы, или же те, которые лежат в основе сюжета книги).

Также в урок – викторину может входит конкурс «Угадай героя». Отгадайте по иллюстрациям персонаж: Честолюбец, Фонарщик, Географ, Деловой человек.

Такое задание  формирует правильное восприятие слова  и изображения героев; формирует  умение узнавать героя по портретному описанию. В дальнейшем этот вид работы поможет давать характеристику героя, школьник самостоятельно сможет, анализируя произведения, давать характеристику персонажу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрев  в рамках курсовой работы тему: «Формирование  интереса к зарубежной детской литературе у детей младшего школьного возраста », можно сделать следующие выводы:

Познавательный  интерес, как двигатель прогресса, является фактором развития личности. Этапами формирования интереса к чтению становятся любопытство, любознательность, самостоятельная творческая поисковая деятельность, заинтересованность произведениями определенного жанра, а впоследствии акцентирование внимания детей на творчестве одного автора. Развитие познавательной деятельности в такой последовательности способствует формированию читательского интереса, а в дальнейшем и становлению личности.

Определено, что сильные эмоциональные переживания  являются главным фактором возникновения  и закрепления читательского  интереса у младших школьников. В  этот период очень важно направить  литературные пристрастия школьников в нужное русло. Кроме того, учеными выделены основные психологические особенности школьника как читателя в виде схемы, где отражены наиболее яркие черты ребенка – читателя: доверчивость к изображаемому, особое внимание к слову, актерские способности ребенка и умение вживаться в образ персонажа. Но главное для педагога, на что необходимо обратить внимание ребенка, - это на художественную форму зарубежного произведения, на средства выразительности, авторские «вехи», то есть именно на то, что невозможно постигнуть без участия учителя – предметника, без его профессионального мастерства.

Ученые  считают правильным провести межпредметные  связи,  связи литературного чтения с музыкой, изобразительным искусством и лингвистикой. Главная цель проведения связей между предметами – приобщение младших школьников к изучению зарубежной литературы, к самостоятельной творческой поисковой деятельности как высшему  проявлению познания.

Понимание того, что невозможно знать и любить национальную культуру без знания мировой  литературы, приходят к человеку несколько  позже, чем он начинает приобщаться  к литературному чтению. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания духовно нравственной личности. Через русскую литературу к зарубежной, и от зарубежной литературы – к  Великой национальной культуре –  таков путь воспитания высокоразвитого  гражданина страны.

Итак, цель работы – выявление и закрепление  факторов возникновения интереса к  зарубежной литературе у младших школьников – достигнута. И через интерес к зарубежному творчеству надеемся привить интерес к Великому русскому Слову.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   




Список использованной литературы

  1. Аникин В. П. Детская литература: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк.воспитание»/В. П. Аникин, Э. З. Ганкина и др.; Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение,1989. – 399 с.
  2. Андреев Л. Г. Зарубежная литература  XX века: Учеб. для вузов/Под ред. Л. Г. Андреева. – М.: Высшая школа: Академия, 2000. – 559 с.
  3. В. Андреенков Детская литература: Сборник статей/Оформ. В. Андреенков. – М.: Дет.лит., 1989. – 191 с.
  4. Арзамасцева И. Н. Детская литература: учеб. для студ. высш. пед. уч. заведений/И. Н. Арзамасцева, С. Я. Николаева. – М.: Академия, 2005. - 576 с.
  5. Будур Н. В. Зарубежная детская литература: учеб.пособие/ Н. В. Будур. – М.: Академия,1998. – 304 с.
  6. Вахрушев В. С. Уроки мировой литературы в школе: 5 – 11 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 228 с.
  7. Дановский А. В. Детская литература: Хрестоматия с основами литературоведения/ А. В. Дановский. – М.: Академия, 1997 – 640 с.
  8. Зубарева Е. Е. Детская литература/Под ред. Е. Е. Зубаревой; Учебн.пособие для пед.училищ. – М.: Просвещение, 1989. – 398 с.
  9. Иванова Э. И. Писатели мира детям: Хрестоматия по детской зарубежной литературе/ Сост. Э. И. Иванова. – М.: Просвещение, 1991. – 383 с.
  10. Каркачева Н. Сказки Андерсена: [конспект  урока в 4 классе ]//газ. Нач.школа. – 2010. - №5. – с.2-5
  11. Кубарева Н. Н. Зарубежная литература второй половины XX века: Учеб.пособие. – М.: Московский лицей, 2002. – 208 с.
  12. Кушнир А. М. Как приобщить детей к чтению//Нач.школа. – 2007. - №5. – с.71-73
  13. Локалова Н. П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению//Нач.школа. – 2007. - №12. – с.14-19
  14. Музыка Л. А. Интерес к чтению: как его пробудить?//Нач. школа. – 2007. - №6. – с.72-74
  15. Нартов К. М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе: Книга для учителя/ Под ред. Л. Г. Нартовой, Н. А. Ремизовой. – М.: Флинта: Наука, 2003. - 336 с.
  16. Обнорская О. А. Почему мои дети любят читать//Нач.школа. – 2000. - №2. – с.34
  17. Петровский А. В. Психология. Словарь/Под общ.ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.:Политиздат,1990. – 494 с.
  18. Рамазаева Т. Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/Под общ.ред. Т. Г. Рамазаевой .-Спб.:СпецЛит,1999.-168 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. II.— М.:Педагогика,1989. –357 с.
  20. Тихомирова И. Стимулы и мотивы чтения/И. Тихомирова.//Лучшие страницы пед.прессы – 2003 - №1 – с.41-44
  21. Щукина Г.И. Активизация  познавательной  деятельности учащихся в учебном  процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
  22. Как и почему меняется читательские интересы младших школьников и что с этим делать//Нач.школа. – 2003. - №1 – с.19-24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Сравнительная таблица изучаемых зарубежных произведений по литературному чтению

Автор учебника

Название учебника

Год выпуска

Программа

Класс

Автор произведения

Название произведения

Э. Э. Кац

Литературное чтение

2003

«Планета знаний»

1

Дж. Родари

«Лежебока»

Дж.Харрис

«Сказки дядюшки Римуса»

Д.Биссет

«Лягушка в зеркале»

Ш. Перро

«Кот в сапогах»

Э. Э. Кац

Литературное чтение

2003

«Планета знаний»

2

Братья Гримм

 

«Храбрый портной»

«Маленькие человечки»

Английская народная песня

«Дом, который построил Джек»

Дж. Родари

«Волшебный барабан»

Г. К. Андерсен

«Оле - Лукойе»

Р. Киплинг

«Откуда у кита такая глотка»

Э. Э. Кац

Литературное чтение

2003

«Планета знаний»

3

Г.Х.Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Эзоп

«Мухи»

 

Э. Э. Кац

 

Литературное чтение

 

2003

 

«Планета знаний»

 

4

Р. Киплинг

«Рикки-Тики-Тави»

Эзоп

«Ворона и лисица»

Х. К. Андерсен

«Соловей»

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

Р. Распе

«Приключения барона Мюнхаузена»

Д. Свифт

«Приключения Гулливера»

Р. Н. Бунеев

Литературное чтение

2006

«Школа 2100»

2

А. Милн

«Винни-Пух»

Дж. Родари

«Приключения Чиполлино»

А. Линдгрен

«Малыш и Карлсон»

Братья Гримм

«Еж и заяц»

Антуан де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Дж.Родари

«Солнце и туча»

Р. Н. Бунеев

Литературное чтение

2006

«Школа 2100»

3

Арабские сказки из «Тысяча и одной  ночи»

«Шестое путешествие Синбада»

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

Ш. Перро

«Ослиная шкура»

Г. Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Р. Н. Бунеев

Литературное чтение

2006

«Школа 2100»

4

Р. Киплинг

«На далекой Амазонке»

Р. Бернс

« В горах мое сердце»

Л. А. Ефросинина

Литературное чтение

2008

«Начальная школа ХХI века»

1

Дж. Родари

«Про мышку, которая ела кошек»

Шарль Перро

«Красная шапочка»

Р. Киплинг

«Слоненок»

Д. Биссет

«Дракон Комодо»

Л. А. Ефросинина

Литературное чтение

2008

«Начальная школа XXI века»

2

Братья Гримм

«Маленькие человечки»

«Бременские музыканты»

Х. К. Андерсен

«Принцесса на горошине»

Нанайская народная сказка

«Айога»

Р. Киплинг

«Откуда у кита такая глотка»

Ш. Перро

«Кот в сапогах»

Л Кэрролл

«Алиса в стране чудес»

Л. А. Ефросинина

Литературное чтение

2008

«Начальная школа XXI века»

3

Ш. Перро

«Подарки феи»

Эзоп

«Лисица и виноград»

«Ворон и лисица»

Дж. Лондон

«Волк»

Л. А. Ефросинина

Литературное чтение

2008

«Начальная школа XXI века»

4

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

В. Гюго

«Козетта»

Г. Х. Андерсен

«Дикие лебеди»

«Девочка со спичками»

 

Д. Свифт

«Приключения Гулливера в стране лилипутов»

Л. Ф. Климанова,

В. Г. Горецкий,

М. В. Голованова

Родная речь

2004

«Классическая начальная школа»

2

Э. Хогарт

«Мафин и паук»

Ш. Перро

«Кот в сапогах»

«Красная Шапочка»

Г. Х. Андерсен

«Дюймовочка»

«Принцесса на горошине»

Нанайская сказка

«Айога»

Л. Ф. Климанова,

В. Г. Горецкий,

М. В. Голованова

Родная речь

2004

«Классическая начальная школа»

3

Г. Х. Андерсен

«Гадкий утенок»

Мифы Древней Греции

«Глаз видит далеко, а ум дальше»

Ш. Перро

«Рике с хохолком»

Братья Гримм

«Принц лягушонок, или Генрих Железное сердце»

Л. Ф. Климанова,

В. Г. Горецкий,

М. В. Голованова

Родная речь

2004

«Классическая начальная школа»

4

Дж. Свифт

«Путешествия Гулливера»

Г. Х. Андерсен

«Русалочка»

М. Твен

«Приключения Тома Сойера»

С. Лагерлёф

«Святая ночь»

«В назарете»

В. Ю. Свиридова

Литературное чтение

1999

«Система Л. В. Занкова»

1

Д. Биссет

«Под ковром»

А. Милн

«Винни-Пух и все-все-все»

Дж. Родари

«Приключения Чиполлино»

Ш. Перро

«Красная шапочка»

В. Ю. Свиридова

Литературное чтение

2001

«Система Л. В. Занкова»

2

Дж. Родари

«Сакала-пакала»

Нанайская сказка

«Айога»

Братья Гримм

«В стране небывалой»

Ш. Перро

«Спящая красавица»

«Кот в сапогах»

Басё

Хокку

Тиё

Хокку

Д. Биссет

«Приключения дядюшки Тик-Так»

Р. Киплинг

«Откуда у кита такая глотка»

С. Б. Чуракова

Литературное чтение

2002

«Система Л. В. Занкова»

3

Р. Бернс

«В горах мое сердце..»

Арабская сказка

«Алладин и волшебная лампа»

Иссё

«Хокку»

Кикаку

«Хокку»

Л. Кэрролл

«Алиса в Зазеркалье»

С. Лагерлёф

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Г. Х.  Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Ш.Перро

«Рике с хохолком»

С. Б. Чуракова

Литературное чтение

2003

«Система Л. В. Занкова»

4

Дж.Родари

«Старинный календарь Планеты  Новогодних Елок»

Г. Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

«Русалочка»

А. Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

С. Лагерлёф

«Путешествие Нильса с дикими гусями»

Э. Т. А. Гофман

«Щелкунчик и мышиный король»

Г. Н. Кудина

Литературное чтение

2006

Система Эльконина-Давыдова

1

У. Де ла Мэр

«Гроздь винограда»

Д. Чиарди

«Мистер Жук»

Г.Н. Кудина

Литературное чтение

2006

Система Эльконина-Давыдова

2

У. Де ла Мэр

«Сыграем в прятки»

А. Милн

«Винни-Пух и все-все-все»

Г. Х. Андерсен

«Сказка»

Дж. Родари

«Чем пахнут ремесла»

Г. Н. Кудина

Литературное чтение

2006

«Система Эльконина-Давыдова»

3

Г. Х. Андерсен

«Гадкий утенок»

Древнегреческий миф

«Глаз видит далеко, а ум дальше»

Г. Н. Кудина

Литературное чтение

2006

«Система Эльконина-Давыдова»

4

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

Г. Х. Андерсен

«Гадкий утенок»

Информация о работе Формирование интереса школьников к детской зарубежной литературе у детей младшего школьного возраста