Хлебников Владимир Алексеевич

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:32, реферат

Описание работы

Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника, пробудил в душе сына интерес к естественным наукам и любовь к природе. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал. Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в клетке?..» Отец - Владимир Алексеевич Хлебников - был попечителем улуса, учёным-орнитологом.

Содержание

Ранние годы 2
Казань (1898-1908) 2
Хлебников в кругу символистов (1908-1909) 3
Появление будетлянства (1910-1911) 4
Издание первых книг (1912) 4
Оформление движения футуристов (1912-1913) 5
Первые авторские сборники (1913-1914) 5
Новые поиски «Законов времени» (1914-1916) 6
Хлебников в армии (1916-1917) 6
Хлебников во время революций (1917-1918) 6
Харьков и Баку (1919-1920) 7
Хлебников в Персии (1921) 8
Последний год жизни и смерть (1921-1922) 8
После смерти 9
Посмертные публикации 9
Список литературы 10

Работа содержит 1 файл

Хлебников.docx

— 35.51 Кб (Скачать)

                                                     Содержание

  1. Ранние годы                                                                                                                               2
  2. Казань (1898-1908)                                                                                                                   2
  3. Хлебников в кругу символистов (1908-1909)                                                                    3
  4. Появление будетлянства (1910-1911)                                                                                 4
  5. Издание первых книг (1912)                                                                                                  4
  6. Оформление движения футуристов (1912-1913)                                                             5
  7. Первые авторские сборники (1913-1914)                                                                          5
  8. Новые поиски «Законов времени» (1914-1916)                                                               6
  9. Хлебников в армии (1916-1917)                                                                                            6
  10. Хлебников во время революций (1917-1918)                                                                   6
  11. Харьков и Баку (1919-1920)                                                                                                    7
  12. Хлебников в Персии (1921)                                                                                                    8
  13. Последний год жизни и смерть (1921-1922)                                                                     8
  14. После смерти                                                                                                                             9
  15. Посмертные публикации                                                                                                       9
  16. Список литературы                                                                                                                  10

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Ранние  годы

  Родился  28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском  улусе Астраханской губернии  в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого  в СССР заповедника, пробудил в душе сына интерес к естественным наукам и любовь к природе. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал. Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в клетке?..» Отец - Владимир Алексеевич Хлебников - был попечителем улуса, учёным-орнитологом. Мать Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая), историк по образованию, двоюродная сестра народовольца Александра Михайлова. Она   окончила Смольный институт. Она посвятила себя воспитанию пятерых детей - Борису, Екатерине, Виктору, Александру и Вере, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории. Виктора обучали языкам (читать по-русски и по-французски он научился в четыре года) и рисованию.

   О  месте своего рождения Хлебников  впоследствии писал: "Родился  в стане монгольских исповедующих  Будду кочевников в степи - высохшем дне исчезающего Каспийского  моря». По отцовской линии поэт  происходил из старинного купеческого  рода - его прадед Иван Матвеевич  Хлебников был купцом первой  гильдии и потомственным почётным  гражданином Астрахани. Хлебников  также отмечал, что в нём  есть часть армянской и запорожской  крови.

   Семье  Хлебниковых по службе Владимира  Алексеевича приходилось часто  переезжать с места на место:  в 1891 году отец семейства был  переведён в Волынскую губернию, в 1895 - в Симбирскую. Здесь же, в  Симбирске, Виктор начинает свою  учёбу в гимназии.

   Казань (1898-1908)

   В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. Через пять лет он окончил курс гимназии, осенью 1903 года поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В ноябре того же года после участия в студенческой демонстрации был арестован и месяц провёл в тюрьме. В феврале 1904 года Виктор подаёт прошение об увольнении из числа студентов университета. Летом этого же года подаёт прошение о зачислении на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета, где и продолжает обучение. К 1904 году относятся первые известные литературные опыты Хлебникова, он даже пытается опубликовать пьесу «Елена Гордячкина», послав её в издательство «Знание» Максиму Горькому, но безуспешно. Круг интересов Хлебникова был чрезвычайно широк. Он занимался математикой, кристаллографией, биологией, физической химией, изучал японский язык, увлекался философией Платона и Спинозы, пробовал себя в музыке, живописи и литературе.

 В 1904-1907 годах Хлебников занимается орнитологическими  исследованиями, участвует в экспедициях  в Дагестан и на Северный  Урал, публикует несколько статей  по орнитологии. Тогда же Хлебников  пытался самостоятельно начать  изучение японского языка, пытаясь  найти в нём особые формы  выразительности, и увлёкся творчеством  русских символистов, особенно  Фёдора Сологуба.

   Русско-японская война и произошедшее в ходе неё Цусимское сражение оказали большое влияние на Хлебникова и побудили его начать поиски «основного закона времени», пытаться найти оправдание смертям. Впоследствии Хлебников писал: «Мы бросились в будущее с 1905 года».

   Принятый в декабре 1906 в Общество естествоиспытателей Казанского университета на правах члена-сотрудника и издавший статью об открытии во время одной из экспедиций нового вида кукушки, Хлебников уже после 1906 года практически перестал уделять внимание как орнитологии, так и занятиям в университете, сосредоточившись на литературе. Примерно в это время он пишет масштабное прозаическое произведение «Еня Воейков», которое осталось незаконченным, но явилось важным этапом творческого становления Хлебникова. Кроме того, в этот период им было написано большое количество стихотворений. В марте 1908 года Хлебников решился послать свои стихи поэту-символисту Вячеславу Иванову, чья статья «О весёлом ремесле и умном веселии», опубликованная в 1907 в журнале «Золотое руно» произвела на него большое впечатление. Весной 1908 года в Судаке состоялось и личное знакомство. Попавший под влияние Иванова Хлебников в этот период написал около сотни стихотворений и пьесу «Таинство дальних», полную аллюзий на античную мифологию. В этих произведениях прослеживается влияние символизма Старкина, София.

Хлебников в кругу символистов (1908-1909)

   В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой. В следующем учебном году подал заявление с просьбой о переводе на факультет восточных языков (отделение санскритской словесности), а 15 октября 1909 г. перевелся на первый курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета. Тогда же Хлебников вошел в круг поэтов-символистов, объединившихся вокруг В. Иванова. Хлебников стал бывать на «башне» на литературных «средах», где его переименовали на славянский лад в Велимира, посещал «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где познакомился с А. Толстым, О. Мандельштамом, Н. Гумилевым. Однако в символистских журналах стихи Хлебникова не печатали. Велимир был и сознавал себя чужаком в этом кругу, несмотря на старательное следование символистским канонам. Большую часть 1909 года (вплоть до августа, с небольшим перерывом в мае) поэт провёл в Святошине - пригороде Киева, где жили его родственники - семья Варвары Николаевны Рябчевской (Вербицкой). С ними у Хлебникова установились близкие отношения, а в дочь Марию Рябчевскую, дочь Варвары Николаевны, он был некоторое время влюблён и посвятил ей несколько стихотворений.

   В  апреле 1909 года начала работу  «Академия стиха» на «башне»  Вячеслава Иванова. «Башней» называлась  квартира Иванова, находившаяся  на последнем этаже дома 25 по  Таврической улице, с круглой  угловой комнатой. Её посещал  и Хлебников в конце мая  1909 и после возвращения из Святошина.

   В  1910 г. будучи уже сложившимся  поэтом, Хлебников отошел от символизма.

    Хлебников поставил перед собой  задачу: познать страну, в которой  он жил, не чувствами, а с  помощью научного анализа. С  этой целью он стал изучать  язык как инструмент самовыражения  народной души и время —  первопричину исторической судьбы  России. Однако этим поэт не ограничился: ему хотелось не только знать существующий язык, но и творить новый язык поэзии, не только знать прошлое, но и вывести четкие, как математические формулы, законы истории, опираясь на которые можно было бы точно предсказывать будущее. Для этого требовалось создать новую синтетическую научную дисциплину, которая объединяла бы лингвистику, математику, историю и... поэзию.

Появление будетлянства (1910-1911)

       К началу 1910 года Хлебников уже перестал посещать «Академию стиха». В феврале Василий Каменский познакомил его с другим крылом нового искусства: художником Михаилом Матюшиным, его женой поэтессой Еленой Гуро, братьями Давидом, Владимиром и Николаем Бурлюками. Вскоре Хлебников переехал жить в квартиру Бурлюков.

  В 1910 г. вышел их совместный сборник «Садок судей», ставший точкой отсчета в истории футуризма. Хлебников, старавшийся по крайней мере возможности обращаться в словотворчестве не к западным, а к русским и славянским корням, называл футуристов будетлянами, то есть провозвестниками будущего. Позднее к будетлянам примкнули Крученых и Маяковский. Летом 1910 года Хлебников уехал вместе с Бурлюками в Таврическую губернию, где Давид Фёдорович Бурлюк (отец братьев Давида, Николая и Владимира) служил в селе Чернянка управляющим имением графа Мордвинова. После этой поездки у будетлян появилось ещё одно самоназвание - «Гилея», по древнему названию этой местности. Хлебников много пишет, но его новые стихи уже не столь радикальны и содержат гораздо меньше неологизмов. В 1911 году началось активное увлечение Хлебникова числами и закономерностями исторического развития (из письма брату Александру Хлебникову: «Я усердно занимаюсь числами и нашел довольно много закономерностей»). В это время он снова испытывает творческий кризис, но собирается издать отдельный том своих произведений. В печати, однако, в ближайшие два года так ничего и не появилось, а Хлебников, вместо того, чтобы улаживать дела с публикацией сборника, летом 1911 отправился в речное путешествие в Астрахань. К тому моменту Хлебников был уже исключён из университета за неуплату (это произошло в июне), что окончательно поссорило его с родителями, не одобрявшими литературные занятия Велимира.

       В следующем году вышел в  свет наделавший много шума  сборник «Пощечина общественному  вкусу», в который вошел футуристический  манифест с призывом «сбросить  Пушкина с корабля современности».

Издание первых книг (1912)

   1912 год  ознаменовался для Хлебникова  изданием первой книги. В мае  в Херсоне на средства автора  с рисунками Владимира Бурлюка  была издана брошюра «Учитель  и ученик», в которой Хлебников  попытался рассказать о найденных  им «законах времени», в том  числе «предсказал» бурные российские  события 1917 года, Февральскую революцию  и Октябрьский переворот: «Не  стоит ли ждать в 1917 году  падения государства?». Вскоре, в  августе, в Москве была опубликована  «Игра в аду», поэма написанная  в соавторстве Кручёных и Хлебниковым;  в ноябре вышла ещё одна  совместная работа двух поэтов  «Мирсконца». Эти книги, выпускавшиеся  в основанном Кручёных издательстве  «ЕУЫ», были сделаны в технике  литографии, причём текст на литографском  камне был написан Кручёных  от руки (в предисловии авторы  высказывали мнение, что почерк  очень влияет на восприятие  текста). 

Оформление  движения футуристов (1912-1913)

   В  том же году футуристы (тогда  уже будетляне и их сподвижники  стали называть себя этим словомнет  источника) начали активно пропагандировать  свою деятельность. Проходят выставки  художников-авангардистов (возглавляемая  Давидом Бурлюком группа «Бубновый  валет», «Ослиный хвост» во главе  с Натальей Гончаровой и Михаилом  Ларионовым), проходят диспуты с  участием футуристов, Маяковский  читает свои стихи в арт-кафе  «Бродячая собака». Тогда же  гилейцы (они же кубофутуристы,  существовал ещё и эгофутуризм  Игоря Северянина) стали готовить  стихотворный сборник. Финансировать  его издание вызвались два  поклонника нового искусства,  сами не имевшие отношения  к литературе - пилот Георгий Кузьмин  и музыкант Сергей Долинский.

   Сборник,  названный «Пощёчина общественному  вкусу» увидел свет 18 (31) декабря.  Предварявший его манифест, написанный  Бурлюком, Кручёных, Маяковским и  Хлебниковым, призывал «бросить  Пушкина, Достоевского, Толстого  и проч., и проч., с парохода  современности», содержал обвинения  в адрес самых авторитетных  русских литераторов («Всем этим  Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч., и проч. - нужна  лишь дача на реке»), а также  утверждал важный для творчества  Хлебникова принцип права поэта  «на увеличение словаря поэта  в е г о о б ъ ё м  е произвольными и производными  словами (Слово - новшество)». Надо  заметить, что Хлебников пытался  протестовать против некоторых  положений манифеста: в частности,  требовал вычеркнуть Кузмина,  одного из первых своих учителей, из списка «тех, кому нужна  лишь дача на реке», однако  в итоге уступил.

Информация о работе Хлебников Владимир Алексеевич