Хлебников Владимир Алексеевич

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:32, реферат

Описание работы

Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника, пробудил в душе сына интерес к естественным наукам и любовь к природе. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал. Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в клетке?..» Отец - Владимир Алексеевич Хлебников - был попечителем улуса, учёным-орнитологом.

Содержание

Ранние годы 2
Казань (1898-1908) 2
Хлебников в кругу символистов (1908-1909) 3
Появление будетлянства (1910-1911) 4
Издание первых книг (1912) 4
Оформление движения футуристов (1912-1913) 5
Первые авторские сборники (1913-1914) 5
Новые поиски «Законов времени» (1914-1916) 6
Хлебников в армии (1916-1917) 6
Хлебников во время революций (1917-1918) 6
Харьков и Баку (1919-1920) 7
Хлебников в Персии (1921) 8
Последний год жизни и смерть (1921-1922) 8
После смерти 9
Посмертные публикации 9
Список литературы 10

Работа содержит 1 файл

Хлебников.docx

— 35.51 Кб (Скачать)

   Значительную  часть сборника (почти половину) составляли стихи Хлебникова, в  том числе знаменитое стихотворение  «Кузнечик»

   В  первой половине 1913 года Хлебников  на постоянной основе сотрудничал  с газетой «Славянин», просуществовавшей  до июля и работал над сверхповестью  (изобретённый им жанр) «Дети Выдры», а после этого опять уехал  в Астрахань, где в тот момент  жили его родители. Там поэт  пробыл до сентября, и состоявшийся  летом съезд футуристов, на котором  был принят ещё один манифест, прошёл без его участия.

Первые  авторские сборники (1913-1914)

   Декабрь  1913 года был ознаменован публикацией  первого авторского поэтического  сборника Хлебникова. Он получил  название «Ряв!» и был издан  при помощи Алексея Кручёных. Уже в феврале 1914 года Давид  Бурлюк (с которым Хлебников был  в ссоре из-за разногласий по  поводу Маринетти) издал первый  том собрания сочинений Хлебникова, снабдив его восторженным предисловием: «Хлебников указал новые пути  поэтического творчества!.. Хлебниковым  созданы вещи, подобных которым  не писал до него ни в  русской, ни в мировых литературах  никто». Почти одновременно с  этой книгой в Петербурге в  издательстве Матюшина вышел  «Изборник стихов». По причине  уже упомянутой ссоры, Хлебников  с неодобрением воспринял издание  Бурлюка, но приветствовал публикацию  «Изборника». Вообще же к весне  1914 года Хлебников был в ссоре  со многими своими друзьями  и несколько разочаровался в  футуризме. Тогда он предпринял  попытку присоединиться к «Цеху  поэтов», группе акмеистов, но  уже в апреле «Цех» перестал  существовать. К 1915 году практически распалась и «Гилея», и Маяковский в статье «Капля дёгтя» (1915) признал, что «футуризм умер как особенная группа».

Новые поиски «Законов времени» (1914-1916)

   19 июля (1 августа) 1914 года началась Первая  мировая война. Как и русско-японская, она побудила Хлебникова к  поискам неких исторических закономерностей,  которые помогли бы предвидеть  события и не допустить новых  войн. Этим он начинает заниматься  летом, во время того, как снова  гостит у родителей в Астрахани.  В это же время у него  завязался роман с московской  актрисой Надеждой Николаевой, и  Хлебников некоторое время гостил  у неё. В сентябре он возвратился  в Петербург (уже ставший Петроградом)  и два месяца жил рядом с  Кручёных в Шувалове, пригороде  столицы, после чего снова уехал  в Астрахань.

   1915 год  поэт проводит в разных местах: в начале года он живёт в  Астрахани, летом в Москве и  на даче у Бурлюков в Михалёве, во второй половине года - в  Петрограде с частыми посещениями  дачной местности Куоккала (ныне  посёлок Репино в Курортном  районе Санкт-Петербурга), где в  то время находились дачи многих  деятелей искусства и где собиралась  богема. В это время футуристы  сблизились с Ильёй Репиным  и часто бывали на его даче; Хлебников же чаще посещал  дачу Юрия Анненкова.

Хлебников в армии (1916-1917)

   В апреле 1916 г. Хлебников был призван в армию. Оказавшись в запасном полку в Царицыне, он прошел, по его словам, «весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». Благодаря помощи доктора Н. Кульбина Хлебников был комиссован.

   Хлебников искренне принял революцию, очевидно надеясь, что теперь сможет претворить в жизнь свои идеи — в частности, создать задуманное еще в 1915-м Общество председателей земного шара. В нем должно было быть триста семнадцать членов, поскольку, согласно теории Хлебникова, все происходящие в мире события — от войн и революций до биения сердца и колебаний струн музыкальных инструментов, — будучи изменены во времени, оказываются кратны тремстам семнадцати. Вскоре после Февральской революции Велимир написал «Воззвание председателей земного шара». Он призывал создать «независимое государство времени», свободное от пороков, свойственных «государствам пространства».

Хлебников во время революций (1917-1918)

    События  Февральской революции побудили  Хлебникова в мае отправиться  в их центр, то есть в Петроград,  где он немедленно включился  в общественную и литературную  жизнь: участвовал в литературной  курии Союза деятелей искусств, принял участие в празднике  Искусств 25 мая, написал и опубликовал  несколько стихотворений, в том  числе приветствовавших революцию.   

   Летом  Хлебников путешествовал по России, посетив Киев, Харьков, Таганрог, Царицын и Астрахань, а в  начале октября вернулся в  Петроград, где поселился у  Дмитрия Петровского. К тому  времени у него уже кончился  данный в армии отпуск, и поэту  пришлось скрываться от комендатуры.

    23 октября (5 ноября) 1917, было написано  «Письмо в Мариинский дворец»  от имени «председателей Земного  шара»: «Правительство земного  шара постановило: считать Временное правительство временно не существующим» . Через два дня произошла Октябрьская революция; Хлебников же вскоре уехал наблюдать за развитием событий в Москву, а затем в Астрахань.

   В  1918 году Хлебников снова путешествовал  по России без особой цели. Весной поэт снова уехал в  Москву. Там он жил в квартире  врача А. П. Давыдова, в которой  часто бывали представители богемы. Затем Хлебников отправился в  Нижний Новгород, где пробыл довольно  недолго, но успел издать несколько  своих произведений в альманахе  «Без муз», издававшемся Иваном  Рукавишниковым. В августе он  снова оказался в Астрахани,  посетив попутно Казань.

   При  том, что ситуация в Астрахани  в это время неустойчива, жизнь  Хлебникова в те пять месяцев,  что он провёл у родителей,  была довольно стабильна, и  поэт в течение необычно долгого  для себя времени имел постоянную  работу - сотрудничал в газете  «Красный воин», органе Астраханского  Военного совета. Вместе с Рюриком  Ивневым Хлебников в это время  участвовал в литературной жизни  Астрахани и планировал издать  многоязычный литературный сборник  на русском, калмыцком, персидском  и других языках.

Харьков и Баку (1919-1920)

   Только  в начале 1919 года Хлебников уехал  из Астрахани. Поэт направился  в Москву, где должна была выйти  его книга, которая находилась  в плане, предложенном Маяковским  издательству ИМО. План был  одобрен А. В. Луначарским, но  сборник так и не появился, во многом из-за того, что Хлебников,  уже написавший вступительную  статью для этого издания, весной  неожиданно уехал в Харьков.  Делами, связанными с изданием  стихов Хлебникова в Москве, занимался  в основном Маяковский.

   Конец  лета и осень 1919 года Хлебников  провёл в психиатрической лечебнице,  известной в Харькове как Сабурова  дача. Там поэт спасался от  призыва в деникинскую армию,  которая в июне заняла город.  Этот период стал чрезвычайно  плодотворным для Хлебникова: он  написал большое количество небольших  стихотворений, поэмы «Лесная  тоска», «Поэт» и др. После того, как поэту был поставлен диагноз,  позволявший избежать призыва,  Хлебников остался в Харькове, где вскоре написал утопическую  поэму «Ладомир», одно из самых  значительных своих произведений. Примерно тогда же, в начале 1920 года, появляется поэма «Разин»  с подзаголовком «заклятье двойным  теченьем речи, двояковыпуклая речь»,  каждая из примерно четырёхсот  строк которой представляет собой  палиндром.

   1920 года  в Харькове оказались поэты-имажинисты  Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф,  с которыми Хлебников быстро  свёл знакомство. Вскоре он опубликовал  три стихотворения в сборнике  имажинистов «Харчевня зорь»,  вышедшем в Харькове. Через год  Есенин издал в Москве отдельным  изданием поэму Хлебникова «Ночь  в окопе», крупное поэтическое  произведение на тему Гражданской  войны. 

   Осенью 1920 года Хлебников оказался в  Баку, где проходил съезд народов  Востока (Азия всегда интересовала  поэта). После него поэт решил  пробраться ещё дальше на восток, в Персию. Вскоре его замысел  был осуществлён, но до этого  Хлебников успел съездить в  Ростов-на-Дону, где местная театральная  студия осуществила постановку  его пьесы «Ошибка смерти»  (где роль одного из гостей  смерти сыграл Евгений Шварц,  в будущем - знаменитый драматург), Армавир, а также в Дагестан, а после этого ещё несколько месяцев провести в Баку.

  Хлебников в Персии (1921)

   В  апреле 1920 года на севере Ирана  вспыхнуло антиправительственное  восстание. 5 июня того же года  было объявлено о создании  в провинции Гилян Персидской  советской республики. В начале 1921 года советская Россия, поддерживавшая  повстанцев, сформировала в Баку  Персидскую красную армию (Персармию), которая была направлена в  Персию. Хлебников был приписан  к армии в качестве лектора  и 13 апреля 1921 года отправился  в Энзели. Там Хлебников провёл  вместе с художником Мечеславом  Доброковским некоторое время  и свёл знакомство с несколькими  дервишами, а также сам стал  известен среди местных жителей  как «русский дервиш». Из Энзели  Персармия переместилась в Решт, а оттуда (в начале июля) - в  Шахсевар, по направлению к Тегерану. Там Хлебников устроился на  службу к местному хану в  качестве воспитателя его детей.  Поработать там ему довелось  лишь месяц - из-за измены одного  из главнокомандующих революционных  войск наступление на Тегеран  было приостановлено, а Хлебников  в августе 1921 года вернулся  в Россию.

   Путешествие  в Иран стало очень плодотворным  для Хлебникова. В этот период  он создал большой цикл стихотворений,  а также начал поэму «Труба  Гульмуллы», посвящённую его впечатлениям  от Персии, которая была завершена  в конце 1921 года.

  Последний год  жизни и смерть (1921-1922)

   После  возвращения из Персии Хлебников  снова путешествовал, не останавливаясь  нигде больше, чем на несколько  месяцев. Некоторое время опять  жил в Баку, но довольно скоро  уехал в Железноводск, где жил  на даче у своим знакомых - Самородовых.  Там он заканчивал свой трактат  о «законах времени», названный  «Доски судьбы», а также готовил  к публикации написанные за  последнее время стихи и поэмы  - вскоре Хлебников в очередной  раз собирался ехать в Москву, чтобы заняться изданием своих  стихов. Ещё 3 месяца поэт провёл  в Пятигорске, работая ночным  сторожем. На этот период приходится  ещё один творческий подъём - Хлебников  в Пятигорске написал поэмы  «Ночь перед Советами», «Председатель  Чеки», а также небольшие стихотворения  и другие поэмы. Было опубликовано  несколько статей Хлебникова, посвящённых  числовым закономерностям и радио,  некрологи А. А. Блоку и Н.  С. Гумилёву. В это время в  творчестве Хлебникова важное  место занимает настоящее, а  не прошлое или будущее, он  пишет несколько стихотворений  на социальную тематику.

   К  тому времени уже была закончена  сверхповесть «Зангези», которая,  как и «Доски судьбы», стала  одним из важнейших произведений  Хлебникова.     Тематически  она связана с «Досками судьбы»:  главный герой произведения - Зангези  - новый пророк. В сверхповести  он излагает сформулированные  в «Досках судьбы» «законы  времени», учение о «звёздном  языке». Произведение было опубликовано  только после смерти Хлебникова.

   Весной  поэт начал страдать от приступов  лихорадки. Он хотел снова отправиться  в Астрахань, но пока что  это было невозможно, и новый  друг и поклонник таланта Хлебникова  художник Пётр Митурич предложил  в мае две - три недели побыть  в местечке Боровенке, недалеко  от деревни Санталово Крестецкого  уезда Новгородской губернии, где  жила жена Митурича и двое  его детей. Вскоре после приезда  туда Хлебников заболел параличом.  Удалённость от крупных городов делала невозможной квалифицированную медицинскую помощь, а врач в посёлке Крестцы сказал, что смертельной опасности нет, и торопиться с поездкой в Петроград не стоит. Уже через две недели было очевидно, что это не так - окончательно отнялись ноги, развилась гангрена, и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадёжного больного. Митурич перевёз почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался.

Информация о работе Хлебников Владимир Алексеевич