Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:55, реферат
А.П.Чехов не только великий русский писатель конца 19 века, но и тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм. За два месяца до смерти Чехова В. Э. Мейерхольд писал ему: «Вы несравнимы в вашем великом творчестве. Когда читаешь пьесы иностранных авторов, вы стоите оригинальностью своей особняком. И в драме Западу придется учиться у вас» 1.
Содержание:
I. Введение.
II. Основная часть:
1) Предметный мир персонажа;
2) Деталь в диалогах;
3) Деталь в мыслях героев;
4) Деталь в пейзаже.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.
Реферат
Тема «Художественная деталь в рассказах А.П.Чехова»
Содержание:
I. Введение.
II. Основная часть:
1) Предметный мир персонажа;
2) Деталь в диалогах;
3) Деталь в мыслях героев;
4) Деталь в пейзаже.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.
I.Введение
А.П.Чехов не
только великий русский писатель
конца 19 века, но и тонкий психолог,
мастер подтекста, своеобразно сочетавший
юмор и лиризм. За два месяца до смерти
Чехова В. Э. Мейерхольд писал ему: «Вы
несравнимы в вашем великом творчестве.
Когда читаешь пьесы
Так и вышло. Театральный язык Чехова был нов, непривычен; его критиковали, ему сопротивлялись. Но остановить его воздействие на драматургию, на мировую сцену было нельзя -- он неуклонно ее завоевывал. Теперь влияние это общепризнанно; Чехова называют Шекспиром двадцатого века.
Антон Павлович умел выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют почти все писатели. Ведь это служит безотказным и целенаправленным средством характеристики человека. Все без исключения подробности имеют характерологическую и социальную значимость.
Этот принцип
изображения внешнего окружения
человека лучше всего можно
чтобы найти следы его привычек, вкусов, его глупости или ума <...>
Все эти внешние признаки являются дорогами, пересекающимися в
______________________________
1«Литературное наследство», т. 68. «Чехов». М., Изд-во АН СССР,
1960, стр. 448.
одном центре, и вы направляетесь по ним только для того, чтобы достигнуть до этого центра». 1
Данный метод присущ литературе самых разных направлений. Однако у Чехова он встречается значительно чаще, чем у кого-либо, многие рассказы на деталях и построены. Одной деталью Чехов может наметить фон повествования, раскрыть сущность человеческого характера, передать индивидуальность речи героя, добиться художественной конкретизации.
Меня заинтересовало своеобразие чеховского стиля, поэтому я решила более подробно изучить художественные детали его рассказов.
Цель работы: познакомиться с творчеством писателя, выделить в его произведениях наиболее яркие художественные детали. Для этого необходимо решение следующих задач:
ѕ перечитать рассказы А.П. Чехова;
ѕ определить детали, которые играют наиболее важную роль в данных рассказах;
ѕ определить смысл деталей;
ѕ указать их роль в произведении.
______________________________
1И. Тэн. « О методе критики и об истории литературы». СПб., 1896, стр. 9.
II.1) Предметный мир персонажа
В годы литературной работы Чехова освоение способа обращения с деталями стало обязательным этапом литературной учебы всякого начинающего писателя. Этот способ казался неотъемлемым свойством «литературности». Он уже спустился в малую литературу, стал достоянием газетных романов с продолжениями, бытовых очерков, сценок и прочих жанров юмористических и иллюстрированных журналов 70--80-х годов.
Ранний Чехов частично усвоил этот урок, преподанный литературной традицией целого века; особенно это проявилось в его больших вещах начала 80-х годов -- таких, как «Цветы запоздалые», «Живой товар», «Ненужная победа», «Драма на охоте». Сохранился он в какой-то степени и в более поздних повестях -- «Степь», «Скучная история», «Палата № 6».
Но в этих зрелых вещах Чехова, как и в других его произведениях конца 80-х -- начала 90-х годов, традиционный способ использования предмета уже сочетается со способами совершенно иными.
В «Палате № 6» дана развернутая характеристика Ивана Дмитрича Громова. Она занимает целую главу.
«Он никогда, даже в молодые студенческие годы не производил впечатления здорового. Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал. <...> Говорил он тенором, громко, горячо и не иначе, как негодуя и возмущаясь, или с восторгом и с удивлением, и всегда искренно».
Далее сообщается о содержании его речей, его образованности, об отношении к нему в городе. Заканчивается глава так: «Читал он очень много. Бывало, все сидит в клубе, нервно теребит бородку и перелистывает журналы и книги, и по лицу его видно, что он не читает, а глотает, едва успев разжевать. Надо думать, что чтение было одною из его болезненных привычек, так как он с одинаковою жадностью набрасывался на все, что попадало ему под руки, даже на прошлогодние газеты и календари. Дома у себя читал он всегда лежа».1
Каждая новая
фраза, каждая новая подробность
проясняет перед читателем
Что, действительно,
добавляет она к представлению
о духовном облике героя? На какую
сторону его характера
Эта деталь будто бы необязательна, и кажется, что убери ее -- и фабульно-характеристическая цепь останется невредимой, наше представление о герое не изменится, хотя явно нарушится некое, еще не уясненное, непривычное для литературной традиции равновесие. Но, на самом деле, она играет немаловажную роль, указывая на лень героя.
______________________
1 Чехов А.П. «Повести и рассказы», куйбышевское изд. 1984г., рассказ
«Палата № 6»
Еще один пример из этой же повести. Речь идет о другом герое -- Андрее Ефимыче Рагине.
«Жизнь его проходит так. Обыкновенно он встает утром, часов в восемь, одевается и пьет чай. Потом садится у себя в кабинете читать или идет в больницу <...> Андрей Ефимыч, придя домой, немедленно садится в кабинете за стол и начинает читать <...> Чтение всякий раз продолжается без перерыва по нескольку часов и его не утомляет. Читает он не так быстро и порывисто, как когда-то читал Иван Дмитрич, а медленно, с проникновением, часто останавливаясь на местах, которые ему нравятся или непонятны. Около книги всегда стоит графинчик с водкой и лежит соленый огурец или моченое яблоко прямо на сукне, без тарелки».
Какая художественная надобность вызвала к жизни эту неожиданную подробность, непомерно разрастающуюся -- благодаря своей живописной единственности -- на общем фоне чисто логических рассуждений, фоне, лишенном до сей поры всякой картинности?
При внимательном подходе ясно, что эта деталь призвана символизировать некую черту личности героя -- его неряшливость, например.
Другой пример. «Ветеринар уехал вместе с полком, уехал навсегда, так как полк перевели куда-то очень далеко, чуть ли не в Сибирь. И Оленька осталась одна.
Теперь она была уже совершенно одна. Отец давно уже умер, и кресло его валялось на чердаке, запыленное, без одной ножки».1
Ветеринар уехал,
отец умер. Все сведения существенны,
все нужны для того, чтобы полнее
воспроизвести одиночество
Неожиданная живописность этой детали, несомненно, сродни сообщению об огурце и моченом яблоке «на сукне, без тарелки» в «Палате № 6».
И постоянно мы встречаем у Чехова такие -- как правило, очень мелкие -- детали обстановки, черты внешности, цель и смысл которых усиливают понимание содержания рассказа.
В рассказе Чехова «Неприятность» тяжелые мысли доктора, после того как он ударил фельдшера, сопровождаются такими предметными картинами:
«...думал он, садясь у открытого окна и глядя на уток с утятами. <...> Один утенок подобрал на дороге какую-то кишку, подавился и поднял
тревожный писк; другой подбежал к нему, вытащил у него изо рта кишку и тоже подавился. <...> Далеко около забора бродила кухарка Дарья...»1
____________________________
1 Чехов А.П. «Повести и рассказы», куйбышевское изд. 1984г., рассказ «Душечка».
С точки зрения целенаправленного изображения такие «перебивы» не нужны. Мало того, они -- с этой точки зрения -- только мешают, отвлекают в сторону. Игривая сценка с утятами, разросшаяся до размеров внефабульного эпизода, как будто явно разрушает общее, отнюдь не шутливое, настроение рассказа. В повествовании Чехова она полноправна.
II.2) Деталь в диалогах
Диалоги у Чехова гораздо обильнее снабжаются предметными подробностями. Его герои не могут воспарить над вещностью и вести диалог поверх барьеров. Повествователь Чехова непременно обратит внимание и на скатерть в трактире, и на физиономию полового, и на то, как топорщатся воротнички у одного из собеседников. Человек Чехова не может быть отъединен от собственной телесной оболочки и вещного окружения ни во время бытового разговора, ни в момент философского спора.
В дочеховской литературной традиции описание тяготеет к возможно большей целесообразности любой мелочи. Каждая такая мелочь стремится одновременно и сигнализировать о виде ситуации и охарактеризовать героя. Знак ситуации тяготеет к характеристичности.
У Чехова он тяготеет к обратному полюсу -- случайной, нехарактеристической детали, не имеющей прямого отношения к герою или сцене.
После натуральной
школы роль бытового фона в коммуникативной
сцене возросла чрезвычайно. И все
же это именно фон, придающий действию
локальный колорит и
У Чехова мир вещей -- не фон, не периферия сцены. Он уравнен в правах с персонажами, на него так же направлен свет авторского внимания. Разговор двух людей не освобожден от окружающих предметов, даже когда он -- на гребне фабулы.
Так, это неизбежное «присутствие» вещей формирует, например, поэтику любовных сцен -- ситуаций, несомненно, фабульно острых у каждого писателя.
______________________________
1 Чехов А.П. «Рассказы. Сценки. Повести», изд. «Советская Россия» 1978г., рассказ «Неприятность».
Придя для решительного объяснения, герой «Учителя словесности» застает свою Манюсю с куском синей материи в руках. Объясняясь в любви, он «одною рукой держал ее за руку, а другою -- за синюю материю».
Сцена с поцелуем в «Ионыче» не освобождена от «неподходящих» сопутствующих подробностей -- например, от городового, который «около освещенного подъезда клуба» кричит «отвратительным голосом» на кучера: «Чего стал, ворона? Проезжай дальше!»
Когда Полознев в первый раз поцеловал Машу Должикову 1 , он «при этом оцарапал себе щеку до крови булавкой, которою была приколота ее шапка».
Сцена, фабульно существенная, у многих писателей знает, может быть, еще более мелкие подробности. Но они мотивированы. В прозе Чехова их присутствие не «оправдано» задачами ситуации -- они не движут к результату диалог или сцену; они даже не усиливают и не ослабляют тех смыслов, которые заложены в слове героя.
II.3) Деталь в мыслях героев
Диалог, массовая сцена -- коммуникация вообще -- часть текста, по самому своему содержанию наиболее детализированная, больше всего связанная с миром вещей.
Но какова роль предметов в частях текста, непосредственно с миром вещей не связанных? Таковым является текст, изображающий мысль, то есть жизнь духа в ее чистом виде.
У Чехова внимание повествователя равно распределяется между жизнью духа и той вещной обстановкой, в которой она протекает.
В «Палате №
6» седьмая глава целиком
Информация о работе Художественная деталь в рассказах А.П.Чехова