Эпос, как род литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:40, реферат

Описание работы

Понятие о литературных родах (эпосе, лирике, драме) берет свое начало с античности. Отправной точкой, с которой началось формирование этой теории о трех родах (и споров о ней), можно считать работу Аристотеля "Об искусстве поэзии" (IV в. до н. э.).

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..2
Эпос, как род литературы………………………………………………………...4
форма эпического повествования………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.94 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..2

Эпос, как род литературы………………………………………………………...4

форма эпического повествования………………………………………………..8

Список литературы………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие о литературных родах (эпосе, лирике, драме) берет свое начало с античности. Отправной точкой, с которой началось формирование этой теории о трех родах (и споров о ней), можно считать работу Аристотеля "Об искусстве поэзии" (IV в. до н. э.).

Литература - "эпическая  и трагическая поэзия, а также  комедия и поэзия дифирамбическая..." - для этого выдающегося мыслителя  древности являлась не чем иным, как "подражательным искусством". Суть этого подражания, по Аристотелю, заключается в том, что "подражатели (т. е. авторы. - Прим.) подражают действующим  лицам". Из разности характеров этих действующих лиц философ выводил  различие между трагедией и комедией ("последняя стремится изображать худших, а первая - лучших людей..."), заложив тем самым основы понятия  о жанрах. Роды же литературы различаются  уже не тем, какими личными качествами обладают герои произведения, но самим  способом описания персонажей и событий, отношением автора к описываемому. Иначе говоря, любой из трех литературных родов есть "способ подражания", обобщенный тип словесного художественного  творчества, отличный от двух других.

Аристотель говорит, что "подражать... можно, рассказывая  о событии как о чем-то отдельном  от себя, как это делает Гомер, или  же так, что подражающий остается самим собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображенных лиц как действующих и деятельных". Уже здесь есть, в сущности, определение, соответственно, эпоса (с упоминанием  величайшего эпического поэта), лирики и драмы. (Это не только доказывает гениальность философа, но и лишний раз подтверждает великое значение древнегреческой литературы, изучение которой позволило мыслителю  сделать свои глубокие выводы.)

Мысль античного ученого, высказанная в трактате "Об искусстве  поэзии", без сомнения, нуждалась  еще в толкованиях, пояснениях и  просто в более отточенной формулировке. Литераторы, философы и критики позднейшего  времени, на трудах которых и зиждется современное литературоведение, занимались, в меру своего таланта, "редактированием" и "дополнением" Аристотеля. Так, Гете и Шиллер в своем труде "Об эпической и драматической поэзии" (1797), говоря об эпосе и драме, указывают  на их общность: "Объекты эпоса  и трагедии должны быть чисто человеческими, значительными и патетическими. Лучше всего, если действующие лица стоят на известном культурном уровне..." - и различия: "Эпическая поэма  изображает преимущественно ограниченную личностью деятельность, трагедия - ограниченные личностью страдания; эпическая поэма - человека, действующего вовне: битвы, странствия, всякого рода предприятия (...); трагедия - человека, устремленного  в глубь своей внутренней жизни". Из этого немецкие литераторы делают "физический" вывод о "чувственной  пространственности" эпоса и, напротив, - о "небольшом пространстве";, которое требует трагедия (т. е. драма).

Эти замечания, однако, не вполне бесспорны. Как будет доказано впоследствии, "человек, устремленный в глубь  своей внутренней жизни", - предмет  скорее не трагедии, а лирики. Кроме  того, они не имеют той глубины, какую мы видим в трудах выдающегося  соотечественника Гете и Шиллера - философа Гегеля. Он применил к литературе свою популярнейшую теорию "триады": развитие мира и миропознания как  процесс, включающий три элемента - тезис, антитезис, синтез. Соответственно, по Гегелю эпос - это тезис, или объективное  начало творчества, лирика - антитезис, или субъективное начало, а драма - синтез, т. е. сочетание объективного и субъективного, эпоса и лирики. В дальнейшем последователи Гегеля проиллюстрировали эту теорию, остроумно  соединив философию с грамматикой: "объективный" эпос - это местоимение "он", "субъективная" лирика - это "я", а драма - "ты". В  эпосе ("он") автор повествует о  неких событиях и характерах как  бы со стороны, с некоторой дистанции. В лирике ("я") художник показывает мир так, как он видится через  призму собственной личности. А драма ("ты") - это "я" "он", т. е. диалог разных людей.

Эта стройная концепция была безоговорочно усвоена в России, в частности В. Г. Белинским. В  знаменитой статье "Разделение поэзии на роды и виды" он дал развернутую  характеристику трех родов литературы, суть которой вкратце такова. В  эпической поэзии главное - событие ("здесь не видно поэта (...), поэт является только как бы простым повествователем  того, что совершилось само собою"). Лирическая поэзия - "царство субъективности", т. е. "личность поэта является на первом плане, и мы не иначе, как через  нее, все принимаем и понимаем". Поэзия драматическая, по Белинскому, получается, когда эпос и лирика "совокупляются в неразрывное  целое", и это - "высший род поэзии и венец искусства". Очевидно, что статья в этой части представляет собой "расшифровку" гегелевских  положений.

Так и доныне возможно распределение  всех литературных произведений по трем родам. Нам ясно, что в произведениях  эпического характера преобладает  событие, в лирических - переживание, а в драматических - действие. (Наглядно выясняется правота Гегеля: драма  есть синтез эпоса и лирики, т. е. события и переживания.) Отметим, что любое литературное творение принадлежит к тому или иному  виду, или жанру, - и уже в составе  этого вида входит в определенный род. К эпосу относятся: роман, повесть, рассказ, эпопея, сказка, басня и  т. п. К лирике - ода, элегия, песня; базовая  лирическая форма - стихотворная (по крайней  мере до настоящего времени). К драматическим  произведениям принадлежат трагедия, комедия и собственно драма. А  такой жанр, как поэма, относится  сразу ко двум родам: она может  быть как эпической, так и лирической. Однако, невзирая на красоту гегелевской "триады", уже и Белинскому были ясны некоторые сложности, связанные с ее практическим применением. Обнаружилось, что не всегда возможно отнести произведение целиком к тому или иному роду; что зачастую трудно выявить, что преобладает - объективное или субъективное.

Безусловно, к XIX веку мировая  литература дала много примеров строгого распределения произведений по родам. Так, уже в античности есть примеры  всех трех родов, ставшие классическими: поэмы Гомера (эпос); элегии римских  поэтов Тибулла и Проперция (лирика, хотя Пушкин отмечал, что античная элегия "иногда входила в трагедию"); драмы Софокла (соответствуют своему родовому названию). Но в XIX веке создаются  произведения, несущие черты двух или всех трех родов одновременно. Талант Белинского как критика и  мыслителя позволил ему не просто принять это, но обосновать и заложить основы классификации таких "смешанных" вещей. Скажем, повесть Гоголя "Тарас  Бульба" является для "неистового Виссариона" "превосходным примером эпического произведения, проникнутого драматическим элементом". Признак  же такого элемента - коллизия, т. е. "та сшибка, то столкновение между естественным влечением сердца героя и его  понятием о долге (...), которых он не может ни произвесть, ни предотвратить, но которых разрешение зависит (...) единственно  от свободной воли героя" (в "Тарасе Бульбе" критик выделяет целых две  трагических коллизии). Смешение родов, как считает Белинский, не только допустимо, но и необходимо: "В  наше время великий поэт не может  быть исключительно эпиком, лириком  или драматургом: в наше время  творческая деятельность является в  совокупности всех сторон поэзии".

 

Эпос, как  род литературы

В эпическом роде литературы (др. — гр. epos — слово, речь) организующим началом произведения является повествование о персонажах (действующих лицах), их судьбах, поступках, умонастроениях, о событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это —  цепь словесных сообщений или, проще  говоря, рассказ о происшедшем  ранее.

Эпос- это род литературы, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом. Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности. Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования.

Эпические жанры: крупные - эпопея, роман, эпическая поэма; средние - повесть, малые - рассказ, новелла, очерк. Также  к эпосу относятся фольклорные  жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня (Белокурова С. П. Словарь литературоведческих  терминов.

Эпическое произведение, таким  образом, не имеет ограничений в  своем объеме. По словам В.Е. Хализева, "Эпос как род литературы включает в себя как короткие рассказы, так  и произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи, романы"..

Значительную роль для  эпических жанров несет образ  повествователя, который рассказывает о самих событиях, о персонажах, но при этом отграничивает себя от происходящего. Эпос, в свою очередь, воспроизводит, запечатлевает не только рассказываемое, но и рассказчика.

Эпическое произведение может  использовать практически любые  художественные средства известные  литературе. Повествовательная форма  эпического произведения "способствует глубочайшему проникновению во внутренний мир человека".

До XVIII в. ведущий жанр эпической  литературы — эпическая поэма. Источник её сюжета — народное предание, образы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная. В XVIII—XIX вв. ведущим  жанром становится роман. Сюжеты заимствуются преимущественно из современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая.

Другие жанры эпоса  — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к  объединению в циклы. На основе этой же тенденции складывается роман-эпопея.

Повествованию присуща  временная дистанция между ведением речи и предметом словесных обозначений. Оно (вспомним Аристотеля: поэт рассказывает «о событии как о чем-то отдельном  от себя») ведется со стороны и, как  правило, имеет грамматическую форму  прошедшего времени. Для повествующего (рассказывающего) характерна позиция  человека, вспоминающего об имевшем  место ранее. Дистанция между  временем изображаемого действия и  временем повествования о нем  составляет едва ли не самую существенную черту эпической формы.

Слово «повествование»  в применении к литературе используется по-разному. В узком смысле — это  развернутое обозначение словами  того, что произошло однажды и  имело временную протяженность. В более широком значении повествование  включает в себя также описания, т. е. воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного или  вовсе неподвижного (таковы большая  часть пейзажей, характеристики бытовой  обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний).

Описаниями являются также словесные изображения  периодически повторяющегося. «Бывало, он еще в постеле: / К нему записочки  несут», — говорится, например, об Онегине  в первой главе пушкинского романа. Подобным же образом в повествовательную ткань входят авторские рассуждения, играющие немалую роль у Л. Н. Толстого, А. Франса, Т. Манна.

В эпических произведениях  повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц — их диалоги  и монологи, в том числе внутренние, с ними активно взаимодействуя, их поясняя, дополняя и корректируя. И  художественный текст оказывается  сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей.

Произведения эпического рода сполна используют арсенал художественных средств, доступных литературе, непринужденно  и свободно осваивают реальность во времени и пространстве. При  этом они не знают ограничений  в объеме текста. Эпос как род  литературы включает в себя как короткие рассказы (средневековая и возрожденческая  новеллистика; юмористика О’Генри  и раннего А.П. Чехова), так и  произведения, рассчитанные на длительное слушание или чтение: эпопеи и романы, охватывающие жизнь с необычайной  широтой. Таковы индийская «Махабхарата», древнегреческие «Илиада» и «Одиссея»  Гомера, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси, «Унесенные ветром» М. Митчелл.

Эпическое произведение может «вобрать» в себя такое  количество характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей, которое недоступно ни другим родам литературы, ни какому-нибудь иному виду искусства. При этом повествовательная  форма способствует глубочайшему проникновению  во внутренний мир человека. Ей вполне доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные  и противоречивые, находящиеся в  движении, становлении, развитии.

Эти возможности  эпического рода литературы используются далеко не во всех произведениях. Но со словом «эпос» прочно связано представление  о художественном воспроизведении  жизни в ее целостности, о раскрытии  сущности эпохи, о масштабности и  монументальности творческого акта. Не существует (ни в сфере словесного искусства, ни за его пределами) групп  художественных произведений, которые  бы так свободно проникали одновременно и в глубину человеческого  сознания и в ширь бытия людей, как это делают повести, романы, эпопеи.

В эпических произведениях  глубоко значимо присутствие  повествователя. Это — весьма специфическая  форма художественного воспроизведения  человека. Повествователь является посредником  между изображенным и читателем, нередко выступая в роли свидетеля  и истолкователя показанных лиц  и событий.

Текст эпического произведения обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, об его взаимоотношениях с действующими лицами, о том) когда, где и при каких обстоятельствах  ведет он свой рассказ, об его мыслях и чувствах. Дух повествования, по словам Т. Манна, часто бывает «невесом, бесплотен и вездесущ»; и «нет для него разделения между «здесь» и «там». А вместе с тем речь повествователя обладает не только изобразительностью, но и выразительной значимостью; она характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего.

В любом эпическом  произведении запечатлевается манера воспринимать действительность, присущая тому, кто повествует, свойственные ему видение мира и способ мышления. В этом смысле правомерно говорить об образе повествователя. Понятие  это прочно вошло в обиход литературоведения  благодаря Б. М. Эйхенбауму, В.В. Виноградову, М.М. Бахтину (работы 1920-х годов). Суммируя суждения этих ученых, Г.А. Гуковский  в 1940-е годы писал: «Всякое изображение  в искусстве образует представление  не только об изображенном, но и об изображающем, носителе изложения. Повествователь — это не только более или менее конкретный образ, но и некая образная идея, принцип и облик носителя речи, или иначе — непременно некая точка зрения на излагаемое, точка зрения психологическая, идеологическая и попросту географическая, так как невозможно описывать ниоткуда и не может быть описания без описателя».

Информация о работе Эпос, как род литературы