Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:40, реферат
Понятие о литературных родах (эпосе, лирике, драме) берет свое начало с античности. Отправной точкой, с которой началось формирование этой теории о трех родах (и споров о ней), можно считать работу Аристотеля "Об искусстве поэзии" (IV в. до н. э.).
Введение………………………………………………………………….………..2
Эпос, как род литературы………………………………………………………...4
форма эпического повествования………………………………………………..8
Список литературы………………………………………………………………10
Эпическая форма, говоря иначе, воспроизводит не только рассказываемое, но и рассказывающего, она художественно запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, а в конечном счете — склад ума и чувств повествователя. Облик повествователя обнаруживается не в действиях и не в прямых излияниях души, а в своеобразном повествовательном монологе. Выразительные начала такого монолога, являясь его вторичной функцией, вместе с тем очень важны.
Не может быть полноценного восприятия народных сказок без пристального внимания к их повествовательной манере, в которой за наивностью и бесхитростностью того, кто ведет рассказ, угадываются веселость и лукавство, жизненный опыт и мудрость. Невозможно почувствовать прелесть героических эпопей древности, не уловив возвышенного строя мыслей и чувств рапсода и сказителя. И уж тем более немыслимо понимание произведений А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова и И. С. Тургенева, А. П. Чехова и И. А. Бунина, М. А. Булгакова и А. П. Платонова вне постижения «голоса» повествователя. Живое восприятие эпического произведения всегда связано с пристальным вниманием к той манере, в которой ведется повествование. Чуткий к словесному искусству читатель видит в рассказе, повести или романе не только сообщение о жизни персонажей с ее подробностями, но и выразительно значимый монолог повествователя.
Форма эпического повествования
Литературе доступны разные способы повествования. Наиболее глубоко укоренен и Представлен тип повествования, при котором между персонажами и тем, кто сообщает о них, имеет место, так сказать, абсолютная дистанция. Повествователь рассказывает о событиях с невозмутимым спокойствием. Ему внятно все, присущ дар «всеведения». И его образ, образ существа, вознесшегося над миром, придает произведению колорит максимальной объективности. Многозначительно, что Гомера нередко уподобляли небожителям-олимпийцам и называли «божественным».
Художественные
возможности такого повествования
рассмотрены в немецкой классической
эстетике эпохи романтизма. В эпосе
«нужен рассказчик, — читаем мы у
Шеллинга, — который невозмутимостью
своего рассказа постоянно отвлекал
бы нас от слишком большого участия
к действующим лицам и
Основываясь на таких формах повествования, восходящих к Гомеру, классическая эстетика XIX в. утверждала, что эпический род литературы — это художественное воплощение особого, «эпического» миросозерцания, которое отмечено максимальной широтой взгляда на жизнь и ее спокойным, радостным приятием.
Сходные мысли о
природе повествования высказал
Т. Манн в статье «Искусство романа»:
«Быть может, стихия повествования,
это вечно-гомеровское начало, этот
вещий дух минувшего, который
бесконечен, как мир, и которому ведом
весь мир, наиболее полно и достойно
воплощает стихию поэзии». Писатель
усматривает в
Подобные представления
о содержательных основах эпической
формы (при всем том, что они опираются
на многовековой художественный опыт)
неполны и в значительной мере
односторонни. Дистанция между
В литературе последних двух-трех столетий едва ли не возобладало субъективное повествование. Повествователь стал смотреть на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями. Яркий пример тому — подробная картина сражения при Ватерлоо в «Пармской обители» Стендаля. Эта битва воспроизведена отнюдь не по-гомеровски: повествователь как бы перевоплощается в героя, юного Фабрицио, и смотрит на происходящее его глазами.
Дистанция между
ним и персонажем практически
исчезает, точки зрения обоих совмещаются.
Такому способу изображения порой
отдавал дань Толстой. Бородинская
битва в одной из глав «Войны и
мира» показана в восприятии не искушенного
в военном деле Пьера Безухова;
военный совет в Филях подан
в виде впечатлений девочки Малаши.
В «Анне Карениной» скачки, в которых
участвует Вронский, воспроизведены
дважды: один раз пережитые им самим,
другой — увиденные глазами Анны.
Нечто подобное свойственно произведениям
Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, Г. Флобера
и Т. Манна. Герой, к которому приблизился
повествователь, изображается как бы
изнутри. «Нужно перенестись в действующее
лицо», — замечал Флобер. При сближении
повествователя с кем-либо из героев
широко используется несобственно-прямая
речь, так что голоса повествующего
и действующего лица сливаются воедино.
Совмещение точек зрения повествователя
и персонажей в литературе XIX–XX вв.
вызвано возросшим
Наиболее распространенная
форма эпического повествования
— это рассказ от третьего лица.
Но повествующий вполне может выступить
в произведении как некое «я».
Таких персонифицированных
Фактами своей жизни
и умонастроениями многие из рассказчиков-персонажей
близки (хотя и не тождественны) писателям.
Это имеет место в
Список литературы:
Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2009. С.302-303.
Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов 41
Проблемы анализа
Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М.: Просвещение, 1985.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1985. - С.58.
Семанова М. Чехов в школе. - Л.: Ленинградское отделение Учпедгиза, 1954. - 165 с.
Семанова М.А. Чехов художник. - М.: Просвещение. - 1976. - 164с.
Сорокин В.И. Анализ литературного произведения в средней школе, Учпедгиз, 1955. - 188 с.
Сухих И. Жизнь человека: Версия Чехова // Антон Чехов. Рассказы из жизни моих друзей. - Спб.: КультИнформПресс, 1994. - С.5-28.
Теплинский М.В. Изучение творчества А.П. Чехова в школе. - Киев: Просвіта. - 1985. - 285с.
Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 1976.410 с.