Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 16:08, практическая работа
Цель:
1. Вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
2. Познакомить с основными этапами творческого пути Островского и выяснить, как изменялись взгляды драматурга на протяжении его творческого пути;
3. Рассказать об общественной деятельности Островского и его роли в создании русского национального театра;
Конспект урока.
Тема: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: „Театр Островского“».
Цель:
Задачи:
В течение лекции записывать
основные моменты и дополнять свою хронологическую
таблицу.
Оборудование.
План урока.
Ход урока.
Вступительное слово.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня мы с вами приступаем к
изучению новой для вас личности
– личности Александра Николаевича
Островского.
Страницы биографии драматурга
Александр Николаевич Островский (1823–1886) – талантливый русский драматург и театральный деятель. За свою творческую жизнь он написал более 50 пьес.
Островский родился и провел детство в одном из районов Москвы – Замоскворечье. Это была в полном смысле старозаветная Москва, почти не тронутая веяниями европейских порядков. Замоскворечье населяли купцы, и драматург первым в русской литературе рассказал об этом сословии и этом районе, за что и был назван «Колумбом Замоскворечья».
О
жителях этого живописного
Интересно
то, что купцы с удовольствием
и благодарностью восприняли пьесы
Островского, справедливо полагая,
что эти сочинения
В
40-х годах Островский служил в
коммерческом и совестном судах.
В этих судах разбирались
Мы знаем, что славянофилы – это люди, которые идеализировали прошлое России, причем допетровское прошлое, до реформ Петра I, но здесь были значительные расхождения между кругом Островского и кругом славянофилов, к которому принадлежали братья Аксаковы, братья Киреевские и многие другие известные деятели русской культуры. Можно описать эти различия очень коротко, если славянофилы идеализировали прошлое, то круг О. старались идеал в настоящем. Если для слф идеальным носителем традиционных ценностей русской жизни являлось крестьянство, то для круга О. – купечество. Если слф считали, что традиционный порядок русской жизни с наибольшей полнотой сохранился в деревнях, то О. и круг его единомышленников думали иначе. Для них, прежде всего, важно подчеркнуть форму жизни современного небольшого города (не Петербурга, и даже не Москвы), именно там, в современности хранятся традиционные начала русской жизни. Вот тот идеал, к которому стремился О. в эти годы.
Творческий путь О.
Это годы 1847-1851 гг. – ранний период
Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.
В 1847 году в газете "Московский городской листок" были напечатаны две сцены из комедии "Несостоятельный должник" - первого варианта комедии "Свои люди - сочтемся!", - комедия "Картина семейного счастья" и очерк "Записки Замоскворецкого жителя".
В 1849 году Островский закончил работу над первой большой комедией "Свои люди - сочтемся!".
В этой пьесе О. откровенно следует за гоголевским «Ревизором», в центре интрига – обманутый обманщик.
В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под собой твердую почву - богатство. Но жадность губит его. Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и объявляет себя несостоятельным должником. Подхалюзин, женившись на дочери Большова, присваивает себе имущество тестя и, отказываясь заплатить даже небольшую часть долгов, оставляет Большова в долговой тюрьме. Никакой жалости к отцу не чувствует и Липочка, дочь Большова, ставшая женой Подхалюзина.
В пьесе "Свои люди - сочтемся" уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая, народная речь. И у каждой из пьес - непростой, заставляющий задуматься конец. Потом ничто из найденного в первых опытах не исчезнет, а только будут "прирастать" новые черты.
Пьеса была опубликована в журнале "Москвитянин" и имела большой успех. Но постановка ее и повторные издания были запрещены цензурным комитетом.
Положение "неблагонадежного" писателя осложняло и без того тяжелые условия жизни Островского. Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую нужду. Несмотря на необеспеченное положение, Островский в январе 1851 года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности.
После пьесы «Свои люди- сочтемся» последовали другие тексты, спектакли. О. стал знаменит. Среди его пьес есть несколько таких, где в названиях встречается частица НЕ: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». О. выступает в такой функции, как человека дающего образец поведения и наоборот противоположную крайность то, как не надо вести себя. Как и в пьесе «Гроза», написанной позднее, здесь, в ранних пьесах О. две системы ценностей – традиционная, преимущественно купеческая и новая система ценностей, основанная на личной воле и активности человека. Из всех этих пьес самая знаменитая – «Бедность не порок».
Это был шаг вперёд по сравнению со «Своими людьми». Не сатира, а любование патриархальным московским купеческим замоскворецким миром – вот что составляет основу пьес Москвитяненского периода.
Москвитянский период это года 1852-1855.
В одном из писем О. пишет: «Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует».
Успех
О. был повсеместным и не только профессора
университета одобряли его произведения,
не только литературные критики, но и
самый широкий круг зрителей. Ведь
в то время театр наиболее демократическое
искусство для того, чтобы воспринимать
современные пьесы не требовалось
даже знать грамоту, поэтому в
одно и том же зале могли присутствовать
и семья императора и простой
народ. Дело в том, что популярность
О. росла именно за счёт его известности
среди самых широких слоёв
населения и москвичей и
Существовало много историй о том, что актерам , которые играли роли по пьесам О., например, подносили бесплатно чай, потому что так похоже, то, что было изображено на сцене, на реальную жизнь.
Для России, для театральных подмостков того времени это был шок, потому что до О. на сцене преобладали переводные пьесы. Драматург впервые открыл для театра достоверность подлинной русской жизни.
Новый период в творчестве О. - предреформенный период.1855-1860.
В 1856 г. О. перебирается из Москвы в Петербург. Становится своим в редакции наиболее влиятельного журнала этих лет – журнала «Современник», во главе, которого стоит Николай Алексеевич Некрасов.
Эти годы - период расцвета творчества О. в этот период в 1859 г. выходит драма «Гроза».
Так же в 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для "описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской России". Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. эта поездка оказала большое влияние на его творчество. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.
1860-1886 гг. – пореформенный период.
В 60-е года наступает кризисный период тв-ва О. закрывается журнал «Современник» и на несколько лет О. оставляет театр, вернее, он продолжает писать, но преимущественно на исторические темы. Так же занимается переводами пьес с итальянского.
В 70-е гг. возвращается на сцену. Так в 1868 г. написана и поставлена пьеса «На всякого мудреца довольно простоты».
В
1871 г. написана пьеса «Лес». Эта пьеса
о том, что происходит с сословиями
в эти после реформенные годы,
когда на дворе совсем уже другая
эпоха, когда вводятся земские органы
власти, земские больницы, земские
школы, земства это понятие, слово,
которое очень часто
Из 47 пьес только две драмы – это «Гроза» и «Бесприданница». В обеих драмах представлен женский характер.
В «Бесприданнице» представлены все основные темы драматургии О. – купеческая жизнь, несчастливая любовь и неравный брак.
О. отдал все свои силы театру.
В
последние десятилетия жизни
Островский создает своего рода художественный
памятник отечественному театру. В 1872
году он написал стихотворную комедию
"Комик XVII столетия" о рождении
первого русского театра при дворе царя
Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо
более известны пьесы Островского о современном
ему театре - "Таланты и поклонники"
(1881 г.) и "Без вины виноватые" (18983
г.). Здесь он показал как заманчива и трудна
жизнь актрисы.
Особенности
стиля Островского:
— говорящие фамилии;
— необычное представление героев в афише,
определяющее конфликт, который будет
развиваться в пьесе;
— специфические авторские ремарки;
— роль декораций, представленных автором,
в определении пространства драмы и времени
действия;
— своеобразие названий (часто из русских
пословиц и поговорок);
— фольклорные моменты;
— параллельное рассмотрение сопоставляемых
героев;
— значимость первой реплики героя;
— «подготовленное появление», главные
герои появляются не сразу, о них вначале
говорят другие;
— своеобразие речевой характеристики
героев.
Итог урока. А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя — купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.