«Масонские» традиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:48, диссертация

Описание работы

Тема исследовательской работы -«Масонские» традиции в романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» .
Выбор темы нашего исследования не случаен: дело в том, что роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является программным произведением для учащихся 11 класса и, читая роман, мы обратили внимание на то, что он не только изобилует яркими художественными образами, но и показывает пародии масонского обряда.

Содержание

Введение…………………………………………………………3-5
Тезисы……………………………………………………………
Глава 1.Посвящение в мастеры………………………………..
Глава 2.М.А Булгаков и роман «Мастер и Маргарита»……..
Глава 3.Картины М.А Булгакова как знаки…………………..
Глава 4. Герои романа и их судьба…………………………….
Глава 5.Любовь Мастера и Маргариты……………………….
Глава6. Творческое завещание…………………………………
Глава7. Параметры исследования………………………………
Заключение………………………………………………………..
Список источников………………………………………………

Работа содержит 1 файл

БУЛГАКОВ.doc

— 3.95 Мб (Скачать)

 

 

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №9

 

 

 

 

 

 

 

 

«Масонские»   традиции  в  романе   Булгакова   «Мастер  и   Маргарита».

 

Исследовательская работа

по литературе

 

 

 

 

 

                                                                           Ахматдинова Гульназ класс 11 А       

                                                                     Хазиева Сюмбуль Рахибовна   

                                                               Учитель русского языка и                                                                            

                                       литературы  

 

 

город Нефтекамск

2013

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………3-5

Тезисы……………………………………………………………

Глава 1.Посвящение в мастеры………………………………..

Глава 2.М.А Булгаков и  роман «Мастер и Маргарита»……..

Глава 3.Картины М.А Булгакова как знаки…………………..

Глава 4. Герои романа и  их судьба…………………………….

Глава 5.Любовь Мастера и  Маргариты……………………….

Глава6. Творческое завещание…………………………………

Глава7. Параметры исследования………………………………

Заключение………………………………………………………..

Список источников………………………………………………

Приложение……………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Тема исследовательской  работы -«Масонские» традиции в романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» .

Выбор темы нашего исследования не случаен: дело в том, что роман  М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является программным произведением  для учащихся 11 класса и, читая роман, мы обратили внимание на то, что он не только изобилует яркими художественными образами, но и показывает пародии масонского обряда.  

 Ныне многие издания  поднимают тему масонства в  дореволюционной и в современной  - перестроечной - истории России. Однако советский период, в особенности  20-е и 30-е годы, до последнего времени оставался как бы белым пятном для исследователей масонства. Считалось, что в СССР масонские ложи были запрещены и их словно бы вовсе не существовало. Теперь же, когда открыт доступ ко многим ранее секретным архивам, обнаруживаются очень интересные и весьма неожиданные факты, проливающие свет на необычайно разветвленную сеть масонских и около масонских организаций, буквально заполонивших интеллигентскую среду крупных российских городов.

Масонство символически использует инструменты и орудия оперативного каменщичества и легенды о строительстве Храма Соломона, чтобы выражать метафорически то, что и масонами, и их критиками описывается как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами».

Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении отсредневековых корпораций строителей-каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров, или — в других версиях — от Ордена Розенкрейцеров.

Сейчас франкмасонство распространено по всему миру и представлено в разных формах и юрисдикциях; количество членов оценивается в шесть миллионов  человек, в том числе около 150 000 в Шотландии и Ирландии, почти два миллиона в США и около четверти миллиона находится под юрисдикцией ОВЛА.

 

Актуальность  нашей работы вызвана неослабевающим интересом к исследованию неклассических художественных систем, к которым принадлежит и творчество М. Булгакова. Широко бытует мнение, что роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» написан в форме «романа в романе». Необходимо отметить, что авторы чаще всего трактуют роман «Мастер и Маргарита» в двух-трех аспектах: историческом (история России в авторском осмыслении), метафизическом (религиозные мотивы, символика, библейская мифология), морально-этическом (добро и зло, проблема нравственности и власти, материальное и идеальное).

Мировоззрение автора оказалось весьма эклектичным: при написании романа были использованы и иудаистические учения, и гностицизм, и теософия, и масонские мотивы [2]. "Булгаковское понимание мира в лучшем случае основано на католическом учении о несовершенстве первозданной природы человека, требующей активного внешнего воздействия для своего исправления" [3]. Из этого следует, что роман допускает массу толкований и в христианской, и в атеистической, и в оккультной традиции, выбор которой во многом зависит от точки зрения исследователя... 

"Роман Булгакова  посвящен вовсе не Иешуа, и  даже не в первую очередь  самому Мастеру с его Маргаритой, но - сатане. Воланд есть несомненный главный герой произведения, его образ - своего рода энергетический узел всей сложной композиционной структуры романа" [4].  
     Само название "Мастер и Маргарита" "затемняет подлинный смысл произведения: внимание читателя сосредотачивается на двух персонажах романа как на главных, тогда как по смыслу событий они являются лишь подручными главного героя. Содержание романа составляет не история Мастера, не литературные его злоключения, даже не взаимоотношения с Маргаритой (все это вторично), но история одного из визитов сатаны на землю: с началом оного начинается роман, концом его же и завершается. Мастер представляется читателю лишь в тринадцатой главе, Маргарита и того позднее - по мере возникновения потребности в них у “Воланда” [5]. 

Таким образом, объектом исследования послужил роман «Мастер и Маргарита». А предметом исследования в работе является «масонские» традиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цель нашего романа заключается в системном представлении «масонских» традиций в одном из произведений русской литературы ХХ века – роман М.А Булгакова «Мастер и Маргарита».

Для глубокого и результативного  раскрытия темы нашей работы необходимым  было решение следующих задач:

- попытаться разобраться в «масонской» символике романа,

 -понять, как с её помощью раскрываются не только

характеры главных героев, но и основная идея романа, его

структура.

-анализировать материал  об «масонских» традиций в  русской литературе ХХ века, рассмотреть  творчество М.А Булгакова после  полученных результатов.

-изучить роман «Мастер  и Маргарита»  М.А Булгакова  с целью выявления «масонских» традиций и их систематизация.

-Обобщить полученные  результаты анализа. 

 

 

 

«Масонские» традиции в романе М.А Булгакова «Мастер  и Маргарита»

Масонство - (другое название: франкмасонство, от фр. franc mason, "вольный каменщик") – духовно - инициатическое движение, возникшее в начале XVIII в. (по другим данным в XVII в.) в Великобритании и распространившееся оттуда по всему миру, включая и Россию. М. нашло отражение в романе Булгакова "Мастер и Маргарита". 

А. И. Булгаков подробно описал обряд посвящения в степень мастера: "Посвящение "мастера" есть символическое воспроизведение событий, передаваемых в легенде о Хираме, строителе храма Соломонова. По идее посвящаемый в мастера должен занять в гробу место убитого лежащего в гробу мастера (Хирама), который не хотел сообщить подмастерьям священное слово мастера. Для этого подмастерье, ищущий степени мастера, после спроса и осмотра, и клятвы хранить молчание кладется с церемониями в гроб, в котором до того времени лежал его ближайший предшественник. Все собрание и место собрания имеет мрачный вид: все присутствующие одеты в черное платье с лазоревыми поясами, испещренными масонскими знаками солнца, луны, и семи звезд. Лежащий в гробу новичок подмастерье изображает скрытого в земле убитого Хирама, унесшего с собою в могилу священное слово мастера, с помощью которого он творил чудеса строительного искусства. Убитого ищут и, наконец, находят, стараются приподнять, но заявляют, что у него тело уже сошло с костей. Тогда его приподнимает первоприсутствующий мастер, троекратно целует и тихо говорит ему: "Macbena" (мастерское слово, символ смерти Хирама), и вслух восклицает: "Да будет хвала Великому Строителю Вселенной. Мастер найден!.." После этого все присутствующие садятся. А новый мастер произносит следующую клятву: "В присутствии Великого Строителя мира и пред достойнейшими мастерами, которые слушают меня, я клянусь и беру честное обязательство: действовать согласно идеалам масонства, которые были и будут мне внушены; любить научную истину, которая есть источник всякого блага, избегать лжи - источника всякого зла; искать всяких средств к образованию самого себя, к просвещению своего духа, к укреплению своего разума. Я обещаюсь любить своих братьев, и приходить на помощь в нужде детям вдовы даже с опасностью для своей жизни. Кроме того, я обещаюсь никогда не открывать кому бы то ни было тайн степени мастера, которые будут мне вверены". А затем идет само посвящение".  
 
А. И. Булгаков отмечал, что аналогичным образом проходят обряды посвящения учеников и подмастерьев и что "эти обряды напоминают египетские мистерии".            

 

Роман «Мастер и Маргарита» не был напечатан при жизни  автора. Впервые он был опубликован  в журнале «Москва» в 1966 – 1967 г.г. с многочисленными цензурными и редакторскими купюрами.

Полный текст «Мастера и Маргариты» впервые предстал перед  советским читателем в 1973 г. Роман  стал одним из самых популярных произведений мировой литературы XX века.

Я не буду говорить о значении этого удивительного шедевра. Много работ посвящено его анализу и интерпретации. Мне бы хотелось разобраться в «масонской» символике романа, которая помогает глубже раскрыть характеры главных героев, основную идею произведения.

Исследователи романа М. Булгакова и его читатели, сталкиваясь со множеством тайн, окружающих произведение, указывают на наличие в нём разнообразных загадок, пронизывающих все его уровни.

Личность Булгакова  формировалась в период оккультного  возрождения на рубеже столетий, широко охватившего искусство начала XX века. Эпоха, прошедшая через жестокий кризис рационального познания, была погружена в проблемы религии, «духа и плоти», проникалась мифотворчеством, порождая авторские мифы, оживляя культуру «тайноведения» прошлого.

Булгаков был знаком как с культурой символизма, так и с массовой литературой с её «чёрной фантастикой», интересом к оккультизму и мистическому авантюризму (Сен-Жермен, Калиостро, Л. Таксиль). Возможно, формула «я – мистический писатель», прозвучавшая в письме Правительству СССР от 28 марта 1930 г., отражает одну из сторон творческого потенциала Булгакова, проявившуюся в ряде произведений 1920-х г.г. и в максимальной степени – в «закатном» романе.

Мысль о существовании «масонских» оттенков в «Мастере и Маргарите» не раз высказывалась исследователями.

«Масонские» проекции романа меньше всего связаны с обычно активно муссируемой проблемой  «масоны и русская революция» и идеей разветвленной сети лож, члены которых – участники  масонского «заговора» - сыграли ведущую  роль в событиях Февральской революции. Мы не располагаем свидетельствами о причастности Булгакова к какой-либо ложе, хотя примеры участия писателей XX века в «тайных братствах» не столь редки. И в постреволюционной России члены теософских, антропософских лож продолжали проводить собрания, однако они становились всё более редкими и опасными.

Масонство могло привлекать его как направление, ставящее целью  совершенствование человека с возможным  на этой почве преобразованием общества.

Главенствующие в идеологии  масонства идеи постижения высшего смысла жизни, долга, идеи любви и просвещения, нравственной поддержки членов сообщества, осознавшего испорченность мира и степень нравственного падения человека, импонировали Булгакову. Об этом он писал в письме к Правительству СССР: «…яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Беды, болезни и раны крепостной советской России автор  «Мастер и Маргариты» видел куда яснее многих. Булгаков всегда жаждал покоя, но глубокое и полное знание ценил превыше всего и именовал его выразительным словом – «свет». Свет приходит в «Мастера и Маргариту» из Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его … Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир».(Глава 1.).

Орден вольных каменщиков – всемирное, тайное братство, поставившее себе целью вести человечество к достижению земного Эдема, златого века, царства любви и истины, царства Астреи. Исходя из мысли, что никакие общественные отношения не могут даровать всемирного благополучия людям, которых не томит жажда всеобщего блага, коим неведомо чувство любви к страждущему ближнему, вольные каменщики полагали достичь рая на земле путём нравственного, умственного и физического совершенствования каждой отдельной личности.

Над рабочим столом Булгакова висела старинная гравюра, изображающая «лестницу жизни», историю человека от рождения до смерти. Писатель любил эту картинку, ибо она соответствовала его собственному воззрению на судьбу человека: «У каждого возраста по этой теории – свой «приз жизни». Эти «призы жизни» распределяются по жизненной лестнице – всё растут, приближаясь к вершинной ступени, и от вершины спускаются вниз, постепенно сходя на нет».

Одним из важнейших символов в масонстве является лестница. Чтобы достичь безмятежного счастья «всезнающего», нужно было пройти 14 символических ступеней «бытия», соединив «земное ничтожество» с небесным величием, незнание с всеведением.

Первая, нижняя, ступень  обозначена «Сh», что означает скромность, хранение тайны. Вторая ступень – «Gа» - терпение, выносливость, упорство. Третья, «На»,- самопознание, совершенствование сердца. Четвёртая, «Еm»,- верность данным обетам, стойкость убеждений. Пятая, «Ма»,- тихость нрава, кротость. Шестая степень – «S. С.»- непорочность. Седьмая степень, «Т. S.», - правосудие. Восьмая – «Аs» - астрономия. Девятая «Mu», - музыка. Десятая степень – «Lo» - логика. Одиннадцатая степень, «Ge», - геометрия. Двенадцатая, «Аr», -арифметика. Тринадцатая, - «Rh», - риторика. Четырнадцатая – «Gr» - грамматика. Поднимаясь по этим ступеням, Человек меняется.

каменщики и мечтали, в более или менее отдалённом будущем, создать в обществе большинство, которое будучи проникнуто масонскими идеями, помогли бы установить взаимоотношения, основанные на любви ко всему людскому роду. Тогда, как уверяли масоны, сами собою отпали бы, как обветшалые, уродливые формы взаимоотношений, основанные на себялюбии.

Информация о работе «Масонские» традиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»