«Масонские» традиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:48, диссертация

Описание работы

Тема исследовательской работы -«Масонские» традиции в романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» .
Выбор темы нашего исследования не случаен: дело в том, что роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является программным произведением для учащихся 11 класса и, читая роман, мы обратили внимание на то, что он не только изобилует яркими художественными образами, но и показывает пародии масонского обряда.

Содержание

Введение…………………………………………………………3-5
Тезисы……………………………………………………………
Глава 1.Посвящение в мастеры………………………………..
Глава 2.М.А Булгаков и роман «Мастер и Маргарита»……..
Глава 3.Картины М.А Булгакова как знаки…………………..
Глава 4. Герои романа и их судьба…………………………….
Глава 5.Любовь Мастера и Маргариты……………………….
Глава6. Творческое завещание…………………………………
Глава7. Параметры исследования………………………………
Заключение………………………………………………………..
Список источников………………………………………………

Работа содержит 1 файл

БУЛГАКОВ.doc

— 3.95 Мб (Скачать)

Поэтому-то первым и обязательным условием для принятия в Орден  вольных каменщиков было искание света. В начале обряда испытуемый именуется «ищущим».

«Ищущими» света и истины и являются   главные герои романа Булгакова: Мастер, Маргарита, Иван Бездомный. Каждый к этой истине приходит своим путём, меняя в корне не только свою жизнь, но и своё имя.

Атмосфера таинственности, восходящая к тайнам средневековых цехов, присущая масонской обрядности, играет исключительную роль в романе и особенно характерна для линии Мастера.

Условное имя безымянного художника в булгаковском романе – Мастер – адекват-

но в масонской иерархии особому  рангу достоинства – степени мастера.

Чрезвычайно многосложны разъяснения  обряда мастерской степени. Они символизировали  и восхваление неустрашимости, готовности жертвовать всеми благами земной жизни в борьбе за распятие идей света, и призрение смерти тела в чаянии вечной жизни бессмертного духа.

Символический обряд убиения и  воскрешения мастера означал  также, что надо дать умереть греху, дабы «обресть» высшую премудрость всеведения.

Но мастерская степень имела  ещё другого рода значение: посвящённый  всецело отрекался от своей личности, вполне отдавался служению ордена. Взамен этому он обретал дар всезнания и всеведения.

Утрата героем имени связана  в романе с отказом от предшествующего  пути. За ним следует «новая», окутанная  тайной жизнь. Само бытие Мастера в романе складывается в иерархический путь, осознаваемый как некое восхождение, ассоциируемое с продвижением по ступеням лестницы степеней посвящения. Поэтому обязательным для будущего мастера был уход от мирской суеты, что служило началом работы над «грубым камнем души». Такая «работа» подразумевала не только осмысление предшествующей жизни и нравственное самосовершенствование, но и постижение «сокровенных наук», размышление над уроками мировой истории. С этого момента перед «взыскующим истины» и открывались начальные ступени предстоящего восхождения к «свету».

В этом смысле уединённая жизнь героя  в подвальчике, начало работы над  романом могут быть соотнесены с  переходной ступенью к степени мастера  в масонских системах. Знаменательно, что начало «восхождения» героя по духовной лестнице связано с его обращением к теме Христа и Пилата – одному из центральных эпизодов в истории человечества. Истинные посвящённые узнают друг друга, приобщаясь к одному источнику, понимая «божественное значение» Христа. Ведь предполагаемая расшифровка имени легендарного Хирама, первого мастера: «Hic Yesus est restituens amorem mundi» (Это есть Христос, восстанавливающий любовь мира») Не случайно герой становится мастером, «угадывая» события прошлого. Совпадает с масонскими представлениями и самый способ постижения минувшего; «О, как я угадал!», ибо согласно доктринам масонства, разум не даёт полного познания истины. Возможно лишь откровение, вдохновенное угадывание, нисходящее на избранных. Важно здесь и перенесение аспекта в иную плоскость: масонство занимается поиском потерянного в веках Слова. Утраченное Слово – истину – ищет в прошлом и Мастер.

Знамением новой природы героя  оказывается чудо встречи с Маргаритой. Мистический и провиденциальный характер встречи несомненен: она происходит в обстановке, напоминающий магический круг, и сопровождается  особыми «знаками», адекватными сложившемуся в масонской среде символическому языку для опознавания «своих».

Встреча Мастера и Маргариты  сопровождается особым «знаком для  слуха»- таинственным эхом, внезапно возникшим в месте встречи, и происходит благодаря «опознавательному знаку»- жёлтыми цветами героини, мимозе (род акации, священное дерево масонов, ветвь которого была возложена на могилу легендарного строителя соломонова Храма, первого мастера, и воспринималась как символ воскрешения и один из аксессуаров обряда посвящения в мастера).

                                              

Её жёлтый цвет обозначает свет, а колючки –лучи солнца. Символика основывается на масонской  легенде о смерти Хирама (или Адонирама).

Мудрый Соломон был  одним из избранников и задумал  воздвигнуть великий храм и так  построить его, чтобы он символически передал потомству, всем жаждавшим  познать истину, божественные познания. Для постройки Храма были вызваны 130 тысяч рабочих различных наций. Работами руководил Адонирам, ученик египетских мудрецов, также обладавший знанием «божественной истины». Адонирам разделил работников на три степени: учеников, товарищей, т.е. подмастерьев, и мастеров. Каждой степени были присвоены отличительные знаки, слова и правила.

Чтобы работа их была сознательна, Адонирам знакомил работников с познаниями мудрецов, предлагая им символы и  разъясняя их; степень познания была соразмерна степеням ученика, подмастерья  и мастера. Мастера получали высшую плату, что вызывало желание трёх товарищей выпытать обманом или силой мастерское слово у Адонирама.

Однажды вечером, когда  храм был уже пуст, Адонирам пришёл для обычного осмотра. У южных дверей подступил к нему один из заговорщиков и, не выпытав у него слова мастера, ударил молотком. У северных дверей другой товарищ нанёс ему удар киркой.

Тогда Адонирам, предвидя свою гибель, попытался сохранить  от непосвящённых мастерское древнее  слово и бросил золотой треугольник, символ всесовершенства Духа, Божественного начала, в колодец. На треугольнике было таинственное изображение имени Иеговы.

Тогда-то третий взбунтовавшийся  товарищ бросился на искусного архитектора  и нанёс ему смертельный удар циркулем у восточных дверей. Убийцы унесли и похоронили тело Адонирама.

Узнав о гибели своего помощника, Соломон пришёл в великую печаль и повелел найти тело Великого мастера. В знак своей невинности в убиении рабочие явились в белых перчатках. Тело было найдено, так как земля оказалась рыхлой, и воткнутая ветвь акации, которой убийцы отметили себе место погребения Адонирама, чтобы впоследствии перенести и сокрыть убитого в более отдалённом месте, зазеленела. Это был особый знак.

Акация в масонстве  имеет множество символических  значений: равенства, чистоты масонских правил, а также бессмертия и возрождения.

Встреча Мастера с  Маргаритой – дар, знак вмешательства  в судьбу  «высшей причины», подтверждение  его избранности.

Вспомним один из вопросов ритуала посвящения, «к познанию мастеров служащим»: «Почему я могу познать, что ты свободный каменщик и мастер? – Акация или терновая ветвь мне известна».

Встреча героев есть преддверие получения героем имени «мастер» и последующего «коронования» чёрной шапочкой с буквой «М», т.е. обретения  более высокой степени «посвящения».

 Место встречи героев  представляет собой магический  замкнутый круг: в центре Москвы, средь бела дня, когда «по  Тверской улице шли тысячи  людей» герои оказываются в  безлюдном месте. «Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошёл по её следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души».

Любовь Мастера и  Маргариты к розам также может быть прочитана в «масонском» ключе, ибо роза (один из основных символов розенкрейцеров) – знак «распятой души».

Символика розы основывается на мифе о смерти Адониса, возлюбленного Афродиты (Венеры), из крови которого, по преданию, произросли первые розы. Это символ любви, побеждающий смерть, а также скрытности. Символика уходит своими корнями в древнеримский праздник розы (розалии) в честь бога вина и весны Диониса. Считалось, что розы охлаждают жар вина и не дают празднующим выбалтывать тайны, поэтому участники празднества увенчивали свою голову венчиками из роз. В христианстве роза является символом крови, пролитой распятым Христом. В поэзии трубадуров – символ любви, красоты, тайны, чистоты. В масонстве – символ любви, красоты, тайны, чистоты. После обряда инициации вновь принятому в ложу брату дарят красную розу, с тем чтобы он поднёс её своей избраннице. Белая роза означает радость, чистоту, чёрная – тишину, грусть, печаль. Пять лепестков роз символизируют гармонию, красоту, благородство, человеколюбие, интеллект. Символика трёх роз означает свет, любовь, жизнь.

В пределах «цветочного  кода» красноречивой деталью  является отвращение, испытываемое Понтием  Пилатом к одному только «запаху  розового масла», и «сорванные розы», которые несёт с пылью и  градом разыгравшаяся после казни  Иешуа непогода.

Другим свидетельством приобщения героя к «степени мастера» становится обретение им чёрной шапочки с вышитой жёлтым шёлком буквой «М». Этот знак является «эмблемой» героя.

Буква «М» соответствует 13-й букве («мем») древнееврейского магического алфавита, где она имеет мистическое значение «женщина» и «превращение человека», а также символ и значение «скит»и «преображение». Символическое значение в картах таро – «коса» (13-я карта в главной колоде называлась «смерть», в применении к человеку 13-й аркан означал «смерть и возрождение», а иероглиф аркана представлял фигуру женщины – посредника по переходу в другой «план жизни», когда земные «задачи» уже завершены, и согласно Книге Тота, открывается «путь к постижению Бога». Кроме того в масонской иероглифике буква «М» обозначала мастера и могла заменяться крестом.

Мотив креста и распятия, возникая в начале романа – в  истории Иешуа, - подразумевается  во всей линии Мастера, проецируясь на судьбу самого писателя. В этом смысле человеческая история у Булгакова оказывается цепью постоянного репродуцирования Голгофы в самых разных вариантах. Так или иначе, но мотив креста, подсвечивая линию Мастера, привносит в неё и сопутствующую символику: крестный путь, распятие, смерть, воскресение, выход в вечное бытие. Последнее тоже может рассматриваться в качестве ещё одной ступени совершаемого мастером «восхождения»

 

Упования на бессмертие на страницах романа находят разрешение в сюжетном завершении линии мастера, обретшего жизнь за пределами земного существования . Булгаков – автор инсценировки «Войны и мира» - безусловно, помнил страницы толстовской эпопеи, связанные с посвящением Пьера в масоны, и рассуждения об одной из добродетелей масона – «любви к смерти», которая «освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения её в место награды и успокоения». Последнее словосочетание - «награда и успокоение»- помогает увидеть в соответствующих сценах Л. Толстого один из возможных источников важнейшей сюжетной коллизии «Мастера и Маргариты».

Нетрудно заметить, что путь булгаковского героя складывается из ряда событий, «чудес» и переходов из пространства в пространство. Это «профанный» период – «чудесный» выигрыш ста тысяч, смена места обитания, чудо встречи с Маргаритой.

Мы видим, что это  молодая, умная, красивая женщина, до встречи с Мастером жившая во лжи и без любви, меняется.

Её имя означает «жемчужина» (греч.). В гностической литературе так  называлась человеческая душа или –  в глубинной основе – душа мира, София. Понятия Софии, софийности связаны  с особым знанием высших истин, постижением последней мудрости, недоступной смертным. В соответствии со значением своего имени Маргарита попадает в кризисные ситуации, открытые как гибели, так и спасению, и в сердце её борются на равных спаситель и губитель. В результате страданий и фантастических борений с самой собой рождалась настоящая жемчужина. Во имя спасения своего возлюбленного она вынуждена пойти на сговор с дьяволом. Превращение Маргариты в ведьму было лишь ступенью к истинному преображению. И преображение состоялось. «Я потеряла свою природу и заменила её новой», - говорит Маргарита Мастеру.

Преобразившись, она мечтает  помогать Мастеру: «Тебе слишком  много пришлось думать, и теперь буду думать я за тебя! И я ручаюсь  тебе, ручаюсь, что всё будет хорошо».

«Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли», - писал Толстой.

Мотив «нового рождения» распространён и на образ Бездомного, с которым происходит ряд метаморфоз.

Начало совершенствования  невозможно без Учителя, поскольку  истина передаётся от «посвящённого» к «профану», прошедшего путь первоначального очищения. Мастер по всем признакам наделён чертами такого учителя: он не только отшельник, но и врачеватель высшего ранга. Коснёмся, иллюстрируя эту мысль, сцены встречи Бездомного и Мастера в клинике Стравинского. Ей предшествует «омовение» Ивана в Москве-реке.

В ранних редакциях «Мастера и Маргариты» прямо указывалось, что купание Ивана происходило у подножия знаменитого храма Христа Спасителя. Купание Ивана именно в этом месте значимо для понимания его образа. Иван Бездомный – эволюционирующий герой романа. Метаморфозы героя начинаются с истории на Патриарших прудах, а последующее купание легко проецируется на обряд крещения водой в московской Иордании и таким образом занимает особое место среди этапов, предшествующим духовным переменам. Обряд омовения в воде, «крещения» подразумевает возвращение утраченной чистоты души и тела и символизирует «смерть» прежней жизни и возможность обретения новой. Таким образом, омовение в сакральном источнике приравнивается к началу духовного рождения. Не случайно за омовением следует «явление» Мастера, учеником которого он и станет, и открытие героем иных измерений бытия. Злоключения Ивана ведут его к осознанию существования иных измерений жизни. Это этапы подготовки к встрече с Учителем и отход от ложного «братства» писателей Дома Грибоедова.

Согласно масонскому ритуалу, перед посвящением новичок подвергался изоляции. Уединение становилось последним приготовлением к посвящению. В клинике, где заперт герой, и начинается зарождение нового Ивана, вступающего в диалог со «старым», «прежним» Иваном.

Отношения Мастера с Иваном привносят в роман новые оттенки. Круг ассоциаций, связанных с масонством, значительно расширяется за счёт первой встречи персонажей – 13 главы, занимающей важное место в структуре романа «Мастера и Маргариты».

Именно в этой главе  происходит «врачевание» поэта с помощью беседы и внушения, а начало исцеления зафиксировано на уровне лексики: « преображённый поэт», «неузнаваемый», «новый Иван» вдруг смело сознался, что его стихи чудовищны.

Информация о работе «Масонские» традиции в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»