Световые прилагательные

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Люди с давних времен стремились научиться определять с первого взгляда внутренний мир человека. Многое о человеке могут рассказать его глаза, улыбка, жесты, артикуляция… Не зря многие писатели в своем творчестве употребляют такие выражения как «сияющие глаза», «лучезарная улыбка», «светлое лицо». В современной литературе есть много способов выражения чувств и эмоций, но как узнать, какие именно чувства хочет передать нам автор?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

1. Глава I. ЗНАЧЕНИЕ СВЕТОВОЙ ЛЕКСИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. ……………………………………….…………………..4

2. глава II. Исследование портреных характеристик героев романа «Война и мир» с помощью световых прилагательных…………………………………………………………..4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ........11

ПРИЛОЖЕНИЯ……………...……………………………………..…………..12

Работа содержит 1 файл

СВЕТОВЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ в романе Война и мир.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

напустился на первого попавшегося офицера,

«крича и ругаясь площадными словами…».

Читатель прощает Кутузову и бешенство, и ругань,

и угрозы расстрелять, ведь он прав в своем нежелании дать сражение;

он не хочет лишних потерь. Его противники думают о наградах

и крестах, иные самолюбиво мечтают о подвиге,

но Кутузов заботится об армии, о стране.

«Кутузов, как и все старые люди мало сыпал по ночам.

Он днем часто неожиданно задремывал; но ночью он, не раздеваясь,

лежа на своей постели, большею частию не спал и думал.

Так он лежал и теперь на своей кровати, облокотив тяжелую,

большую изуродованную голову на пухлую руку, и думал,

открытым одним глазом присматриваясь к темноте».

За этими словами встают бесконечные,

долгие ночи этой войны без сна. Снова, в который раз,

Толстой подчеркивает этот один глаз,

эту изуродованную голову старого человека,

чьи ровесники давно умерли, и Багратион,

который был много моложе его, погиб при Бородине,

а он все еще несет свою ношу – ответственность за судьбу России –

и несет ее одиноко, не понимаемый почти никем…

Совет в Филях показан читателю глазами ребенка,

шестилетней крестьянской девочки Малаши,

забытой на печке в комнате. Малаша видела, что «дедушка»

(так она про себя называла Кутузова) сидел отдельно от всех,

«беспрестанно покряхтывал и расправлял воротник сюртука,

который хотя и расстегнутый, все как будто жал его шею».

Глазами ребенка мы еще острее видим, как грустен Кутузов,

как ему тяжело, как он прячется в темном углу и не хочет,

чтобы члены совета видели его лицо.

Все долго ждали Бенигсена, который

«доканчивал свой вкусный обед под предлогом нового осмотра позиции».

Но, едва войдя в избу, он открыл совет вопросом:

«Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России

или защищать ее?» От его слов веет напыщенностью и фальшью.

Малаша не поняла ни слова из сказанного,

но в душе она невзлюбила «длиннополого»

Бенигсена так же безотчетно и сильно, как полюбила «дедушку».

Она заметила другое: Кутузов «точно собрался плакать»,

услышав слова Бенигсена, но справился с собой.

На совете сидит много боевых генералов,

и вовсе не все они такие, как Бенигсен; среди них – храбрецы,

герои: Раевский, Ермолов, Дохтуров…

Но ни один из них не решается взять на себя ответственность

и произнести слова: нужно оставить Москву,

чтобы спасти армию и тем спасти Россию.

Кутузов для Толстого — воплощение его исторических новаций.

Он — фигура особенная, личность, наделенная инстинктом мудрости.

Он подобен вектору, направление которого определяет

сумма тысяч и миллионов причин и действий,

совершаемых в историческом пространстве.

Но облик Кутузова, его немощность, дряблость,

стариковские привычки никак не соответствуют его личности.

Толстому оказывается важным провести мысль

о негероическом облике подлинных героев,

об их умении «быть», а не «казаться».

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ VI

Наташа Ростова

Впервые Наташу Ростову мы видим тринадцатилетней девочкой:

"Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка,

со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа

от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями,

тоненькими оголенными ручками и маленькими ножками в кружевных

панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте,

когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка…

"Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега,

заскочила так далеко". «Нечаянно, с нерассчитанного бега»

она будет поступать еще не раз,

и мы будем всё больше любить ее именно за эту нерассчитанность

поступков. Много раз Толстой беспощадно подчеркнет,

что Наташа далеко не всегда красива; она не Элен;

она бывает просто дурна, почти уродлива,

а бывает просто прекрасна, потому что ее красота –

от внутреннего огня оживления, от душевной переполненности,

которая не всегда отрыта постороннему глазу.

Опять читатель видит несоответствие внешнего облика персонажа

с его внутренним миром. Что есть красота, если расплывшийся,

обрюзгший старик с одним глазом – главнокомандующий Кутузов –

представляется нам прекрасным в своем величественным

и одиноком мужестве? И смешной круглолицый мальчик Петя Ростов,

и его некрасивый, неуклюжий тезка Пьер Безухов,

и Наташа прекрасны в наших глазах – почему?

На этот вопрос нам может ответить одна из героинь романа

Элен Курагина, дочь князя Василия,

поражавшая своей «бесстыдной красотой».

«Блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов,

она прошла между расступившимися мужчинами и прямо,

не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно

предоставляла каждому право любоваться красотою своего стана,

полных плеч, очень открытой по тогдашней моде груди и спины,

и как бы внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне»:

Красота Элен - символ блеска, но и пустоты светской жизни.

 

Красота ее мраморная, холодная, мертвая, а на теле

«как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших» по нему.

На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит,

одинаковая всегда и для всех. По сути, это маска,

скрывающая пустоту души «великосветской графини» -

в Элен нет ни чувства, ни музыкальности,

она не замечает природы.

Толстой неоднократно употребляет слово «грубо»,

характеризуя действия Элен:

она «быстрым и грубым движением головы перехватила его губы».

А как жестоко она говорит с Пьером после дуэли с Долоховым!

Снята маска, и показалось истинное, отталкивающее лицо Элен:

«на ее мраморном, несколько выпуклом лбе ее была морщинка гнева»,

«с презрительной улыбкой смотрела на него»,

«с грубой точностью речи». При создании ее портрета Толстой

не зря использует такие эпитеты – еще раз он подчеркивает

пустоту души Элен, ее уродство под маской ослепляющей

красоты и порядочности. Статичность портрета –

это один из приемов создания образов.

Элен проходит через всю книгу не как живая женщина,

а как красивая статуя, потому что духовно она мертва.

Непосредственная, полная жизненных сил,

тонко чувствующая красоту, добро и правду,

Наташа является полной противоположностью Элен.

В доме, где росла девочка, царила обстановка непринужденности,

раскованности между родителями и детьми,

чувство любви и привязанности друг к другу.

С самой первой встречи нам бросается в глаза ее

детская наивность, простота, чрезвычайная чувствительность —

все то, чем Наташа так отличается от окружающих,

что привлекло к ней Денисова, Болконского, Курагина, Пьера.

Всех своих домашних Наташа окружает добротой и любовью,

к каждому у нее имеется "свой ключик":

"В обращении со своей матерью Наташа высказывала

внешнюю грубость манеры, но так была чутка и ловка, что,

как бы она ни обхватила руками мать,

она всегда умела это сделать так,

чтобы матери не было ни больно, ни неприятно, ни неловко".

Вспомним ее волнение перед своим первым балом,

ее чистоту и открытость, которая сразу бросалась в глаза всем гостям.

На балу Наташа переполнена чувствами: здесь и радость, и восторг,

и страх, и отчаяние, — и все эти чувства можно прочитать на ее лице,

как в раскрытой книге: "Отчаянное,

замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею...

Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи,

готовое на отчаяние и восторг, вдруг осветилось счастливой,

благодарной детской улыбкой". Я думаю, может быть,

именно в этот раз зародилось в Наташе чувство глубокой

благодарности к Пьеру, перешедшее в любовь?

Сцена бала прекрасно раскрывает удивительное ощущение счастья,

умение жить каждый миг полноценно.

А описывая сцену свидания Наташи с умирающим Болконским,

Толстой показывает силу ее любви:

“Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко,

сострадательно и радостно-любовно смотрели на него.

Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами

было более чем некрасиво, оно было страшно.

Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза,

которые были прекрасны”.Смерть Андрея Болконского

поразила Наташу до глубины души.

Мы уже не слышим ее восторженного голоса, не видим смеющуюся,

полную радости жизни девушку,

не ощущаем ее неиссякаемой энергии. Но, как это ни странно,

для любви Наташу возродила гибель брата Пети.

Впрочем, любовь и смерть всегда рядом. Заботы о матери,

которая тяжело переживает смерть сына, показали Наташе,

что сущность ее жизни в любви: “Проснулась любовь,

и проснулась жизнь”. Может быть, этим и трогает нас героиня,

не оставляет равнодушными, что вся она создана для любви,

ее натура излучает любовь, как огонь — тепло…

Образ Наташи Ростовой — один из самых обаятельных образов,

в русской литературе. В нем автор показал русскую душу,

чудесный женский характер, натуру,

способную на любовь и самопожертвование. К портретам главных,

любимых героев автор постоянно добавляет какие-то новые штрихи,

которые являются отражением тех внутренних изменений,

которые происходят в душах героев. Такие изменения -

следствия внутреннего развития, “диалектики души”.

Например, мы можем проследить,

как происходило превращение Наташи Ростовой из “черноглазой,

... некрасивой, но живой девочки” в очаровательную юную девушку,

сводившей с ума мужчин , а затем и в “сильную,

красивую и плодовитую самку”.

Портрет Наташи динамичен, стремителен.

 

Недаром автор использует огромное обилие глаголов,

описывая девочку: «…остановилась на своём бегу,

присела и высунула язык, грозясь самой себе

…подбежала к кровати, быстро скользнув

одной маленькой ножкой о другую, скинула туфли и прыгнула

…вскочила, утонула в перине, перевалилась к стенке

и начала возиться под одеялом, укладываясь,

подгибая колени к подбородку, брыкая ногами и чуть слышно смеясь,

то закрываясь с головой, то выглядывая на мать»

Любит Наташа бескорыстно, всей душой, ничего не требуя взамен.

Князь Андрей взваливает на плечи этой девочки непосильную ношу,

заставляет ее ждать целый год, он забывает,

что она очень молода и неопытна.

Поэтому в ее увлечении Курагиным нельзя винить только одну Наташу,

Она мучается, боится сама себя и не понимает своих чувств.

Наташа не спала всю ночь, ее мучил неразрешенный вопрос:

кого она любила: Анатоля или князя Андрея?

Описывая сцену свидания Наташи с умирающим Болконским,

Толстой показывает силу ее любви: "Глаза эти,

налитые счастливыми слезами, робко,

сострадательно и радостно-любовно смотрели на него.

Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами

было более чем некрасиво, оно было страшно.

Информация о работе Световые прилагательные