Тема маленьких людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, доклад

Описание работы

Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли "маленьких людей" замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию.

Содержание

1. Глава
а) Актуальность и место темы "маленького человека" в русской литературе конца 18-начала 19 века..
б) Роль "натуральной школы" в формировании мировоззрения писателей 2 половины 19 в.
2. Глава
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
3. Глава
А.С. Пушкин " Станционный смотритель."
4. Глава
М.Ю. Лермонтов
а)"Максим Максимыч"
б)"Княгиня Лиговская"
5. Глава
Н.В. Гоголь
а) "Петербургские повести", "Шинель", "Записки сумасшедшего".
б)"Повесть о Капитане Копейкине."
6. Глава
Ф.М. Достоевский
а)"Бедные люди."
б)"Преступление и наказание."
7. Глава
А.П. Чехов
а)"Человек в футляре."
б)"Крыжовник."
в)"О любви."
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 169.50 Кб (Скачать)

 Вторая картина:  Отец в роли просителя перед  1111.

 Пушкин до  предела обостряет ситуацию, сталкивая  лицом к лицу Вырина с его  обидчиком " Сердце старика  111"

 Казалось  наступила решительная минута  в жизни человека, когда все  накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но "...слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: "Ваше высокоблагородие!...Сделайте такую божескую милость!" Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба.

 Третья картина: (спустя два дня). Снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос.

 Четвертая  картина: Снова перед Минским: "Пошел вон! "- и, сильною рукой  схватив старика за ворот, вытолкнул  его на лестницу.

 И наконец,  еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился.

 Второй приезд  рассказчика - он видит, что  "горе превратило доброго мужика  в хилого старика." И не ускользнувший  от внимания рассказчика вид  комнаты (ветхость и небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицания: "Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел! " - все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю. В повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств и мыслей Вырина - молящего отца ("пожимал Дунюшкину руку; "Увидел бедную свою Дуню") и Вырина - доверчивого, услужливого и бесправного человека ("Жаль было ему расставаться с любезным своим постояльцем", "не понимал как нашло на него ослепление", "решился к нему явиться", "доложил его высокоблагородию", что "старый солдат"; "подумал... воротился, но его уже не было", "Смотритель за ним не погнался", "подумал, махнул рукой и решился отступить.")

 Роль самого  Вырина выражает его горе и  проливает свет на роль Дуни  в доме отца ("Его дом держался; что прибрать, что приготовить,  аза всем успевала", "Бывало, барин, какой бы сердитый не  был, при ней утихает и милостиво  со мной разговаривает"), И лексический состав речи Вырина, и построение фраз ("та платочком, та сережками", "пообедать, аль отужинать", "уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти") характеризуют его как человека своего положения.

 Судьба "маленького  человека" в центре внимания автора и сострадания к нему - не только исходный, но и окончательный элемент отношения автора к своим героям. Оно выражено и во вступлении, и в каждом из трех эпизодов, из которых последние два являются противопоставлением первому, при этом каждая из трех частей этой лиро-эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона. Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти - Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.

 Вопрос о  поведении человека в повести  "Станционный смотритель". Поставлен остро и драматично. Смирение, показывает Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву.

 Впервые русская  литература так пронзительно  и наглядно показала искажение  личности враждебной ей средой. В первые оказалось возможным  не только драматически изобразить  противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные  силы общества. Самсон Вырин судил это общество. Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее - оно пробивало дорогу в еще неведомое.

 В повести  написанной на популярную в  20-х годах тему о станционном  смотрителе, прекрасно растолковано, кто такой коллежский регистратор, а сострадание к нему является решающим элементом отношения автора к своему герою. В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, "мученика четырнадцатого класса" Самсона Вырина.

 Судьба станционного  смотрителя- типичная судьба простого  человека, чье благополучие в  любой момент может быть разрушено  грубым вмешательством "сильных  мира сего", правящим классом,  Пушкин предварил своей повестью  Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав свое слово о людях своего времени. 
 

 Глава 4.

 Еще глубже, чем Пушкин эту тему раскрыл  Лермонтов. В его произведениях  мы видим, как мало нужно  Максиму Максимычу, чтобы сделать  его счастливым: разделить с ним  скромный ужин и рассказать немного о себе. Максим Максимыч почти полностью лишен личностного самосознания, критического отношения к действительности, он принимает ее такой, какая она есть. Максим Максимыч- человек более близкий к народу и , как говорил Белинский, "понимает все человеческое." Лермонтов в образе обаятельного простака офицера видел не верноподданного, а человека из народа, человека, способного в великому пробуждению. Духом и чистой, нетребовательной душой своей честной, русский солдат Максим Максимыч близок России.

 Наивную прелесть  русского характера воссоздал  поэт в образ Максим Максимыча.  Лермонтова привлек этот образ,  он понимал неразвитость народного  характера, но верил в его  будущее. Писатель проявил огромное  чувство симпатии к своему  герою. Максим Максимыч не унижен чиновниками, средой, он унижен близким, как ему раньше казалось человеком. В этом конфликт, автор возмущен тем, как хладнокровно отверг своего товарища Печорин: "Право мне нечего рассказать, дорогой Максим Максимыч. ..Однако прощайте, мне пора...я спешу." Гуманистическая тема "маленького человека" звучит в творчестве Лермонтова.

 Тема социального  неравенства, тема нищеты, тема  оскорбленного человеческого достоинства,  жгучая и благороднейшая тема  русской литературы с неотразимой  силой предстала в неоконченном романе Лермонтова "Княгиня Лиговская." Здесь противопоставлены образ нищего чиновника Красинского и образ Печорина. Печоринскому пассивному восприятию мира Лермонтов стремился противопоставить героя, чуждого праздной суете светского общества, человека гневной души, бунтарского отрицания. Но его нищий чиновник мечтает о том самом счастье; от которого бежит Печорин. Роман "Княгиня Лиговская." начинается обращением к читателю с просьбой заметить день и час- декабря 21-го дня 4 часа пополудни, когда и произошло нечто, повлекшее за собой цепь различных событий. Гнедой рысак гвардейского офицера сбил с ног зазевавшегося бедного чиновника. Только и успел мелькнуть белый султан и развивающийся воротник шинели, оставив в душе чиновника уже на всю жизнь, ненависть к гнедым рысакам и белым султанам.

 Так впервые  столкнулись судьбы Печорина  и чиновника Красинского. В  театральном ресторане, случайно  услышав рассказ Печорина о  том, как его рысак намедни  зашиб проходящего чиновника,  Красинский обращается к своему обидчику с негодующим монологом: "-Милостивый сударь! ...Вы едва меня сегодня не задавили, да, меня- который перед вами...и этим хвастаетесь, вам весело!" Здесь с откровенностью прорываются демократические симпатии поэта. Лермонтов, столкнув близкого ему Печорина, с демократическим героем, наделил последнего не только нравственной привлекательностью, но и ,не в пример Печорину отличной внешностью. И портрет петербургского чиновника, и примечательное описание двора и лестницы огромного дома у Обухова моста, Лермонтов набрасывал уже в манере нарождающейся "натуральной школы." В том же городе, в то же время и под тем же сумрачным небом бродил и гоголевский низенький человек с лысиной на лбу, в шинели рыжевато-мутного цвета со своими проникающими словами: "Я брат твой." И уже в качестве приведения следующего примера, бывший нижайший чиновник в виде приведения мелькает напоследок в виде приведения мелькает напоследок у того же Обухова моста, да и скрывается в ночной тишине и темноте. Лермонтов столкнул двух героев и показал, что ни один "маленький человек" не смогут выжить в противоположной им среде. Сколько наивной брезгливости в обращении княгини Лиговской к Красину, случайно попавшему в ее гостиную :"Скажите: вы я думаю, ужасно замучены делами." И какой многозначительный ответ человека, знакомого с нуждой: "Ваш удел забавы, роскошь -а наш труд и заботы; оно так и следует, если бы не мы, кто бы стал трудиться." Симпатии молодого Лермонтова были на стороне демократического героя. Он наделил нищего чиновника не только красотой, но и энергией возмущения ,чувством собственного достоинства, дал ему цель благородную, способность возвысить человека. Но в жалкой комнатенке героя лежит всего лишь нелепое руководство, как стать богатым и счастливым. Затерявшись в толпе с какой завистью глядит Красинский на кареты подкатывающие к гордо освещенному подъезду баронессы: "Чем я хуже их? - думал он - эти лица...О я буду богат.." Увидев князя Лиговского с княгиней, Красинский поспешил высунуться из толпы зевак и поклониться . Его не приметили, но бедный чиновник приписал это гордости и умышленному небрежению: "Хорошо - подумал он удаляясь - будет и на нашей улицы праздник." Образ Красинского в "Княгине Лиговской."- одна из ранних попыток выйти за рамки бесплодного печоринского неприятия мира, поиск протеста в среде социально обложенных. Но тема нищего чиновника к деньгам к той самой среде, которая гнетет Печорина, Лермонтова и лермонтовских героев, и есть источник непреодолимого противоречия, того замкнутого круга, который восстановил Лермонтов в своем произведении. Герои Лермонтова его "маленькие люди" отличаются от всех предыдущих. Это уже не пассивные люди, как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди, в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут и этот протест, не прозвучавший в "Максим Максимыче", хотя слабо, но прозвучавший в "Княгине Лиговской." Но маленькие люди" Лермонтова не могут отойти от среды, в которой они живут. Среда в которой они существуют с ее пороками заставляет этот протест пойти в другую сторону. "Маленький человек" стремиться не к свободе, как к высшему идеалу, а к богатству, как в "Княгине Лиговской." или к воспоминаниям, пытаясь воскресить в "Максим Максимыче." Заслуга Лермонтова в том, что создавая своих героев писатель использует "натуральную школу", чем добивается большей глубины в характерах героев. Лермонтов не снимал ответственности с человека - ни за его собственную судьбу, ни за судьбу мира, не перелагал ее целиком на обстоятельства. Пушкин, Карамзин, Лермонтов, начали вводить "маленьких людей", писать о их судьбах и мыслях. Но наибольшего апогея эта тема достигла в произведениях Гоголя. 
 

 Глава 5.

 Читая повести  Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной  незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твердостью продолжал свой путь. Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", мир чиновников, чиновничьего крючкотворства в своих "Петербургских повестях."

 Центральная  в этом цикле повесть "Шинель." "Петербургские повести." Отличаются по характеру от предыдущих произведений Гоголя. Перед нами чиновный Петербург, Петербург - столица -основной и великосветский, огромный город - деловой, коммерческий и трудовой, и "всеобщая коммуникация" Петербурга - блистательный Невский проспект, на тротуаре которого все, что живет в Петербурге, оставляет следы свои: "вымещает на нем могущество силы или могущество слабости." И перед читателем мелькает, как в калейдоскопе, пестрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Написанию этого точного портрета столицы помог бюрократический аппарат того времени.

 Настолько  были очевидны проволочки бюрократии, проблема "высших" и "низших", что про это невозможно было  не писать" Какая быстрая совершается на нем фантасмагория в течении одного дня!" - как бы с удивлением восклицает Гоголь, но еще удивительнее способность самого Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы - Невского проспекта.

 В повести  "Шинель" Гоголь обращается  к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой  и беспощадной: "...он владеет  даром сарказма, который порой  заставляет смеяться до судорог,  а порой будет презрение, граничащее с ненавистью." Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту "маленького человека" - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

 Жертвой такого  произвола, типичным представителем  мелкого чиновника в повести  является Акакий Акакиевич. Все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В " Шинели" трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга .Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильем, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеется, но он смеется не именно над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом.

 Но у Акакия  Акакиевича была своя "поэзия жизни", имевшая такой же приниженный характер , как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему "виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир." В Акакие Акакиевиче в се же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог, что сказать: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете." И только один "молодой человек проникся к нему жалостью." История жизни Акакия Акакиевича - это новая полоса в его жизни. Смыслом его существования становится забота о 111. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель- как бы символ новой жизни. Апогеем творчества Акакия Акакиевича является его первый переход в департамент в новой шинели и посещении вечеринки у столоначальника, Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалось успехом, он хоть чем-то доказал людям , что у него есть самомнение, На этой казалось бы, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича, бессильный протест. Добиваясь приема у "самого частного" и в обращении к "значительному лицу", Акакий Акакиевич "раз в жизни захотел показать характер" Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он дает ему возможность противостоять. Но он бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и в конце концов погибает так же незаметно, как и жил. Но Гоголь не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти он резко стаскивает мишень не только с титулованных советников, но и с надворных советников.

 Гоголь говорит  нам концом своей повести, что  в том мире, в котором жил  Акакий Акакиевич, герой как  человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В "Шинели." Повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направлении русской литературы, тема "маленького человека" стала на многие годы одной из самых важных.

 Еще одно  произведение Гоголя со своей  глубиной раскрывшее судьбу "маленького  человека" - это "Записки сумасшедшего." Здесь представлена судьба человека, исключительно несправедлива, царизм в мире.

 Герой повести- "маленький человек", чиновник. Он - жертва бюрократического аппарата, безжалостно уродующего людей.  Многие люди в то время становились  жертвой этого аппарата, но все же доведенные до отчаяния своими тщеславными попытками найти свое место в жизни, ни еще могли найти в себе силы бороться. Поприцин был более слабый, чем другие, сказались годы унижения, и обстановка полного раболепия перед начальником, все это сломило "маленького человека . Сознание своего полного ничтожества, бедность опустили Поприщина на самую низкую ступень общества, начальство смотрит на него, как на что-то мелкое и ненужное. Но у Поприщина в душе живет протест, сознание своего человеческого достоинства, он гордится своим дворянством, давно уже всем и забытым. Постепенно это смутное недовольство приобретает более резкий характер. Поприщин, хотя и смутно, начинает понимать несправедливость существующих порядков, но он еще не способен на активный протест. Его протест не имеет дальше наивного представления о том, что он не хуже камер-юнкера. Что же из того, что он камер-юнкер. Ведь у него же нос не из золота сделан. В его голове не укладывается мысль о том что маленький мирок, в котором он вращается изо дня в день, может хоть сколько ни будь измениться. От сознания безвыходности своего положения. Поприщиным овладевает отчаяние, и все оканчивается сумасшествием. Поприщин тихо сходит с ума, но ни кто ничего не замечает. Сойдя с ума, Поприщин освобождается от навязываемых ему представлений о жизни, он видит-то, что ранее ускользало от его внимания. Гоголь очень точно передает нарастание душевной болезни своего героя. Повесть "Записки сумасшедшего." Имеет сатирическую направленность, и Гоголь вводя в нее переписку собачек, Люджи и Фидели, еще более усиливает эту направленность. Он переносит людские отношения и нравы в жизнь собак, смешивает человеческое и собачье восприятие жизни. Воображая себя испанским королем - Фердинандом 3. Поприщин представляет, как люди преклоняются перед ним. Для Поприщина мир перевернулся, он оказался на месте тех людей, которые его унижали, а всех начальников заставил своем воображении 111 перед ним. В образе Поприщина Гоголь раскрыл глубину человеческих страданий., вызываемых социальным неравенством, привлек внимание к судьбе "маленького человека", напомнил о том, что он заслуживает лучшей участи. Заключительные записки Поприщина -результат оскорбленного самолюбия, бедности, одиночества. Теперь в сумасшедшем доме Поприщина обезумив окончательно, узнал ценуфльши и тщеславия окружающего мира, испытывает мучительные страдания. "Я не в силах, я не могу вынести всех мук их, голова горит моя моя спасите меня!" Последние слова Поприщина, обращены матери. Это призыв человека, который погибает в мире эгоизма и безумия: "Матушка, спаси своего будущего сына! Урони слезинку на его больную головушку!" В этих словах звучит скорбь измученного, оскорбленного человека. Перед нами уже не запуганный человек, а человек, который в своем безумии и страдании увидел все ничтожество, низость и жестокость мира. После "Петербургских повестей." Гоголь не оставляет тему взаимоотношений "маленького человека" и чиновничьего мира столицы. Это - тема постоянно живет в каждом произведении, он никогда не пропустит случая, чтобы не пропустить случая, чтобы не сказать двух-трех едких слов в ее адрес. Но однажды эта тема прозвучала без всяких предисловий, прозвучала без всяких иносказаний , с предельной сатирической обнаженностью в "Повести о капитане Копейкине." Здесь рассказана драматическая история об инвалиде - герой Отечественной войны 1912 года, прибывшим в Петербург за" монаршей милостью." Защищая Родину, он потерял руку и ногу, и лишился каких бы то ни было средств к существованию. Капитан Копейкин добивался встречи с самим министром, который оказался черствым, бездушным чиновником. " Маленький человек " попал в беду, из которой нет никакого выхода. А всесильному министру нет никакого дела до несчастного инвалида. Министр досадует, что посетитель отнимает у него так много времени: " Меня ждут дела важнее ваших." И мы знаем , какие это дела, ждут решений и приказаний генерала - словом важные государственные дела. С какой откровенностью противопоставлены здесь интересы "государственные" интерес к простому человеку.

Информация о работе Тема маленьких людей