Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:05, доклад
Почти всегда особое внимание окружающих не привлекают забытые, всеми униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли "маленьких людей" замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умиранию.
1. Глава
а) Актуальность и место темы "маленького человека" в русской литературе конца 18-начала 19 века..
б) Роль "натуральной школы" в формировании мировоззрения писателей 2 половины 19 в.
2. Глава
Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"
3. Глава
А.С. Пушкин " Станционный смотритель."
4. Глава
М.Ю. Лермонтов
а)"Максим Максимыч"
б)"Княгиня Лиговская"
5. Глава
Н.В. Гоголь
а) "Петербургские повести", "Шинель", "Записки сумасшедшего".
б)"Повесть о Капитане Копейкине."
6. Глава
Ф.М. Достоевский
а)"Бедные люди."
б)"Преступление и наказание."
7. Глава
А.П. Чехов
а)"Человек в футляре."
б)"Крыжовник."
в)"О любви."
Заключение.
Очень значительна
концовка повести, заключающая
в себе широкое символическое
обобщение, вытекающая из
В лице
Девушкина и Шумкова
Продолжение темы "маленького человека" мы находим у Ф. М. Достоевского в первом большом проблемном романе "Преступление и наказание.", который печатался в журнале Коткова "Русский вестник." В течение 1866 года. Перед нами снова Петербург, но не эпохи Белинского и писателей, "выходивших в своем творчестве "из "Шинели."", а Петербург пореформенный, где стало еще больше бедности, но где беднота страдает в основном уже не от концемерных начальников, а от полной необеспеченности, от жестоких заимодавцев и хитрых богатых соблазнителей. Эти новые обстоятельства с большой силой и остротой проявляются в жизни главных героев романа - бедного студента Родиона Раскольникова, его сестры, и еще более бедной девушки Сони Мармеладовой. Достоевский сосредоточен на изображении мира человеческих страданий.
Не бедность даже, а нищета, при которой человек не только буквально гибнет от голода, но и теряет человеческий облик и чувство собственного достоинства, - вот состояние, в которое погружено несчастное семейство Мармеладовых. Запойный пьяница старик Мармеладов, ради рюмки водки унижающийся перед трактирщиком; жена его, "гордая" Катерина Ивановна, умирающая от чахотки и посылающая семнадцатилетнюю падчерицу, великую страдалицу Соню, продавать себя на улице петербургским развратникам; гибнущие от голода малые дети Мармеладова. Материальные страдания влекут за собой мир нравственных мучений, которые уродуют человеческую психику. Добролюбов писал Достоевскому: "В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, самим по себе."
Чтобы понять
меру унижения человека, нужно
вникнуть во внутренний мир
титулярного советника
Огромной
художественной убедительности
достигает крик души
Мармеладов восстает против одиночества, на которое обречен бедняк в джунглях безжалостного города.
Мармеладовский
вопль - "ведь надобно же, чтобы
всякому человеку хоть куда-
Взглянув на Мармеладова, Раскольников увидел "старый, совершенно оборванный фрак с оставшимися пуговицами. Одна только держалась кое-как, и он на нее и застегивался, видимо желая не удаляться приличий.:
:Не один раз
уже жалели меня", - говорит
Мармеладов Раскольникову.
Встреча с Мармеладовым в трактире, его лихорадочная, как в бреду, исповедь дали Раскольникову последнее доказательство правильности "наполеоновской идеи."
Достоевский
вступил в литературу со
Достоевский
учился у многих. Почерпнутое
им у Гоголя на первых порах
было особенно заметно в его
произведениях - в выборе темы
и героя, в отдельных
Самое важное
и новое, по сравнению с другими писателями,
раскрывавшими эту тему, это способность
у забитого человека Достоевского заглянуть
в себя, способность самоанализа и соответствующих
действий. Писатель подчиняет героев детальному
самоанализу, ни у какого другого писателя
в очерках, повестях, сочувственно изображавших
быт и нравы городской бедноты не было
такой неторопливой и сосредоточенной
психологической проникновенности и глубины
изображения характера действующих лиц.
ГЛАВА 7.
Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему "маленького человека."
Его герои
- "маленькие люди", но многие
из них стали такими по своей
воле. В рассказах Чехова мы
увидим угнетателей
людей" с оскудевшими душами, Чехов призывает читателей к исполнению одной из своих заповедей "По капле выдавить из себя раба". Каждый из героев его "маленькой трилогии "олицетворяет какую-либо из сторон жизни: Беликов ("Человек в футляре") - олицетворение власти, бюрократии и цензуры, рассказ ("Крыжовник") - олицетворение отношений к земле, извращенный образ помещика того времени, рассказ о любви предстает перед нами отражением духовной жизни людей.
Все рассказы
в совокупности составляют
Между с
противоположностями в душе
"Человек в футляре." первая часть "маленькой трилогии. " Беликов - учитель греческого языка, влюбленный в свой предмет, мог бы своими знаниями принести много пользы гимназистам.
Влюбленность Беликова в греческий язык, на первый взгляд, более высокая форма навязчивой идеи, чем страсть к накопительству у Ионыча, или обладанию усадебкой с крыжовником. Но не случайно, что своим восхищением прекрасным предметом, который он преподает, этот учитель не заражает учеников, он для них - лишь ненавистный "человек в футляре." Взяв на себя роль блюстителя морали, он отравляет жизнь окружающим: не только ученикам, но и учителям, не только учителям, но и директору гимназии, и не только всей гимназии - всему городу. Поэтому его так все ненавидят.
Порождение
эпохи реакции 80-х годов,
Казалось
бы такой человек, как Беликов,
Обилие предметов,
обволакивающих фигуру
Итак, весь смысл жизни Беликова - в энергичной защите от внешнего мира, от реальной жизни. Беликов испытывает страх не только перед реальным бытом. Еще страшнее для него любое проявление живой мысли. Поэтому, ему не по душе всякие официальные циркуляры. Особенно они были ему милы, если в них содержались запрещения - широкое поле для претворения в жизнь все той же бессмертной формулы:" Футлярность как свойство человеческого характера, таким образом, выходит далеко за пределы поведения личности в быту" отражает целое мировоззрение общества томившегося под гнетом полицейско-бюрократического режима. И когда думаешь об этом, то в обучении Беликовым детей древним, мертвым языком, чудится зловещий оттенок. " И древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, когда он прятался от действительности", - поясняет свой рассказ о Беликове его сослуживец Буркин, тоже учитель. Беликов напоминает унтер-офицера и по страсти к добровольной защите полицейского режима и длительному вредному влиянию на людей.
Чехов не
был бы Чеховым, если бы