Тема родины в лирике Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:36, реферат

Описание работы

В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Тема родины в лирике С.Есенина………………………………………4
2. Анализ стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Реферат по литературе - Тема родины в лирике Есенина.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Поэт лишь молится некоей высшей силе, надеется на чудо:

Защити меня, влага нежная, 

Май мой синий, июнь голубой...

Появляются и уходят временные ориентиры и идеи, но вечное всегда остается вечным. Об этом и сказал Есенин в одном из своих поздних стихотворений «Русь Советская»:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте 

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Итак, многогранный образ Родины в произведениях С. Есенина исторически конкретен и наполнен большим социальным содержанием. Здесь и критический взгляд на прошлое России, вера в ее настоящее и будущее.

 

2. Анализ стихотворения С. Есенина
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Как мы рассмотрели выше, теме родины посвящены многие стихи С.Есенина. Среди них и «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Оно было написано в июле 1925 года и опубликовано в газете «Бакинский рабочий» за полгода до смерти поэта.

Композиция: это стихотворение состоит из шести строф, каждая из которых четверостишие. Его можно логически разделить на две части: в первой поэт описывает красоту окружающей природы и говорит о своей любви к родине, во второй - о том, что он несмотря ни на какие перемены, произошедшие в социальной жизни, никогда не изменит этому чувству.

Главная тема стихотворения - глубокая, выстраданная любовь поэта к родному краю. Есенин не представляет своей жизни без бескрайних просторов полей, лугов и лесов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту. Читая это стихотворение, слышишь голос лирического героя, который пронизан чувством грусти, сожаления. Повествование течет спокойно и размеренно, он словно сдерживает душевные муки. При чтении представляется картина: ночь, залитая лунным светом равнина, насыщенный запах луговых трав. Стоит тишина, но если прислушаться, то можно услышать, как легкий ветерок слегка колышет тонкие травинки и где-то вдалеке раздается крик журавля. Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов. Стихотворение начинается двумя предложениями, которые вводят нас в мир природы, окружающий лирического героя:

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь.

Слово «дорогая» стоит в сильной позиции, для чего Есенин использует инверсию. Вводя нас в мир чувственного восприятия природы, автор использует в качестве олицетворения глагол «спит». Это описание позволяет нам ощутить настроение лирического героя. Наблюдая уголок родного края, у него возникает чувство теплоты и любви к родине:

Никакая родина другая
         Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Созерцая природу, лирический герой замечает малейшие изменения, происходящие в окружающем: «спит ковыль», «свинцовой свежести полынь». Следующая строфа состоит из двух предложений. Здесь перед нами предстает картина философских размышлений лирического героя, которые в основном передаются путем использования глаголов и деепричастий.

Знать, у всех у нас такая участь.
         И, пожалуй, всякого спроси -
         Радуясь, свирепствуя и мучась,
         Хорошо живется на Руси.

Лирический герой принимает жизнь такой, как она есть, во всех ее проявлениях и противоречиях. Следующие строки являются связующим компонентом первых двух четверостиший. В первой части окружающий мир, описанный в начале стихотворения, наполняется деталями:

Свет луны, таинственный и длинный,
          Плачут вербы, шепчут тополя.


           Вторая часть, -
          Но никто под окрик журавлиный
          Не разлюбит отчие поля, -

продолжает философские размышления лирического героя на тему отношения к родине. В последних строфах находит свое развитие философская проблема, поставленная в начале произведения.[8] Здесь повествуется о серьезных переменах, произошедших в социальной жизни и мировоззрении людей:

И теперь, когда вот новым светом
          И моей коснулась жизнь судьбы…

Это подтверждается использованием однокоренных слов «новым светом», «новью». Но эти перемены на истинные чувства лирического героя не повлияли:

Все равно остался я поэтом
         Золотой бревенчатой избы.

Идеал Есенина - патриархальная, «Голубая» Русь, а не «железная», какой она стала при советской власти. Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:

Вижу я, как сильного врага,
          Как чужая юность брызжет новью
          На мои поляны и луга.

Лирический герой видит окружающий мир как продолжение себя, и поэтому появление новой жизни воспринимается им как вторжение в личный мир. Он не принимает изменений, но и не выступает против них, а остается в своем прежнем мире:

Но и все же, новью той теснимый,
          Я могу прочувственно пропеть:
         Дайте мне на родине любимой,
         Все любя, спокойно умереть!

Есенин, возможно, предчувствуя свою гибель, пишет эти пророческие строчки. Не случайно слова «пропеть» и «умереть» рифмуются в этой строфе. Поэт мечтает оставить после себя достойную своей родины песню, чтобы живущие после него ощутили притягательную силу родных мест. Отдав таким образом дань родине, поэт считает свою миссию выполненной. Стихотворение звучит очень выразительно и музыкально. Этому способствует аллитерация звуков «в», «н», «с», «т» («ковыль», «равнина», «луны», «таинственный», «теснимый») и ассонанс гласных «о», «и» («равнина», «полынь», «окрик», «изголовью»). Есенин не понимал советскую власть, он воспринял «новый свет» как нечто враждебное, он до конца своих дней остался поэтом золотой бревенчатой избы, его идеал - патриархальная Русь. Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» можно отнести к лучшим произведениям Есенина. Оно привлекает внимание читателя своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.

Заключение

Подводя итог, еще раз следует упомянуть об отношении Есенина к Родине и революции, а также о том, как отразилось это отношение в стихах поэта.

С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом. О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни - он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней - смысл всей его жизни:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!..

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней. Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно».

Нам бесконечно близки и дорога и «зеленокосая, в юбчонке белой» есенинская березка - любимый образ поэта, и его старый клен, символизирующий «голубую Русь». В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.

К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубины народной жизни. «У меня отец - крестьянин, ну, а я - крестьянский сын», - писал поэт.

Поэзия Есенина близка и дорога всем народам нашей планеты. Она бессмертна. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии.

Список используемой литературы:

1)                      Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. - М., Просвещение, 1976 г.

2)                      Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты.- М.: Мегатрон, 1997.

3)                      Гусев В. И. Неочевидное: Есенин и советская поэзия. - М., 1986.

4)                      Есенин С.А. Избранное. - М., Молодая гвардия, 1988.

5)                      Коржан В.В. Есенин и народная поэзия. - Л.: Наука, 1985.

6)                        Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1982.

7)                      Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е.Есенина. - М.: Молодая гвардия, 1988.

8)                      Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. - Л.: Лениздат, 1989.

9)                      Павлов П.В. Писатель Есенин. - М., Молодая гвардия, 1988.

10)                 Прокушев Ю. Л.: Жизнь и творчество Сергея Есенина. М.: Дет. Лит., 1984.

11)                 Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 1988.

 

 

 

 

 

                          

           

 



[1] Гусев В. И. Неочевидное: Есенин и советская поэзия. - М., 1986. – с.83.

 

[2] Павлов П.В. Писатель Есенин. - М., Молодая гвардия, 1988. - С. 153.

[3] Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 1988. - С. 118.

[4] Коржан В.В. Есенин и народная поэзия. - Л.: Наука, 1985. – с.148.

 

[5] Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. - М., Просвещение, 1976. - С. 58.

[6] Павлов П.В. Писатель Есенин. - М., Молодая гвардия, 1988. - С. 198.

[7] Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е.Есенина. - М.: Молодая гвардия, 1988. – с.105.

 

[8] Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1982. – с.137.


Информация о работе Тема родины в лирике Есенина