Тема родины в лирике Есенина

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:36, реферат

Описание работы

В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Тема родины в лирике С.Есенина………………………………………4
2. Анализ стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»………………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы……………………………………….16

Работа содержит 1 файл

Реферат по литературе - Тема родины в лирике Есенина.doc

— 92.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: Тема родины в лирике Есенина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

Введение………………………………………………………………………3

1.      Тема родины в лирике С.Есенина………………………………………4

2.      Анализ стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»………………………………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………15

Список используемой литературы……………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Чувство Родины - основное в моем творчестве»

С.А.Есенин

Поэзия Есенина - чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его лирика отличается откровенностью, эмоциональностью, напевностью, многие стихи его были переложены на музыку известными композиторами. «Тема Родины, России, - основная во всех моих стихах...» - нередко упоминал Есенин. Каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.

За кажущейся простотой образов - великое мастерство, и именно слово мастера передает читателю чувство глубокой любви и преданности родному краю. Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа. Сергей Есенин, испытывая глубокое чувство любви к Родине, не мог не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью.

Искренняя любовь к родной земле, выраженная в своеобразных переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое, есенинское, неповторимое звучание, которое можно всегда различить в русской лирике.
Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет». Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах.

1.      Тема родины в лирике С.Есенина

 

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве».

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж. Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как «никнут шелковые травы», чувствует, как пахнет «смолистой сосной»; слышит пение «птах».[1]

В более позднем стихотворении «Край любимый, сердцу снятся...» мы чувствуем, что поэт сливается с природой: «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже «гарь в небесном коромысле». Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема «братьев наших меньших» всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке («Корова»), чувствует боль ощенившейся собаки («Песнь о собаке»), сопереживает раненой лисице («Лисица»).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах.[2] Поэтому на клич святой рати - «Кинь ты Русь, живи в раю!» - поэт может ответить только так:

Я скажу: «Не надо рая, 

Дайте родину мою».

Сходные мотивы звучат в стихотворении «Запели тесаные дроги». Чувства «теплой грусти» и «холодной скорби» так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой - звенит поэтический и «молитвословный» ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях «Русь уходящая», «Письмо к матери», «Хулиган», «Я последний поэт деревни». В произведении «Письмо к женщине» поэт ощущает себя «в развороченном бурей быте». Он мучается, потому что не поймет, «куда несет нас рок событий». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное «я».[3]

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы, 

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет «железный гость». В стихотворениях «Сорокоуст», «Возвращение на родину», «Русь советская» поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять «Коммуной вздыбленную Русь». Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть....

Ах, родина! Какой я стал смешной. 

На щеки впалые летит сухой румянец, 

Язык сограждан стал мне как чужой, 

В своей стране я словно иностранец.

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком - матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет «революцией великой». Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: «она придет, желанная пора!»

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях «Баллада о двадцати шести» и «Анна Снегина». Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном «великих штатов СССР». Ведь даже в «Персидских мотивах» Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их «шафрановому краю».

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

Говоря о теме Родины в русской литературе, нельзя не вспомнить о Сергее Есенине и его роли в поэзии начала XX века. Закончилась эпоха, названная классической, но вечные темы получили развитие в творчестве новых писателей, со временем также ставших классиками.[4]

Самые ранние стихи Есенина (1913-1914 гг.) - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: «капустные грядки красной водой поливает восход», «березы стоят, как большие свечки». Даже «крапива обрядилась ярким перламутром» в стихотворении «С добрым утром».

Отождествление Родины с родным селом характерно и для более поздней лирики Есенина. Деревня осмысливается как своеобразный микрокосм. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная...» и «Запели тесаные дроги...» подспудно начинает звучать тема святости русской земли:

И на известку колоколом 

Невольно крестится рука.

(«Запели тесаные дроги...»)

Как захожий богомолецЯ смотрю твои поля.

(«Гой ты, Русь, моя родная...»)

Христианские мотивы не случайны - речь идет о высшей ценности. Однако поэт рисует пейзаж, полный пронзительной звенящей тоски, возникает образ «поминальных крестов», тема «холодной скорби». Но вместе с этим Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви «до радости и боли». Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без «озерной тоски», без капли горечи... «Не отдам я эти цепи», - говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. «Цепи» привычны лирическому герою, и в их тяжести - сладость.

Эта тема, сквозная для творчества Есенина, свое логическое продолжение находит в цикле «Русь». Здесь появляется образ народа, который вместе с природой неотделим для поэта от понятия «Русь». Есенин вводит картины народного быта («А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров»), а также фольклорные образы: здесь и «нечисть лесная» и колдуны.[5]

В третьей части цикла звучат социальные мотивы, но они получают развитие в свете прежнего восприятия темы автором. Есенин описывает «годину невзгод»: собирается ополчение, нарушен мирный ход жизни. Пейзаж приобретает космический размах.

Описанное событие - рекрутский набор в деревне - выходит за рамки обыденности, превращаясь во вселенскую катастрофу:

Грянул гром, чашка неба расколота... 

Закачались лампадки небес.

Символичны и герои цикла - «Пахари мирные». Основа жизни русского народа, в понимании Есенина, - мирный крестьянский труд, «грабли, соха и коса». Недаром это «родина кроткая», поэтому воинам после битвы снится «над лучами веселый покос». Есенин стремится исследовать народный характер, понять тайну русской души, осмыслить логику развития этой загадочной страны. Именно ощущение глубокой духовной связи с народом побудило Есенина обратиться к историческому прошлому России.

Думая о прошлом Родины, Есенин не мог не попытаться заглянуть в ее будущее. Его мечты, предчувствия, желания нашли отражение в стихах 1917 года. Есенин говорит, что принял Октябрьскую революцию «по-своему, с крестьянским уклоном». «Светлое будущее» он воспринял как приход к «крестьянскому раю», то есть к обществу, основанному на мирном труде крестьян, всеобщем равенстве и справедливости. Это утопическое «государство благоденствия» Есенин назвал Инонией. Революцию он видит как переустройство Вселенной, протест против всего старого, изжившего себя:

Да здравствует революция.

На земле и на небесах!..

Если это солнце, 

В заговоре с ними,

Мы его всей ратью

На штанах подымем.

(«Небесный барабанщик»)

Лирический герой стихотворений революционного цикла встает во главе борцов, прокладывающих путь в светлый рай. Отказавшись от старого Бога, он занимает его место, творя свое собственное мироздание:

Нового вознесения

Я оставлю на земле следы...

Я сегодня рукой упругою

Готов повернуть весь мир.

(«Ирония»)

Героям «Небесного барабанщика», творцам нового рая, не страшно посягать на святое. Небеса становятся досягаемыми, и это по ним так бесстрашно и стремительно марширует «рать смуглая, рать дружная», предводительствуемая небесным барабанщиком. Возникают кощунственные образы: «слюна иконная», «лай колоколов».

Есенин понимает, что для создания «крестьянского рая» необходимо пожертвовать прежней Родиной - дорогим его сердцу укладом; должны уйти в прошлое «в ризах образа» и «на лугах веселый пляс». Но он согласен на эту жертву ради того, чтобы обрести наконец «луговой Иордань», где верят в нового бога, «без креста и мух», и где на землю сходят апостол Андрей и Богоматерь.

Но вскоре проходит пыл безоглядного, почти фанатического увлечения революционными идеями. «...Идет совсем не тот социализм, о котором я думал», - говорит Есенин. Свое новое понимание он выражает в стихотворении «Письмо к женщине», где сравнивает Россию с кораблем в качке. Эта поэма созвучна более раннему стихотворению «Сорокоуст», где лирический герой приходит к полному разочарованию и отчаянию: ..

Трубит, трубит погибельный рог

Как же быть, как же быть теперь нам?..

Последний период творчества Есенина (20-е годы) можно назвать «возвращение на Родину», в созвучии со стихотворением 1924 года.[6]

Лирический герой этих лет приобретает черты лица трагического. Возвращаясь после долгих лет метаний и поисков себя в родительский дом, он с горечью убеждается, что «в одну реку нельзя войти дважды». Все изменилось: ушла молодость, а вместе с ней - мечты о подвиге и славе; разрушен старый, привычный уклад жизни... Навсегда ушла прежняя Родина.). Лирический герой оказывается чужим в родном краю, как «пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны». Единственное, что у него осталось - это «Милая лира» и прежняя, неподвластная времени, любовь к Родине. Пусть этот «край осиротелый» уже не тот, что раньше («Колокольня без креста», «Капитал» вместо Библии), и в Руси Советской осталось мало от той, ушедшей, «родины кроткой». Лирический герой по-прежнему неразрывно связан с Родиной, и ни время, ни испытания не смогли порвать «цепей», о которых писал Есенин в самом начале своего пути.[7]

Поэт оказался способным запечатлеть противоречивую душу русского человека с ее жаждой мятежа и бесхитростной мечтой о покое. Эта установка на парадокс приводит к выбору контрастных эпитетов, определяющих слово «Родина»: она «кроткая» и «буйственная» одновременно. Есенин с болью пишет о кровавом пути России, о том тупике, в который привела страну революция. Он не ищет прямых виновников русской трагедии:

Информация о работе Тема родины в лирике Есенина