Тема родины в творчестве А.Блока

Автор: Vlad Sokolov, 17 Октября 2010 в 16:14, реферат

Описание работы

Тема родины — одна из важнейших в его поэзии. Блок не сразу нашел для себя эту тему. Этому предшествовали долгие годы нравственного становления. Прежде, чем писать о России, поэт пережил многое, “напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну.” Обращение к теме родины явилось своеобразным итогом творчества Александра Блока.

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Тема родины в творчестве А.Блока,C.Есенина,Маяковского.doc

— 51.00 Кб (Скачать)

Тема родины в творчестве А.Блока   
 

Ты и убогая,  
    Ты и обильная,     Ты и могучая,  
     Ты и бессильная,  
    Матушка Русь!  
    Н.А. Некрасов  
      
    К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок.  
    Тема родины — одна из важнейших в его поэзии. Блок не сразу нашел для себя эту тему. Этому предшествовали долгие годы нравственного становления. Прежде, чем писать о России, поэт пережил многое, “напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну.” Обращение к теме родины явилось своеобразным итогом творчества Александра Блока.  
    Тема России захватила поэта всего. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении “Русь” перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны:  
      
    Где ведуны с ворожеями  
    Чаруют злаки на полях,  
    И ведьмы тешатся с чертями  
    В дорожных снеговых столбах.  
      
    Сказочные образы постепенно сменяются спокойным любованием родной природы:  
      
    Река раскинулась. Течет, грустит лениво  
    И моет берега.  
    Над скудной глиной желтого обрыва  
    В степи грустят стога.  
      
    Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к ее судьбе подходил не “как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт — с чувством жгучей, интимной любви”. Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. “В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим”, — писал он.  
    Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Здесь же Блок явился новатором. Поэт не только наделяет Россию “прекрасными чертами”, он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой. Поэт приписывает ей облик любимой женщины, тем самым, придавая ему глубоко интимный характер:  
      
    Твои мне песни ветровые —  
    Как слезы первые любви!  
      
    Родина у великого символиста — полная сил и страсти женщина, наделенная “разбойной красой”. Вольная и немного дикая Россия обладает вечной красотой Прекрасной Дамы, поэтической и одухотворенной:  
      
    И невозможное возможно,  
    Дорога долгая легка,  
    Когда блеснет в дали дорожной  
    Мгновенный взор из-под платка...  
      
    Но в свете романтического идеала родина предстает не только прекрасной и нетленной, но и нищей, обездоленной, забитой и обманутой. Мы видим богомольную Россию с острожной тоской и глухой песней ямщика, серые избы, расхлебанные дороги...  
    Блок, рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что “душа хочет любить только прекрасное”, поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а “сострадание есть уже начало любви”.  
    Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на ее пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: “Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика...”  
    Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены “отчетливой исторической памятью”. Написаны они от лица сына “страшных лет России”. В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Таким образом, стараясь охарактеризовать огромное значение поэзии Александра Блока, можно сказать так: “Она, как мост, пролегла между двумя эпохами и двумя культурами. Всем своим движением она устремлена в будущее...” Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое будущее нашей страны.

Тема родины в произведениях А. А. Блока и  В. В. Маяковского    

 
    Александр Блок и Владимир Маяковский — два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX—начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого — пушкинского — века русской поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих “сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности”. У каждого из этих великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.  
    Единственное, что их объединяет, — это горячая любовь к Родине.     Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно смотрящая из-под женского платка, нищая — такова Россия Блока. И именно такой она дорога ему:  
      
    Да, и такой, моя Россия,  
    Ты всех краев дороже мне, —  
      
    признается поэт в стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно...”.  
    Поэт страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские образы: “Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком цветным...” (“Новая Америка”), “...плат узорный до бровей...”, “...мгновенный взор из-под платка...”.  
    Символ России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины. Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”, сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении “Осенний день” он называет Россию своей женой:  
      
    О, нищая моя страна,  
    Что ты для сердца значишь?  
    О, бедная моя жена,  
    О чем ты горько плачешь?  
      
    Из всех русских поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль, тоска и любовь до безумия — в каждом слове, в каждой строчке.  
    Иногда к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”. Так, таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”):  
      
    Русь, опоясана реками  
    И дебрями окружена  
    С болотами и журавлями,  
    И с мутным взором колдуна...  
    ...Где ведуны с ворожеями  
    Чаруют злаки на поляк,  
    Л ведьмы тешатся с чертями  
    В дорожных снеговых столбах.  
      
    Россия Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в стихотворении “Коршун” 1916 г.:  
      
    Идут века, шумит война,  
     Встает мятеж, горят деревни,  
     А ты все та ж, моя страна,  
    В красе заплаканной и древней —  
    Доколе матери тужить?  
     Доколе коршуну кружить?  
      
    “Коршуну кружить” оставалось уже недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции). Поэтому в его поэме “Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю, которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят, куда идут:  
      
    И вьюга пылит им в очи  
     Дни и ночи  
    Напролет...  
      
    Старый мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки. Поэзия — великая, истинная — никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен. Не случайно в поэме “Хорошо” Маяковский написал об этом времени:  
      
    Кругом  
    тонула  
    Россия Блока... Незнакомки,  
    дымки севера шли на дно,  
    как идут  
    обломки и жестянки  
    консервов.  
      
    Сам Маяковский тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы направлена в прошлое, Маяковский же говорил: Отечество  
      
    славлю,  
    которое есть, но трижды —  
    которое будет.  
      
    В отличие от Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны — оно будет социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию (точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим народом все тяготы и лишения:  
      
    Землю,  
    где воздух,  
    как сладкий морс, Бросишь  
    и мчишь, колеся, — но землю,  
    с которою  
    вместе мерз, вовек  
    разлюбить нельзя... Я  
    землю эту  
    люблю.  
    Можно  
    забыть,  
    где и когда пузы растил и зобы, но землю,  
    с которой  
    вдвоем голодал, — нельзя  
    никогда  
    забыть.  
      
    Поэт побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля ему дороже:  
      
    Я хотел бы жить  
    и умереть в Париже, если б не было  
    такой земли — Москва.  
      
    Маяковский невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: “Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза!”. И пусть от этого некоторым “скривляло ожогом рот”, пусть у молодой советской страны было еще много врагов, Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее. Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не становится менее интересным для изучения и прочтения.  
    В лирических произведениях двух величайших поэтов России — Блока и Маяковского — Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная, кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.

Тема  родины в творчестве Сергея Есенина  

Ой ты, Русь, моя  родина кроткая,  
     Лишь к тебе я любовь берегу. С. Есенин     “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины —основное в моем творчестве”, — писал поэт Сергей Александрович Есенин-. И действительно, слова “Россия”, “Русь”, наверное, чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти.в каждом из них — тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.  
    Любовь к России не просто чувство, но и это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина — это нечто одухотворенное, живое.  
    Вижу сад в голубых накрапах,  
    Тихо август прилег ко плетню.  
    Держат липы в зеленых лапах  
     Птичий гомон и щебстню.  
    Родина для поэта — это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем:  
    Пускай ты выпита другим,  
    Но мне осталось, мне осталось  
     Твоих волос стеклянный дым  
    И глаз осенняя усталость.  
    Природа у Есенина — живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.  
    Но, наверное, никогда не имела бы такой магической силы лирика поэта о родной земле, если бы он за этой “малой” родиной не видел “большой”. Есенин гордился мощью и необъятностью своей страны, силой, что заложена в ней:  
    Я буду воспевать  
    Всем существом поэта  
    Шестую часть земли  
    С названьем кратким “Русь”.  
    Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля. Ему виделся только вихрь, “бреющий бороду старому миру”. А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди — большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.  
    В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать, и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им “деревянная Русь”, нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого “мужицкого рая”, сказочного края Инонии — тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.  
    Цикл стихотворений “Москва кабацкая” — свидетельство душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести.  
    Вспоминая свое детство в стихотворении “Русь советская”, поэт ощущает свое родство с русской природой. Но если прежний Есенин как бы спешил излить в стихах переполнявшие его сердце чувства, то новый Есенин пытается размышлять над особенностями своей эпохи, постичь ее противоречия. Перед нами раздумья поэта о жизни, о Родине.  
    В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности.  
    Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию:  
    Теперь со многим я мирюсь  
     Без принужденья, без утраты.  
    Иною кажется мне Русь,  
    Иными - кладбища и хаты.  
    Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию:  
    Но Россия... вот это глыба...  
    Лишь бы только Советская Власть!..  
    Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли наконец “прояснился омут в сердце мглистом”. “Учусь постигнуть в каждом шаге/Коммуной вздыбленную Русь”, — пишет поэт. Вспомним “Балладу о двадцати шести”. Народу автора — “и крестьянин, и пролетариат”. У народа одна цель: “Коммунизм — знамя всех свобод”. Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом — “Песня о великом походе”, “Стансы”, “Анна Снегина”.  
     Равнодушен я стал к лачугам.  
    Мне теперь по душе иное...  
    Через каменное и стальное  
    Вижу мощь я родной стороны.  
    “Русь советская”, “О России и революции”, “Страна советская” — так называет Есенин свои новые книги. Но поэт так и не стал “певцом и гражданином в великих штатах СССР”:  
    Приемлю все,  
    Как есть все принимаю.  
    Готов идти по выбитым следам.  
    Отдам всю душу Октябрю и маю,  
    Но только лиры милой не отдам.  
    Поэт, по сути, выбирает не выход, а тупик. Отдать душу и не отдать лиру — значит перестать быть поэтом. “Русь советская” оказывается чужой.  
    “Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы”. Но России той, прежней, уже нет. И поэтому Есенин — чужой ей, незнакомый, а “те, что помнили, давно забыли”. Жизнь идет мимо. Сельчане “обсуживают жись”, комсомольцы “поют агитки Бедного Демьяна”. Поэт не приемлет этого. Старого уже нет. Он — нигде. Пустота. Одиночество. Все вокруг чужое:  
    В своей стране я словно иностранец...  
    Моя поэзия здесь больше не нужна,  
    Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.  
    Однако, уже будучи как бы в ином мире, в небытии, “в стране, где тишь и благодать”, Есенин благословляет новую жизнь, ту жизнь, в которой ему нет места, новую юность:  
    Цветите, юные! И здоровейте телом!  
    У вас иная жизнь, у вас другой напев.  
    Мы живем в переломную эпоху. И опять идем по кругу. Россия уходящая — и Россия новая. И снова у людей возникает ощущение осиротелости и неприкаянности. И не поэтому ли так пронзительно звучит сегодня есенинское:  
    Не ты ль так плачешь в небе,  
     Отчалившая Русь?

5ballov.com.ru 

Информация о работе Тема родины в творчестве А.Блока