Тема любви в творчестве В.В. Маяковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:58, реферат

Описание работы

Цель моего реферата: рассмотреть и изучить тему любви в творчестве В.В. Маяковского.
Задачи:
1) Изучить биографию поэта.
2)Проанализировать любовное творчество В.В. Маяковского.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Основная часть…………………………………………………………………6
2.1 Тема любви в творчестве В.В Маяковского ……………………………..…6
III. Заключение…………………………………………………...……………....21
IV. Список литературы…

Работа содержит 1 файл

реф иол.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

Хакасский Государственный Университет им. Н.Ф.Катанова

Институт  Филологии и журналистики

Кафедра стилистики русского языка и журналистики 
 
 

Реферат

По дисциплине: История русской литературы

ТЕМА  ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.В. МАЯКОВСКОГО 
 
 

Выполнила:

                                                                                                      Студентка 3 курса группы Ж

Шестопалова Н.С.

                                                             Проверил:

  Грибков А.Г 
 
 
 
 

Абакан, 2011 год

Содержание:

I. Введение…………………………………………………………………………3

II. Основная часть…………………………………………………………………6

2.1 Тема любви  в творчестве В.В Маяковского  ……………………………..…6

III. Заключение…………………………………………………...……………....21

IV. Список литературы……………………………………………………….... 23

 

Введение

    Владимир Владимирович - один из моих любимых поэтов. Маяковский - предтеча, певец и жертва октябрьской революции 1917 г. Он воспевает, описывает, выражает создаваемыми образами переживаемый им самим мир, свое мировоззрение. Творчество поэтов всегда интересно. Изменяется человек, изменяется общество -- появляются те или иные стихи, отражающие его мысли, а значит и, так или иначе, общества, в котором он живет. Поэтому биография поэта всегда помогает понять смысл его произведений, посмотреть на мир, события его глазами.

    Маяковский  и любовная лирика. Раньше я считала, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского  обычно обращают внимание на его гражданские  и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется желанием представить автора как главного поэта революции. К счастью, за последние  годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по новому взглянуть на жизнь и  творчество Маяковского. Причем, чем  больше я узнаю о Маяковском как  о человеке, тем интереснее он мне  становится его творчество. Настоящим  откровением для меня стала любовная лирика Маяковского.

    Тема  личной жизни известных писателей  и поэтов всегда интригующая, потому что очень интересно рассматривать  их творчество в определенные моменты  их жизни. В. Маяковского долгое время  считали поэтом, воспевающим революцию, советский строй. Всю специфику  его творчества в советской литературе связывали со стихами-агитациями. Поэт был одним из самых талантливых  футуристов. Своих современников  В.Маяковский поражал «своеобразием  формы, оригинальностью синтаксиса, смелостью инверсий, непривычной  вещностью образов, … жестокой остротой мотивов». Поэтому и такая традиционная тема, как любовь, лирика в творчестве поэта не традиционна, неожиданна. «Он  хотел невозможного. Его чувства  были преувеличены… Люди и страсти  в его сознании принимали грандиозные  очертания. Если он писал о любви - любовь была громадной».

    Цель  моего реферата: рассмотреть и изучить тему любви в творчестве В.В. Маяковского.

    Задачи:

    1) Изучить биографию поэта.

    2)Проанализировать  любовное творчество В.В. Маяковского.

    Оценивая  свой первый опыт сочинения стихов, Маяковский в автобиографии пишет: «Третья гимназия издавала нелегальный  журнальчик «Порыв». Обиделся. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и  в такой же степени безобразно…  Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим «социалистическим  достоинством», бросил вовсе». Именно это своеобразное стеснение писать лирику, выглядеть как все, повлияло в дальнейшем на отражение поэтом в стихах темы любви.

    Любовь. Неисчерпаемость этой темы очевидна. Во все времена, судя по дошедшим до нас сказаниям и преданиям  разных народов, она волновала сердца и умы людей. Любовь - это самая  сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти  всего один шаг, а потому, что «ни  просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В любви невозможно быть мелочным и бездарным - здесь требуются  щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в  изобилии наделила нас природа, и  что неразумно мы растрачиваем и  притупляем в нашей суетной жизни. Поэты и писатели, философы и мистики, художники и композиторы разных эпох обращались к этой вечной теме, пытаясь средствами своего жанра  выразить очарование, гармонию, драматизм  любви, постичь ее тайну. Тема любви  в творчестве великих поэтов всегда актуальна, потому что она как  ничто иное позволяет так глубоко  прочувствовать их внутренний мир и  состояние души. Сегодня человечество располагает колоссальным историко-литературным материалом для осмысления феномена любви.

    Хотя  ранняя русская литература не знает  таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы, но в конце XIX - начале XX века тема любви  врывается в русскую литературу с вулканической энергией. За несколько  десятилетий в России о любви  пишется больше, чем за несколько  веков. Причем литература эта отличается интенсивными поисками и оригинальностью  мышления. Я хотела бы остановиться, к сожалению, только на одном из них - Владимире Владимировиче Маяковском.

    Глубину своей любви, величину страданий  поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме  звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить  твой уходящий свет».

 

     1. Тема любви в  творчестве Маяковского  В.В.

    О любви В.Маяковский писал в дневнике: «Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь -- это сердце всего». Этот тезис поэт переносил и в творчество, отражая его в различных вариантах, даже рассматривая любовь не только как отношения мужчины и женщины, но и шире любовь ко всему миру, построенная на основе этих отношений, любовь к партии, строю и т.п. 
Против обывательщины в любви, о личном в отношениях людей В.Маяковский говорит и в стихах 1915 г. Например, в стихотворении «Военно-морская любовь» поэт описывает любовь миноносца и миноносочки с печальным финалом. После вмешательства «медноголосины» в отношения любящих сердец, после удара по ребру миноносьему овдовела миноносица. Стихотворение отражает и личное понимание автора, выступление против мещанства в любви. Музой поэта считается Лиля Брик. Ей он посвящал ранние лирические стихи (Лиличка! Вместо письма, 1916 г.):

    И в пролет не брошусь, 
И не выпью яда, 
И курок не смогу над виском нажать. 
Надо мною, 
Кроме твоего взгляда, 
Не властно лезвие ни одного ножа…

    Глубину своей любви, величину страданий  поэт раскрывает понятными всем строками: «Ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени», «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий свет».

    Лиле  Брик посвящена поэма В.Маяковского  «Облако в штанах». Познакомились  они в 1914 г. Осип Брик, первый муж  Л.Брик, был поклонником творчества В.Маяковского. Именно он издал «Облако  в штанах» отдельной книжкой  на свои деньги.

    Биограф Маяковского отмечает, что с Лилей  поэта «связывало какое-то мистическое  чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине… Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой. Ведь Маяковский скорее хотел быть «горлопаном» и «бунтарем» и многим действительно таким и казался, однако в душе он был человеком ранимым и даже не уверенным в себе. Тем, кто слушал выступления Маяковского, кто восхищался его бравадой, громовым голосом, задором, это могло показаться выдумкой. Его огромная фигура казалась воплощением силы. Но, тем не менее, как и многие люди искусства, в глубине души Маяковский постоянно нуждался в заверениях в своем величии. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и уж подавно не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.

    Катанян В.А., биограф В. Маяковского, собрал и опубликовал в 1993 г. В сборнике «Имя этой теме: любовь» воспоминания женщин, близких Владимиру Владимировичу, сыгравших более или менее  заметную роль в жизни поэта. Среди  них: Софья Шамардина, Маруся Бурлюк, Эльза Триоле, ее сестра Лиля Брик, Наталья  Брюханенко, Наталья Рябова, Галина Катанян и Вероника Полонская, Елизавета  Зибер, Татьяна Яковлева. В.Маяковский влюблялся не один раз.

    О своей любви к Яковлевой поэт говорит в стихах «Письмо товарищу Кострову о сущности любви». Любовь В.Маяковского готова сметать все  преграды. Он сравнивает ее со стихийным  бедствием, порожденным «ураганом, огнем и водой»:

    Нам 
Любовь не рай да кущи, 
Нам 
Любовь 
Гудит про то, 
Что опять 
В работу пущен 
Сердца 
Выстывший мотор.

    «Эмигрантка»  и «невозвращенка» - так говорили о Т.Яковлевой современники поэта. Эта история любви полна трагизма. Лучший советский поэт может влюбиться  в русскую эмигрантку? Это не по-советски. Поэтому и стихи, написанные Маяковским о ней, посвященные ей долгое время  не публиковались. Отражая свое восхищение любимой Маяковский писал:

    Вы  и нам 
в Москве нужны, 
не хватает 
длинноногих.

    Татьяна Яковлева вызвала у поэта большое  чувство, он посвятил ей поразительные  по силе стихи:

    Ты  одна мне 
ростом вровень, 
стань же рядом 
с бровью брови... 
Ревность, 
жены, слезы... 
ну их! - 
вспухнут веки, 
впору Вию. 
Я не сам, 
а я 
ревную 
за Советскую Россию.

    Что касается места темы любви в творчестве Маяковского, то А.Субботин в книге  «Горизонты поэзии» доказывает, что  мотив возвышения любви пронизывает  все творчество поэта. Потому что  не только поэт такого масштаба, но и любой «человек не может «просто жить» и «просто любить». Ему нужно понять, осознать, объяснить себе и другим, почему он живет и любит так, а не иначе…».

    Любовь  у Маяковского сочетала «личное  и общественное». Гипербола была доминантой стиля Маяковского. Его  страсти были также гиперболичны, как и образы. Если он любил, это  была немыслимая любовь. Его любовная лирика, рисующая неразделенную любовь мучительна до крика, до истерики.

    С появлением в печати «Облака в  штанах» («Тринадцатый апостол») в русской  поэзии произошло событие отнюдь не рядовое. Поэма 22-летнего Маяковского  покушалась на основы буржуазного миропорядка  и предсказывала скорый приход революции. По словам самого поэта, она явилась  результатом «выкрепшего сознания близкой революции».

    Свою  поэму Маяковский начал еще в  первой половине 1914 года, после посещения  Одессы во время черноморского турне. В Одессе Маяковский влюбился в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного  обаяния и сильного характера. Влюбился безответно, страдал от этого, и уже  по дороге в следующий город в  вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы…Затем был большой  перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда наступило прозрение  относительно войны, когда поэту  открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению  работы над поэмой, но уже в ином понимании жизни вообще. Любовная драма перерастала в драму  жизни. Сам поэт так определил  смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш  строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей». Закончена  поэма была к июлю 1915 года.

    В самом начале поэмы, в ее предисловии, утверждается наступательная мощь молодости:

    У меня в душе ни одного седого волоса,И старческой нежности нет в  ней!Мир огромив  мощью голоса,Иду - красивый, двадцатидвухлетний.

    Молодость и любовь идут рядом. Тема любви является основной в первой главе поэмы. Любовная драма, служащая завязкой сюжета, необычна. В любовном треугольнике нет преуспевающего счастливого соперника, которого полюбила Мария. Она вообще не говорит при  объяснении - любит или не любит, она только сообщает: «Знаете, я выходу замуж». Она - Джоконда, «которую надо украсть!». Ее украли, купили, прельстили богатством, деньгами, комфортом… Любое из этих предположений может быть верным. В треугольнике третьим персонажем включен буржуазный жизнепорядок, где  отношения между мужчиной и женщиной основаны на выгоде, корысти, купле-продаже, но не на любви. Здесь Маяковский типизирует явление, уходит от реального факта, так как Мария Денисова не выходила тогда замуж, это произошло позднее. И брак ее не был браком по расчету: другая судьба, другой характер. И вообще героиня поэмы - образ собирательный (хотя в самом начале работы над  поэмой Маяковский писал именно о  Денисовой). Имя Мария, как считает  поэт, подходит к нему больше, чем  какое-либо другое, оно кажется ему  наиболее женственным.

    Герой поэмы глубоко страдает. Страдание  и отчаяние толкают его к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая  способна затопить человека, увлекая  его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры:

Информация о работе Тема любви в творчестве В.В. Маяковского