Тема любви в творчестве В.В. Маяковского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:58, реферат

Описание работы

Цель моего реферата: рассмотреть и изучить тему любви в творчестве В.В. Маяковского.
Задачи:
1) Изучить биографию поэта.
2)Проанализировать любовное творчество В.В. Маяковского.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………3
II. Основная часть…………………………………………………………………6
2.1 Тема любви в творчестве В.В Маяковского ……………………………..…6
III. Заключение…………………………………………………...……………....21
IV. Список литературы…

Работа содержит 1 файл

реф иол.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

    Даже 70 лет спустя после той революции  мы по сей день на себе ощутимо испытываем актуальность поднятых Маяковским в  этой поэме проблем, буквально во всем, начиная от темы любви и  быта и кончая перестройкой сознания, перестройкой мышления. В этой связи  можно сказать, что поэма Маяковского  «Про это» современна по содержанию и  для нее, в связи с такими же коренными изменениями в обществе, начинается новая жизнь. Потому что  нам, как и тогда, нужно бороться за будущее, «втаскивать» будущее в  настоящее. Именно об этом говорит Маяковский, обращаясь в поэме к химику ХХХ века. А пережитки прошлого крепче всего и дольше всего держатся в быту. В чем-то мы ушли далеко вперед от описанного в поэме, а в чем-то еще не сделали и шага. 
Поэма в условиях советской России в 20-30 годы ХХ века развивалась и другими поэтами, среди которых были Есенин, Пастернак, Ахматова, Цветаева. Есть у них, при всех различиях между ними, нечто объединяющее, обусловленное временем революционных изменений в обществе. Однако при всем этом все-таки при сравнении, к примеру, поэм Маяковского "Про это" и Есенина «Черный человек», обнаруживается, что поэма Маяковского в социально-историческом и философском плане значительно масштабнее. Поэт далеко опережал свое время, уловив и отразив в поэме едва заметные ростки будущего, чем и обусловлено в значительной степени непонимание и неприятие поэмы "Про это" современниками. При сравнении с Цветаевой и Пастернаком проявляется то же самое: «там, где Цветаева ставит точку и обрывает жизнь героини, а Пастернак вбирает, впитывает жизнь со всеми ее свойствами сегодняшнего дня истории, Маяковский идет дальше, мужественно исследует действительность во всей ее противоречивости и стремится в далекое будущее. Ему важна перспектива, » - пишет А.Н.Лурье. Поэтому поэтическая мысль Маяковского оказывается более действенной, поскольку исходит из конкретно-исторической оценки действительности. Он так и заявляет:

    Я ж с высот поэзии бросаюсь в коммунизм, 
Ибо нет мне без него любви.

    Для Маяковского традиционные «он и  она - баллада моя» оказывается узким, напряженно ищущая мысль поэта разрывает  эти рамки и от квартирного  мирка расширяется до масштабов  всей планеты, от любви к женщине  до проблем всечеловеческого общежития, от ХХ к ХХХ веку. Именно так и  возникло новаторское по структуре  произведение, синтезировавшее различные  жанровые разновидности поэмы. 
Маяковский по-новому подошел к проблеме личности в жизни и искусстве. Тему любви, относящейся к так называемой «чистой» поэзии, Маяковский отвоевал для социальной лирики: любовь и быт, любовь и семья, любовь и дружба, любовь и борьба за торжество коммунизма в атмосфере тех лет. Поэт, как гражданин своего времени и своей страны, демонстрирует, при каких условиях эта тема «вовек не износится», как должно измениться представление о любви, чтобы эта тема не стала мелкой. В этом отношении знаменательно у Маяковского его «Прошение на имя…», которое обогатило литературу замечательной поэтической программой будущего, в которой личное, интимное чувство возвеличивается, как могучий фактор единения человека с человечеством. Вот и получается, что идеал любви, утверждаемый Маяковским, неотделим от победы коммунизма. Этот идеал не имеет никакого отношения к любви, понимаемой как атрибут двуспальной кровати. Этот идеал возвышается до ощущения родства со всем трудовым человечеством, раздвигает рамки семьи. Такого понимания любви до Маяковского мировая лирика еще не знала.

    Остается  отметить значение поэмы «Про это» в развитии жанра. Это поэма не бытовая, а романтическая, утверждающая величие исключительности в любви, а не так называемой «свободной любви». На основании того, что в поэме главный интерес вызывают чувства, устремления, мысли, И.Машбиц-Веров характеризует поэму, как психологическую и философскую. Конечно, эта поэма во многом специфична, но она не стоит особняком в ряде монументальной поэзии, всегда художественно исследующей назревшие, узловые проблемы времени. Некоторые исследователи (А.Субботин) обозначают преемственную связь Маяковского с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Для последующих поколений поэтов Маяковский сам является образцом новаторского, смелого подхода к поэзии. Во всем этом и видится нам огромное значение поэмы «Про это» и ее новаторское жанровое своеобразие. 
Даже в предсмертном письме В.Маяковского упоминается любовь:

    Лиля, люби меня. 
Товарищ правительство, моя семья -- это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. 
Если ты устроишь им сносную жизнь -- спасибо. 
Как говорят -- 
«инцидент исперчен», 
любовная лодка 
разбилась о быт. 
Я с жизнью в расчете 
и не к чему перечень 
взаимных болей, бед и обид. 
Счастливо оставаться, Владимир Маяковский.

    12.4.30. 
 
Заключение

    В.Маяковского  долгое время считали поэтом, воспевающим  революцию, советский строй. Всю  специфику его творчества в советской  литературе связывали со стихами-агитациями. Поэт был одним из самых талантливых  футуристов. Своих современников  В.Маяковский поражал «своеобразием  формы, оригинальностью синтаксиса, смелостью инверсий, непривычной  вещностью образов, … жестокой остротой мотивов». Поэтому и такая традиционная тема, как любовь, лирика в творчестве поэта не традиционна, неожиданна. «Он  хотел невозможного. Его чувства  были преувеличены… Люди и страсти  в его сознании принимали грандиозные  очертания. Если он писал о любви - любовь была громадной» .

    Подводя итог, хочется сказать, что русская  литература XIX - XX веков постоянно  обращалась к теме любви, пытаясь  понять ее философский и нравственный смысл.

    На  примере произведений Маяковского  рассмотренных в реферате, я попыталась раскрыть тему любви в литературе и философии.

    О любви В.Маяковский писал в дневнике: «Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь -- это сердце всего». Этот тезис поэт переносил и в творчество, отражая  его в различных вариантах, даже рассматривая любовь не только как  отношения мужчины и женщины, но и шире любовь ко всему миру, построенная  на основе этих отношений, любовь к  партии, строю и т.п.

    Цель  моего реферата достигнута. Исследовав биографию и любовную лирику В.В.Маяковского  мы пришли к выводам, что любовь -- постоянная лирическая тема поэзии. Но за счет специфики стиля, гиперболизма у В.Маяковского она приобретает  нетрадиционный оттенок. Кажется, что  поэт говорит понятно, понимает, чувствует  как все, но выражает это какими-то другими словами, как-то иначе. Обычно поэты используют природу для  описания, подчеркивания чувств. У  Маяковского в произведениях  нет пейзажа, нет природы. Это  делает даже нежные чувства какими-то грубыми, но не менее сильными. За гиперболическими, футуристическими образами, отражениями скрывает обычный романтик с ранимой душой.

    Как бы ни относиться к его творчеству, оно окрасило целую историческую эпоху. Стихи Маяковского будут  изучать и в новом тысячелетии, о котором он мечтал в своих  произведениях.

    Маяковский  считал, что грубость, пошлость, лицемерие  окружающего мира способны извратить  чувства человека, погубить их даже в самый момент зарождения. Именно поэтому он ненавидел и активно  боролся с обывательским миром, безжалостно бичуя и высмеивая  все его несовершенство. И в  то же время этот замечательный поэт верил, что настоящая любовь -- бесконечно сильна, всемогуща, ее не могут испугать ни быт, ни обиды, непонимание, она способна постоять за себя, потому что это  не эгоистичное чувство, а дар, жертва другому, близкому и дорогому для  тебя человеку.

 

Литература

1. Большая школьная  энциклопедия. 6-11 кл. - Т. 1. - М., 1999. 
2. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. - М., 1983. 
3. Кореневская Е. Любовная лодка разбилась о быт: Лиля Брик -- единственная муза. Большое сердце поэта. Две смерти. // Сайт: Аргументы И Факты. 
4. Лурье А.Н. Лирический герой в поэмах Маяковского. Лекция.- Л., 1972. 
5. Машбиц-Веров И. Поэмы Маяковского. - М., 1963. 
6. Маяковский В.В. Стихотворения. - Л., 1973. 
7. Метченко А. Творчество Маяковского. 1917-1924 гг. - М., 1954. 
8. Нянин А. Жанровое своеобразие поэмы В.В.Маяковского "ПРО ЭТО"// Уральский государственный университет им. А.М.Горького, Филологический факультет, кафедра литературы // Сайт: Пресс-Центр "Золотые Врата Урала". 2001. 
9. Перцов В. Маяковский: жизнь и творчество. т.2. (1918-1924г). - М., 1976. 
10. Петросов К.Г. Творчество В.В.Маяковского. - М. 1985. 
11. Русские писатели ХХ века: Библиографический словарь. - Т1. - М., 1999. 
12. Субботин А. Горизонты поэзии. - Свердловск, 1984. 
13. Тимофеев Л. Поэтика Маяковского. - М., 1941. 
14. Энциклопедия для детей. - Т. 9: Русская литература. - Ч. 2: ХХ век. - М., 1999.

Информация о работе Тема любви в творчестве В.В. Маяковского