Тема судьбы поэта в цикле стихотворений Анны Ахматовой «Из заветной тетради»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:55, реферат

Описание работы

Моя задача состоит в том, чтобы описать авторский замысел и построение цикла и проследить развитие темы судьбы поэта в центральном для цикла стихотворении: «Все ушли, и никто не вернулся…».
Были изучены:
1) оказавшаяся доступной литература об Ахматовой и ее творчестве (список литературы прилагается);
2) биография Анны Ахматовой;
3) тексты стихов цикла.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

    На мысль о том, что лирическая героиня и есть сам поэт, нас наталкивают строки о «немоте», о «священном глаголе», об осквернении «пречистого слова». Ведь только для поэта самое страшное – это запрет писать, запрет печатать и говорить о том, что живет в голове и в душе и так просится наружу.

  Проанализировав почти каждую строку стихотворения, определив, что лирическая героиня  и есть поэт, можно составить представление о том, какая судьба была суждена поэту в сталинскую эпоху.

  Тяжелая судьба, которая выпала на долю лирической героини, была характерна, как мы знаем. для судеб всех поэтов и писателей, пытавшихся противостоять целой системе, властям и пытаться говорить открыто. Об этом свидетельствуют судьбы Н.Гумилёва, О.Мандельштама, Б.Пильняка, М.Булгакова, А.Платонова, Е.Замятина, Шакарима и др.

  Обратим внимание на повествовательность стихотворения. Здесь, как видно из приведённых  ранее цитат, лишь фиксируются события  в судьбе лирической героини, они  называются, перечисляются, число их всё множится, а прямого описания чувств и переживаний нет. Это и есть приметы «протокольности стиля». Она служит доказательством сдержанности чувств, умения взглянуть на себя и происходящее со стороны. Это свойство силы духа, владения собой.

  Так сочетание эпического и лирического  начал в стихотворении помогает характеристике образов и лирической героини, и эпохи (опять одновременно, опять при минимуме художественных средств и максимуме смысловой нагрузки на них).

  Характерно, что стихотворение «Все ушли, и  никто не вернулся…» обозначено самой Ахматовой номером 9, тогда как стихотворений, как уже отмечалось, в цикле всего 17. Вырисовывается схема 8+1+8, и это его центральное положение теперь может быть воспринято как смысловой центр цикла.

  Таким образом, проведенное нами исследование выявило основные черты структуры цикла «Из заветной тетради» и позволяет судить о развитии темы судьбы поэта в стихотворении «Все ушли, и никто не вернулся…» и о роли этого стихотворения в цикле «Из заветной тетради».

  Тема  судьбы поэта развивается в стихотворении в сложной родо-жанровой форме, соединяющей лирическое, эпическое и драматургическое начала. Ахматова использует интертекстуальность. Тема развивается в единстве мотивов разлуки, одиночества, утрат, горя, безумия, обречённости на жертву и смерть, а также многих других.

  Литературоведами (2, 7, 8 и др.) установлено, что для поэтики Ахматовой 50-60-х годов в целом характерны среди других следующие черты:

  - протокольность;

  - внимание к деталям;

     - немногословность, лаконичность выражения.

  Рассмотренное стихотворение создано в русле данных стилевых черт. Однако оно позволяет сделать заключение о том, что своеобразие их соединения и использования придаёт яркую индивидуальность каждому отдельному произведению поэта и позволяет поэту добиваться различных конкретных результатов. Так, благодаря показу индивидуальной судьбы лирической героини и авторской установке на обобщение, в стихотворении «Все ушли и никто не вернулся…» не только прослежена судьба поэта в сталинскую эпоху, здесь также создаётся образ социально-исторического времени. Эта задача решается на примере показа судьбы лирической героини-поэта, не раз по причине исторических обстоятельств пережившей трагедию любви и творчества.  
 
 
 
 

  Список  использованной литературы: 

  1.Зленько  Г.Я. История русской литературы ХХ века. Часть II. - Алматы, 2004.

  2. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой. М.: Изд-во Моск-го универ-та, 2000.

  3. Ахматова А. Поэма без героя.  – Сочинения в 2-х тт. – Т.1. - М.: «Правда». – 1990.

  4. Ахматова А. Все ушли, и никто не вернулся… - Сочинения в 2-х тт. – Т.1. - М.: «Правда». – 1990.

  5. А.Пушкин. Пророк. -

  6. Ахматова А. Реквием. – А.Ахматова. Сочинения в 2-х тт. – Т.1. - М.: «Правда». – 1990.

  7. Кихней Л. Поэзия Анны Ахматовой. Тайны ремесла. – М., 1997

  8. Симченко О. Тема памяти в творчестве Анны Ахматовой // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. Том 44, № 6, 1985

Информация о работе Тема судьбы поэта в цикле стихотворений Анны Ахматовой «Из заветной тетради»