Томас Мор и Томмазо Кампанелла

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:28, реферат

Описание работы

Некоторые литературные явления исчерпываются потребностями времен и государств, в атмосфере которых они появились. Художественный процесс без их неосуществим так же. Сыграв свою роль, они попадают в историю литературы. Одно из таковых явлений – утопия. Само определение слова утопия - есть невозможная мечта, в какой выражаются разные идеалы общества и устремления.

Содержание

1) Введение
2) «Утопия» Томаса Мора
3) Томмазо Кампанелла и «Город Солнца»
4) Общность идей Мора и Кампанеллы
5) Заключение
6) Перечень литературы

Работа содержит 1 файл

Томас Мор и Томмазо Кампанелла.docx

— 28.34 Кб (Скачать)

Томас Мор и Томмазо  Кампанелла  

 

СОДЕРЖАНИЕ:

1) Введение 

2) «Утопия» Томаса  Мора 

3) Томмазо Кампанелла  и «Город Солнца» 

4) Общность идей  Мора и Кампанеллы 

5) Заключение 

6) Перечень литературы 

ВВЕДЕНИЕ

Некоторые литературные явления исчерпываются потребностями  времен и государств, в атмосфере  которых они появились. Художественный процесс без их неосуществим так  же. Сыграв свою роль, они попадают в  историю литературы. Одно из таковых  явлений – утопия. Само определение  слова утопия - есть невозможная  мечта, в какой выражаются разные идеалы общества и устремления.

Во всех утопиях  проходит мысль, что в будущем  население земли не будет знать  деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь  общие интересы.

Утопия - это "царство  будущего", которое человек создает  себе в грезах. Это то наилучшее  будущее, ради которого человек борется, живет.

Первые европейские  утопии XVI—XVII веков произвели мощное действие на разум и воображение. Но они не были самыми ранешними. Мечты  о счастье, об безупречном устройстве общества давно тревожили разумы апостолов, низов и элиты.

Например, в диалоге  “Государство” Платон выступает  убежденным противником тирании  и олигархии, смертной экзекуции  и произвола власти. Но гуманизм его антидемократичен. Полного равенства  не быть может, люди неравны от природы. Правительство должны возглавить разумнейшие  — ученые-философы, создающие законы. Их охраняют воины. В самом низу —  торговцы, ремесленники, земледельцы, которые и распоряжаются материальной собственностью. Но основная их обязанность  — снабжать высшие группы всем требуемым.

Суть утопической  мечты Платона — в ликвидации раздоров и борьбы снутри господствующего  класса рабовладельцев. Он желает возвратиться не к первобытной общине, а к  наиболее близкому прошлому. А потом  — никаких сдвигов, никакого развития, все установлено навеки при абсолютном разделении умственного и физического  труда.

Но все таки 1-ые представления об утопии соединены  для почти всех с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Они были прогрессивными мыслителями и писателями, детками  эры Возрождения, когда Западная Европа, потрясаемая антифеодальными  движениями, вошла в стадию начального развития капитализма, когда техника  и наука отправь вперед, когда  мысль обгоняла реальность в поисках  нового.

Теории Мора и Кампанеллы подразумевают возможность  построения совершенного общества на базе не только имеющихся орудий и  форм производства, но и публичных  отношений, что отрицалось почти  всеми мыслителями задолго до утопистов. В их концепциях вольно либо невольно прослеживается желание законсервировать существующую ступень публичного развития, но только некординально видоизменить формы соц отношений.

Чтобы стало  понятнее, на чем основывались утопические  теории мыслителей средних веков, хочу разглядеть произведения более видных европейских утопистов и понять истоки их мировоззрения.

ТОМАС МОР и его УТОПИЯ

Томас Мор был  человек огромного разума и широкой  эрудиции, один из блистательных гениев, которых подарила миру эра Возрождения - писатель-гуманист, мечтатель и  мыслитель, юрист, политический деятель, дипломат и богослов.

Он родился 7 февраля 1478 года в Лондоне, в незнатной, но зажиточной семье. Он получил глубочайшее  и разностороннее образование, при  этом около 2-ух лет провел в Кентерберийском  институте Оксфордского института, а Оксфорд на рубеже XV-XVI веков  был центром гуманизма в Великобритании. По настоянию отца Томас Мор оставил  институт, и заняться исследованием  юридических наук. В 1502 г. он стал адвокатом  и в качестве такового скоро заполучил  в Лондоне огромную популярность.

В 1504 году двадцатишестилетний  Мор был избран в парламент  как член палаты общин. Но скоро он обязан был бросить политику - опосля того, как смело выступил в парламенте против короля, требовавшего для себя новейших субсидий, и семья Мора подверглась за это репрессиям. К  парламентской деятельности Мор  возвратился лишь спустя 6 лет.

Мор остро чувствовал жестокость и безнравственность  социальной несправедливости. Но Мор  не знал, как убить соц зло, но народное восстание для него не было достижением данной цели.

В мае 1515 года Мор  как представитель Сити был включен  в состав королевского посольства во Фландрии. Во время поездки он познакомился с выдающимся нидерландским гуманистом Петром Эгидием, чье имя он увековечил в “Утопии”. Эгидий, как и Эразм, стал одним из ближайших друзей Мора. Тогда же, во время собственного путешествия во Фландрию, Мор начал  работу над самым известным своим  произведением – “Утопией”. А  осенью 1516 г. стараниями друзей - Эразма и Эгидия - рукопись была опубликована под заглавием “Золотая книжечка, столь же нужная, как и смешная, о наилучшем устройстве страны и  о новом полуострове “Утопии”.

Книга написана в популярном в то время жанре  “рассказа путешественника”. Мореплаватель  ведает создателю и иным лицам  о разных народах и странах, в  том числе об полуострове Утопии.

В первой части  сочинения Мор резко критикует  ограждения кровавое законодательство современной ему Великобритании. Порицая бессмысленную жестокость бессчетных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор ставит вопросец о причинах преступности. Основная причина всех пороков и  бедствий, считал Мор, – личная собственность, из-за которой появляются противоречия интересов личности и общества, праздности и изнурительного труда, роскоши  и бедности; она порождает преступления.

Автор “Утопии” одним из первых выделил и то, что сложность и запутанность законодательства отвечают интересам  богачей и ориентированы против трудящихся. Уже сами условия жизни  обычного народа, его положение не дают способности разобраться в  сложном законодательстве, истолковать  и понять его запутанные положения.

Во 2-ой части  книжки описываются учреждения и  нравы обитателей острова Утопии, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии. В Утопии общее  имущество и всеобщая обязательность труда; это коренным образом различает  их публичный и политический строительных от остальных стран.

Утопия –  типичная федерация 54 городов. Утопийский сенат дискуссирует общие дела острова  – перераспределение товаров, рабочей  силы, прием иностранных посольств  и др.

Устройство и  управление каждого из городов схожи. В городке 6000 семей; в семье –  от 10 до 16 взрослых. Любая семья занимается определенным ремеслом. Для работы в прилегающей к городку сельской местности образуются “деревенские семьи” - от 40 взрослых, в каких обитатель  городка должен проработать более 2-ух лет.

Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей  избирают на год филарха; во главе 10 филархов стоит протофиларх. Протофилархи избираются из числа ученых. Они  образуют городской сенат, возглавляемый  князем. Князь (принцепс) избирается филархами  городка из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, ежели он не заподозрен в стремлении к тирании. Более принципиальные дела городка решают народные собрания; они же избирают огромную часть должностных  лиц и заслушивают их отчеты.

Описывая государственные  учреждения Утопии Мор во многом следовал древним образцам, привнося свои некие  конфигурации. Органы власти Утопии осуществляют общее управление народным хозяйством и образованием. Должностные лица избираются из среды ученых; создаются  особые учреждения для координации  производства и употребления.

В Утопии существует терпимость к разным религиозным  течениям. Там много сект и религий. Но запрещено возбуждать религиозный  фанатизм, осуждать верования остальных.

Государство стремится  обойтись без запретов, ограничивающих свободу людей. Есть публичные столовые, но можно готовить еду дома. Обширно  употребляются поощрения тех, кто  делает что-то полезное для общества. Совместно с тем обязанность  сифогрантов – следить, чтоб никто  не посиживал праздно, а чтоб каждый усердно занимался своим ремеслом.

Оригинальны рассуждения  Мора о праве в Утопии. Так как  в Утопии нет личной принадлежности, споры меж жителями редки и  преступления немногочисленны; потому им не нужно сложное законодательство.

Также создатель  своеобразно решает делему наказания. За кражу не казнят, а обращают в  “рабство”, другими словами заставляют к публичным работам 

Это рабство  – совершенно не то рабство, которое  было понятно Древнему миру, – оно  не на всю жизнь и не наследственно. Рабами стают также военнопленные, взятые с орудием в руках, и  осужденные на казнь преступники, купленные  в остальных странах. Рабы закованы в золотые цепи и выполняют  противные работы. Но рядом с ними трудятся вольные утопийцы, добровольно  выполняющие грязные работы. Основная мысль Мора в том, что принудительные работы – наиболее гуманная мера наказания, чем обширно распространенная в  его время смертная казнь.

К войнам Мор  относился резко отрицательно. Политике монархов, помышлявших в основном о завоеваниях, он противопоставлял миролюбие.

Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум и вариант.

Вскоре опосля опубликования данной книжки британский повелитель Генрих VIII приблизил к  себе Мора, назначая его на высочайшие государственные должности вплоть до высшей – лорда-канцлера.

Книга эта, очень  смелая для XVI века, в наше время кажется  доверчивой, так как мы, в нашем  демократическом строе, далековато ушли от того "идеального" строя, о котором грезил канцлер Генриха VIII. За четыре века, которые отделяют нас от данной первой настоящей утопии, утопий было сотворено такое неописуемое  количество, что пришлось бы написать целые тома, чтоб лишь перечислить  их. И, хотя в базе всех утопий лежит  благоденствие населения земли, все они существенно разнятся.

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА И ГОРОД СОЛНЦА

Последующие теоретики  ранешнего социализма испытали на себе мощное влияние ”Утопии”, в том  числе и новейших идей о государстве  и праве.

Дальнейшее распространение  утопического социализма в Европе соединено  с именованием Джованни Доменико Кампанеллы, создателя ”Города Солнца”, известного итальянского философа, социолога  и литератора.

Он родился  в 1568 году на юге Италии, в Калабрии, которая находилась под гнетом испанской  короны. В пятнадцать лет, вопреки  воле отца, который грезил созидать его дипломированным юристом, он постригся в монастырь доминиканцев под именованием Томмазо. Начинаются упорные занятия философией и  теологией, исследование работ Аристотеля и Фомы Аквинского. На полках монастырских библиотек он находит труды Демокрита  и Платона, по-своему осмысливает  их. Больший его энтузиазм вызвала  философия итальянца Бернардино Телезио, яростного противника схоластики Аристотеля, работы которого были включены церковной церковью в перечень запрещенных  книжек. Кампанелла открыто защищает идеи Телезио и публикует философские  сочинения. Таковая дерзость не могла  пройти безнаказанной, и экзекуция  заинтересовалась Кампанеллой. Он показал себя как противник Реформации и приверженец как церковной, так и светской власти папы; экзекуция закрыла глаза на почти все его прегрешения.

Кампанеллы всерьез  занимался астрологией, что сыграло  значительную роль в его жизни  и деятельности. В 1597 году он возвратился  на родину и, основываясь на положении  звезд, предсказал победоносное восстание  против власти испанских Габсбургов. Вообщем, возмущение произволом иноземцев  обхватило тогда все слои Калабрии, и Кампанелла возглавил заговор, к которому примкнули и дворяне, и монахи, и фермеры, и разбойники. Но испанцев предупредили, и верхушка заговора была схвачена. Попал в  неаполитанскую тюрьму и Кампанелла. Его выручило от смертного приговора  лишь то, что его объявили еретиком. В 1602 году Кампанеллу осудили на пожизненное  заключение, и он провел в разных тюрьмах выше 20 7 лет.

Утопия ”Город Солнца, либо Безупречная Республика. Поэтический диалог” была написана на латыни в тюрьме, в 1602 году, а опубликована в первый раз в 1623 году. И на данной утопии лежит отпечаток собственного времени, его мучений и заморочек.

На сумрачном  горизонте драматической жизни  тогдашней Италии Правительство  Солнца возникает как светлое  видение. Где-то в Индийском океане, в некоей неизвестной земле возвышается  гора, на которой построен красивый лучезарный город. Стенки его украшены расчудесной и поучительной живописью, строения светлы и поместительны. Там  воплотились свещенные мечты  о человеческом счастье, ибо там  нет личной принадлежности и все  выстроено на базе естественных законов  природы. Кампанелла считал, что в  обществе, основанном на общей принадлежности, сохранится правительство. Он изображает совсем новенькую компанию гос власти, не имеющую аналогии в истории.

Информация о работе Томас Мор и Томмазо Кампанелла