Томас Мор и Томмазо Кампанелла

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:28, реферат

Описание работы

Некоторые литературные явления исчерпываются потребностями времен и государств, в атмосфере которых они появились. Художественный процесс без их неосуществим так же. Сыграв свою роль, они попадают в историю литературы. Одно из таковых явлений – утопия. Само определение слова утопия - есть невозможная мечта, в какой выражаются разные идеалы общества и устремления.

Содержание

1) Введение
2) «Утопия» Томаса Мора
3) Томмазо Кампанелла и «Город Солнца»
4) Общность идей Мора и Кампанеллы
5) Заключение
6) Перечень литературы

Работа содержит 1 файл

Томас Мор и Томмазо Кампанелла.docx

— 28.34 Кб (Скачать)

Город Солнца —  теократическая республика, организованная по эталону монашеского Ордена и  отдаленно напоминающая правительство  старых инков. Во главе его стоит  мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены  три соправителя: Мощь, ведающий военным  делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь — продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они  выбирают низших должностных лиц, носителей  истинного познания, презирающих  схоластику — ”мертвые знаки вещей”.

В Городке Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете каждому предлагается высказаться  о том, какие есть в государстве  недостатки. На Большом Совете дискуссируются все принципиальные вопросцы жизни  страны.

Весьма оригинальны  мысли Кампанеллы о методах сочетания  демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот либо другой пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и  иными должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности  наиболее пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за либо против избрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией  должностных лиц. Должностным лицам  в свою очередь помогают советом  так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями.

В этом государстве  есть право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст  законов вырезан на колоннах у  дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом практически  только по вопросцам чести. Этот процесс  гласный, устный, стремительный. Для уличения в преступлении нужно 5 очевидцев. Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Источник человечьих зол — эгоизм. Создатель видит  возможность его искоренения, когда  все члены общества равны во всех отношениях. Общие столовые, однообразная одежда, общие декорации, общие дома, спальни и кровати . И ежели  уж все общее, то должны быть и общие  мужья и супруги, общие детки. С неописуемой дотошностью Кампанелла обрисовывает деторождение и половые  дела и обнаруживает практически  нескрываемое презрение к парной любви. Она для него быстрее допустимая забава, чем суровое чувство.

Женщины Городка  Солнца имеют те же права, что и  мужчины, они могут заниматься и  науками, и чем угодно. Они лишь освобождены от томных форм труда. “Общности  жен” соответствует ”общность мужей” на базе взаимного равенства.

В ”Городе Солнца”  есть отличие экономического и общественного  бытия по сопоставлению с ”Утопией”. Рабочий день сокращен до 4 часов, и  все таки изобилие налицо, ибо труд, как об этом в первый раз в истории  человеческой мысли додумывается Кампанелла, есть 1-ая потребность человека. Кампанеллу интересует неувязка выявления возможностей человека, хотя решает он её в фантастико-астрологическом  духе: природные склонности должны быть разгаданы через этот же гороскоп.

Моральное регулирование  публичной жизни Кампанелла ложит  на религию, но надеется на религию  далековато не во всем. Он разработал ряд  правовых и моральных санкций  нерелигиозного характера, время от времени очень ожесточенных, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора, указывает жителей  собственного страны способными взять  в руки орудие не только для защиты от наружных нападений. Уничтожить тирана — почетно. Прогнать вздорного и  ничтожного монарха — человечно.

Кампанелла пишет  о наболевшем. Он рисует безупречное, с его точки зрения общество, где  трудятся все и нет ”праздных  негодяев и тунеядцев”. За 27 лет  заключения он много размышлял о  неравенстве и о наилучшем  государственном устройстве.

Осмыслив окружавшую его реальность, он пришел лишь к  одному выводу: имеющийся государственный  строительных несправедлив. Чтоб люди жили лучше, его должен поменять иной, наиболее совершенный строительных. Где все люди равны меж собой.

ОБЩНОСТЬ  ИДЕЙ МОРА И КАМПАНЕЛЛЫ

По мнению почти  всех исследователей творчества социалистов-утопистов, в те времена люди еще не могли  представить реалии социализма, потому их утопии выходили слегка фантастичными.

Естественно, что  в XVI и XVII веках капитализм только набирал  обороты, общество еще не было готово для перехода к социализму. Не созрели  и предпосылки для этого перехода: ни производительные силы, ни производственные дела.

В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы идентичны. Они оба грезят о государстве, где бы все были равны меж собой. При этом равенство, описанное у  их, часто переходит всякие границы.

Так, у Мора люди представляют собой массу, потерявшую свою особенность. Никто не имеет  даже шансов выделиться: все должны идиентично одеваться, идиентично проводить  время, трудиться ровно по 6 часов  в день. Мировоззрение людей, фактически, никто не спрашивает.

Конечно, капиталистическое  общество с его неравенством и  эксплуатацией в которой степени  несправедливо. Но оно даёт людям  свободу, право выбора. Ежели человек  желает чего-то достигнуть в данной жизни, ежели он трудолюбив и способен, он достигает в данной жизни чего-то. Те же, кто не может достигнуть высот, оседают внизу. И таковых людей  большая часть. Само собой, это “серое”  большая часть согласно на жизнь  при утопии. Люди же достигшие чего-то в жизни, а их меньшинство, не желают быть как все. И им утопия не нужна.

В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не дозволяет сказать, что  все люди равны меж собой. Не считая того, даже законопослушные граждане совсем не равны меж собой, как  это пропагандируется. Дамы должны слушать мужей, детки – родителей, младшие – старших.

Кроме того, и  на Утопии, и в городке Солнца есть власть. Власть – это люди, наделенные возможностями решать судьбы остальных. И пусть эта власть изменяется каждый год, как у Мора. И люди, стоящие у власти, по собственному статусу не ниже, чем другие. Хотя бы поэтому, что они работают над  законами, а не на сельском поле.

И у Мора, и  у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества, где жизнь  людей со всех сторон ограничена и  размечена государством. Человек  не вправе сам решать, что ему  делать, а что нет.

Таким было эстетическое влияние утопий,— оно нигде  и везде. Тяжело найти его отдельные  проявления, но в любом высокохудожественном произведении искусства и литературы есть частица утопии — мечта о  совершенной человечности.

Наблюдая беспощадные  нравы позднего средневековья, социальные мыслители XVI и XVII веков направляли свои усилия не только на обоснование  незыблемости власти суверена, но и  на поиск наиболее совершенного типа публичного устройства, "какое по праву может называться государством".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В жизни Великобритании начала XVI и Италии начала XVII веков  были значительные черты сходства. Опосля бурного развития мануфактур, когда Италия являлась самой передовой  государством Европы, и передовой  не только в экономике, пришло время  упадка. Ориентация на наружный рынок  оказалась роковой: великие географические открытия и господство турок на востоке  Средиземного моря привели к перемещению  главных торговых путей и ожесточенному  экономическому кризису. Как в Великобритании во времена ”огораживании”, хотя и  по иной причине, тыщи людей - ремесленников, маленьких торговцев, работников мануфактур - не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство мучалось от варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества. Техническое развитие зашло в тупик, а меж тем  творческая деятельность людей пауки  длилась, и это приводило к  оппозиционности интеллигенции. И  в этих критериях утопизм, как  желание о разрубленном гордиевом  узле гибельных событий, был неизбежен.

Ранние социалисты-утописты Мор и Кампанелла сделали большой  вклад в развитие литературы не столько  своими суждениями, сколько глубочайшим  эстетическим смыслом собственных  утопий. ”Я считаю,— писал Томас  Мор в ”Утопии”,— что человеческую жизнь по её ценности нельзя уравновесить всеми благами мира”. На место  религиозного идеала пассивности и  смирения совместно с утопическим  социализмом приходит новый идеал  человека, который улучшает себя и  исправляет мир вокруг нас.

Казалось бы, что для всех людей и всех времен это царство грядущего обязано  рисоваться схожим, но в реальности этого никогда не было и не будет. Не только любая эра имела свою утопию, свою утопию имеет каждый люд, даже больше - каждый мыслящий человек.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Глобальная  история в 10 томах, Т.4. М.: И-во  Социально-экономической литературы, 1958.

2. История теоретической  социологии. В 5 т. Т.1. – М.: Наука, 1997.

3. Реизов Б.Г.  Итальянская литература XVIII в. М., 1966.

4. Статья Л.  Воробьева «Утопия и действительность» 

5. Кампанелла  Т. Город Солнца. М., 1980

6. Мор Т. Утопия. М., 1978

Информация о работе Томас Мор и Томмазо Кампанелла