Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:25, контрольная работа

Описание работы

Задание 1:
Установите, какой из основных законов логики  тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания, – нарушен в следующих примерах. Обратите внимание на то, что в одной и той же ситуации может быть нарушен не один логический закон, а несколько. Обоснуйте свой ответ – почему вы утверждаете, что в данной ситуации нарушен именно этот закон (законы), а не другой (другие).
1) Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.
Да, но одни умеют петь, а другие – нет.

Работа содержит 1 файл

Casestudy2.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

Ответ. Ложность основания. Красота у дочери не то же самое, что жалость у матери. Эти понятия противоречивы.

6) – Сними свою шляпу, – сказал Король Болванщику.

– Она не моя, – ответил Болванщик.

– Украдена! – закричал Король с торжеством и повернулся к присяжным.

Присяжные взялись за грифели.

– Я их держу для продажи, – сказал Болванщик. – Я Шляпных Дел Мастер. Знаете пословицу: сапожник без сапог, шляпник без шляпы…

(Л.Кэрролл «Алиса в Стране  Чудес»).

Ответ. Разные основания в аргументации тезиса о принадлежности шляпы. Демонстрация не достаточна для подтверждения связи основания с тезисом.

 

7) «… Они доказывают это при помощи следующего силлогизма: слова только ветер; знание же не что иное, как слова; следовательно, знание есть не что иное, как ветер»

(Дж.Свифт «Сказка бочки»).

Ответ. Ложное основание о том, что слова только ветер. Ложное основание – ложный тезис.

 

8) «Ах, батюшки мои! Да чем же он плут, скажи, пожалуйста! Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит; великим постом и чаю не пьет с сахаром – все с медом либо с изюмом. Так-то, голубчик! Не то, что ты. А если и обманет кого, так что за беда! Не он первый, не он последний; человек коммерческий. Тем, Антипушка, и торговля-то держится. Не помимо пословица-то говорится: «Не обмануть – не продать».

(А.Н.Островский «Семейная картина»).

Ответ. Тезис – «он не плут». Подмена тезиса в доказательстве.  Отрицается, что он просто плут, но утверждается, что он одновременно «плут в коммерции».  Одно утверждение одновременно истинно и ложно. Нарушен закон противоречия.

9) «Вначале я была совершенно невежественная. Первое время я, сколько ни билась, никак не могла уследить, когда водопад взбегает обратно в гору… теперь я знаю, что вода никогда не бежит в гору при свете – только когда темно. Я поняла, что она проделывает это в темноте, потому что озеро не высыхает, а ведь если бы вода не возвращалась ночью обратно на свое место, то оно непременно бы высохло. Самое лучшее – все проверять экспериментальным путем. С помощью экспериментов я установила, что дерево плавает, а также и сухие листья, и перья, и еще великое множество различных предметов; отсюда, делая обобщение, можно прийти к выводу, что скала тоже должна плавать, но приходится просто признать, что это так, потому что доказать это на опыте нет никакой возможности… пока что. Я, конечно, найду и для этого способ…».

 (М.Твен «Дневник Евы»).

Ответ.  Доказывается 2 тезиса: 1- «вода поднимается в темноте вверх» и 2-«скала тоже плавает». Аргументы не имеют достаточного основания. Гипотетичность одного из аргументов делает доказательство несостоятельным, несмотря на истинность другого аргумента. Ошибка называется - предвосхищение основания.

 

10) «Сганарель. – Мы, великие медики, с первого взгляда определяем заболевание. Невежа, конечно, стал бы в тупик и нагородил бы вам всякого вздору, но я немедленно проник в суть вещей и заявляю вам: ваша дочь нема.

Жеронт. – Так-то оно так, но я хотел бы услышать, отчего это случилось?

Сганарель. – Сделайте одолжение. Оттого, что она утратила дар речи.

Жеронт. – Хорошо, но скажите мне, пожалуйста, причину, по которой она его утратила.

Сганарель. – Величайшие ученые скажут вам то же самое: оттого, что у нее язык не ворочается»

(Ж.-Б.Мольер «Лекарь поневоле»).

Ответ. Ошибка. Круг в доказательстве.

11) «Один из придворных страшно страдал зубами; придворный этот был большой говорун. Вот он обратился к Балакиреву, не знает ли тот средства, как унять боль.

– Знаю и причину, знаю и средство, – сказал в ответ Балакирев.

– Скажи, ради Бога.

– У тебя болят зубы оттого, что ты их очень часто колотишь языком – это причина.

– Оставь глупости, пожалуйста, говори, какое на это средство?

– А средство, – чаще спи и как можно более.

– Почему так?

– Потому что язык твой во время сна находится в покое и не тревожит зубов»

(М.Г.Кривошлык «Исторические анекдоты  из жизни русских замечательных  людей»).

Ответ. Подмена тезисов. Основание - «Зубная боль» у придворного, а у Балакирева – «болтливость»  придворного – ложное основание. Соответственно ошибочны аргументы в доказывании тезиса «как унять боль».

 

12) Одним из выдающихся русских философов XIX-XX вв. был Лев Шестов. О его жизни и творчестве написано немало книг. Одна из них начинается такими словами: «Архитектоника коллажа. Склеить новый мир из наличного. Взорвать иллюзию глубины живописного полотна, одолеть плоскостное пространство реальностью объема весомой предметности. Со стороны трехмерного мира это жертвенная акция. Жертвоприношение в неподвижность. Фиксация предмета превращает его в фикцию. Вещь становится непереносимой. Двухмерность как бы проглатывает ее (коварство плоскости), обретая тем самым некоторую конфигурацию выпуклости, свои собственные складки, зазоры и трещины».

(Л.М.Морева «Лев Шестов». Ленинград:  ЛГУ, 1991. с.5.).

Ответ. Тезис должен быть сформулирован ясно и определенно. В данном примере непонятно, что и о ком доказывается.

 

13) «Вышеизображенный дворянин, которого уже самое имя и фамилия внушают всякое омерзение, питает в душе злостное намерение поджечь меня в собственном доме. Несомненные чему признаки из нижеследующего явствуют: во-первых, оный злокачественный дворянин начал выходить часто из своих покоев, чего прежде никогда, по причине своей лености и гнусной тучности тела, не предпринимал; во-вторых, в людской его, примыкающей о самый забор, ограждающий мою собственную… землю, ежедневно и в необычайной продолжительности горит свет, что уже явное есть к тому доказательство, ибо до сего, по скаредной его скупости, всегда не только сальная свеча, но даже каганец был потушаем».

(Н.В.Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Ответ. Используются ложные основания при доказательстве тезиса «о намерении поджечь» героя повествования. Истинность аргументов не установлена.

 

14) На экзамене по физике преподаватель спрашивает студента:

– Что такое лошадиная сила?

Студент уверенно отвечает:

– Лошадиная сила – это сила, которую развивает лошадь весом в один килограмм и ростом в один метр.

– Где же вы видели такую лошадь? – удивляется преподаватель.

Студент с прежней уверенностью отвечает:

– Эта лошадь хранится в Париже, в Международном бюро мер и весов.

Ответ. Студент использует ложное основание в определении понятия «лошадиная сила».  В процессе доказывание происходит подмена тезиса, вместо лошадиной силы происходит переход на тезис «лошадь».

 

15) Врач – пациенту:

– Каждое утро вам надо пить теплую воду за час до завтрака.

Через неделю:

– Как вы себя чувствуете?

– Плохо, доктор.

– А вы выполняли мои предписания и пили каждое утро теплую воду за час до завтрака?

– Я изо всех сил пытался это сделать, но мог ее пить максимум пятнадцать минут.

Ответ. Основание «за час» имеет разный смысл. Пациент использует это понятие как интервал времени, а доктор – как дискретное время до завтрака. Ложное понятие (заблуждение) приводят пациента к ложному тезису о времени приема воды.

 

Задание 3.

Найдите в литературе (художественной, публицистической, научно-популярной, учебной) или придумайте самостоятельно пример какого-либо софизма, причем подробно прокомментируйте его: как в нем нарушается закон тождества; какие объекты, ситуации, явления и т. п. в нем незаметно отождествляются, будучи нетождественными; насколько глубоко замаскирована преднамеренная логическая ошибка данного рассуждения; насколько труден для разоблачения предлагаемый софизм; требуются ли какие-либо специальные знания из различных наук для его разоблачения.

Ответ.

Решение должностного лица (из практики).

«Орган опеки и попечительства не разрешает продажу недвижимого имущества 10 летнего ребенка и последующую покупку альтернативного жилья на его имя в связи с тем, что ребенок в результате обмена жилья будет проживать со своей несовершеннолетней бабушкой».

 

В решение приводится запретительная норма, которая выводится как софизм.

1.Тезис аргументируется тем, ребенку нельзя жить вместе с бабушкой. Нарушена нормативная логика, т.к. нарушен закон деонтической полноты: «Всякое незапрещенное действие — разрешено». Полагаю, что взаимосвязь между аргументом и тезисом отсутствует, т.к. нет ссылки на основание, которое это запрещает.

2. В структуре этого предписания- нормы отсутствуют условия приложения — обстоятельства, в которых должно или недолжно выполняться действие (в данном случае предписание на запрет на сделку с имуществом ребенка). Нарушена логическая структура нормы.

2. Можно было бы предположить, что условием для отмены запрета  будет «взросление» несовершеннолетней»  бабушки до совершеннолетия (или  решение суда об эмансипации  бабушки). Но т.к. бабушка является  родной бабушкой 10 летнего ребенка, она не может быть несовершеннолетней. Получается что используемое основание в тезисе – ложное. Выполнить предписание в части изменения основания по исправлению возраста бабушки не представляется возможным.  Выполнение действия и воздержание от него не могут быть вместе обязательными, это называется законом деонтической непротиворечивости.

 

Вывод: Ложное основание – ложный тезис. Нарушена нормативная логика и законы «деонтической полноты и непротиворечивости».


Информация о работе Контрольная работа по "Логике"