Логические операции с понятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 01:44, контрольная работа

Описание работы

Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.

Задача логики заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

Содержание

1. Введение.

2. Общая характеристика понятий.

3. Виды понятий.

4. Отношение между понятиями.

4.1 Совместимые понятия.

4.2 Несовместимые понятия.

5. Логические операции с понятиями.

5.1 Обобщение и ограничение понятий.

5.2 Определение понятий.

5.3 Деление понятий.

5.3.1 Сущность деления.

5.3.2 Виды деления.

5.3.3 Классификация.

5.4 Операции с классами.

6. Практические задания.

7. Вывод.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

современные   государства   можно    разделить    на    демократические    и

недемократические, всех граждан – на совершеннолетних и несовершеннолетних.

      Дихотомическое деление  не  всегда  заканчивается  установлением   двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное понятие вновь  делится  на  два понятия,  что  помогает  выделить  из  большого   круга   предметов   группу

предметов,  интересующих  нас  в  каком-либо  отношении.  

      По сравнению  с  делением  по  видоизменению  признака  дихотомическое

деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии  не  надо  перечислять все виды

делимого  рода:  мы  выделяем  один  вид,  а  затем  образуем  противоречащее

понятие, в которое включаются все другие виды.

       Членами дихотомического деления  являются два противоречащих  понятия,

исчерпывающих весь объем делимого  понятия.  Члены  дихотомического  деления всегда исключают друг друга; любой предмет может мыслиться  только  в  одном из противоречащих понятий.

      Вместе с тем этот  вид   деления  имеет  недостатки.  Во-первых,  объем отрицательного   понятия   оказывается   слишком   широким   по   объему   и неопределенным.  Во-вторых,  строгим   и   последовательным   является,   по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при  дальнейшем делении   эта   строгость   и   последовательность    нарушаются.    Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия.

       Рефлексы делят на условные  и безусловные, человеческие общества  —  на классовые и  бесклассовые,  общественно  опасные  деяния  -  на  действия  и

бездействия. 

      5.3.3 Классификация.

    Особым видом  деления  является  классификация,  представляющая  собой

распределение предметов по  группам  (классам),  при  котором  каждый  класс

имеет свое постоянное, определенное место.

      Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления

она отличается относительно устойчивым характером и  сохраняется  более  или менее длительное  время.  Кроме  того,  классификация  образует  развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены,  разветвляясь на множество классов, закрепляемых обычно в  таблицах,  схемах,  кодексах  и т.п.

      Такова, например, классификация животных  в биологии,  охватывающая  до

1,5 млн.  различных видов животных, или  растений в ботанике,  включающая  500 тыс.  видов  растений.  Классификация  дает  возможность   рассмотреть   это многообразие  в  определенной  системе,  выделить  интересующие   нас   виды растений или животных.

      Вместе с тем всякая классификация  относительна. Многие явления природы

и общественной жизни не  могут  быть  отнесены  безоговорочно  к  какой-либо

определенной  группе явлений.

      Например, семью как общественно - историческое  явление  нельзя  целиком отнести к какой-либо одной области социальной жизни,  семья  характеризуется как материальными, так и духовными процессами.

        Кроме  того,  с  развитием   знаний   классификация,   как   правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной.  Поэтому  ни

к  одной  классификации  нельзя  подходить  как  к завершенной.  Необходимо

учитывать,  что  и  сама  действительность,  и  знания  о  ней  находятся  в непрерывном процессе изменения и развития. 

      5.4 Операции с классами.

        При помощи логических операций  из двух или нескольких классов   могут

быть образованы новые классы. К этим операциям относятся: объединение классов, вычитание классов, пересечение классов и образования дополнения к классу.

      Операция объединения классов (сложение) состоит в объединении двух  или нескольких классов в один класс, состоящий из  всех  элементов,  входящих  в слагаемые классы. Множество, полученное в результате сложения называется суммой. Например, объединяя класс "суверенное государство" и "несуверенное государство" получим класс "государство", включающее и "суверенное государство" и "несуверенное государство".

      Операция  вычитания  классов  дает  класс,  состоящий  из  элементов, исключающих элементы вычитаемых классов. Вычитая, например, элементы класса «следователь» из класса «юрист», получаем класс юристов-не-следователей.

      Операция пересечения классов  (умножение) состоит в отыскании элементов, общих для двух или нескольких классов (множеств). Множество, полученное в результате умножения, называется произведением. Так, в результате умножения множеств, мыслящихся в понятии «юрист» и «депутат», получаем новое множество: «юристов-депутатов».

      При умножении множеств, входящих в несовместимые  понятия, например «следователь» и  «адвокат», получаем нулевой (пустой) класс, так как элементов, входящих в  оба понятия не существует.

      Образование  дополнения   (отрицание)    состоит,   таким   образом,   в образование  нового  множества  путем  исключения   данного   множества   из

универсального  класса, в который оно входит. Так, исключая множество адвокатов из универсального класса юристов, образуем дополнение: множество юристов-неадвокатов. В своей сумме оба понятия образуют весь универсальный класс, соответствующий понятию «юрист».  

      6. Практические задания.

1. Дать логическую  характеристику понятиям:

Государство - простое, положительное, конкретное, общее,  безотносительное.

Западные  границы государства - простое, положительное, абстрактное, общее,                                                        соотносительное.

Невиновность - простое, отрицательное, абстрактное, общее, безотносительное.

Законность – простое, положительное, абстрактное, общее, безотносительное.

Кража – простое, положительное, абстрактное, общее, безотносительное.

Бескорыстие – простое, отрицательное, абстрактное, общее, безотносительное.

Отечество – простое, положительное, абстрактное, единичное, относительное

Министерство  Юстиции – простое, положительное, конкретное, общее, безотносительное.

2. Проведите операцию деления данных понятий по избранным Вами признакам двумя способами: дихотомическим и по видообразующему признаку, укажите основание деления:

а) транспорт; б) религия

Деление по видообразующему признаку:

Основные  виды транспорта –  воздушный, водный, наземный.

Данное  деление было произведено по среде  передвижения транспорта.

Дихотомическое деление:

Транспорт использует естественные источники движения и искусственные  источники движения.

Данное  деление было произведено на основании  источников движения транспорта.

Видообразующее  деление:

Религия исповедует христианство, католицизм, ислам, иудаизм и др.

Данное  деление было произведено на основании  вероисповедания.

Дихотомическое  деление:

Религия делится на древнюю  и современную.

Основанием  для деления послужило время, когда эти религии исповедовались.

3. Проверьте правильность деления понятий, в неправильных случаях укажите, какие правила нарушаются.

     Многоугольники бывают правильные  и ромбы.

ошибка: члены данного деления не исключают  друг друга, т.к. ромб является правильным многоугольником

Многоугольники  бывают правильные и  неправильные.

     Среди птиц есть водоплавающие, перелетные и не перелетные.

ошибка: деление произведено по двум основаниям

 Среди птиц есть водоплавающие и не водоплавающие.

или Среди птиц есть перелетные и не перелетные.

4. Проверьте правильность определения понятий, в неправильных случаях укажите, какие правила нарушаются и дайте правильное определение.

Книга – лучший подарок.

Это истинное суждение представляет собой интересную метафору, которой мы пользуемся при  передаче информации, но оно не является определением понятия.

Правильное  определение понятия:

Книга – это произведение печати в виде переплетенных листов с каким-нибудь текстом.

Девиз – краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности больших групп людей.

В данном случае определение понятия не соразмерено, а именно – узкое. Из данного определения можно сделать вывод, что девиз выражает руководящую идею в поведении или деятельности только больших групп людей, но девиз может выражать руководящую идею в поведении и одного человека.

Правильное  определение понятия:

Девиз – это краткое изречение, выражающее руководящую идею в поведении  или деятельности.

5. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

а) западная граница  государства;

б) министерство юстиции

а) Операция обобщения:

Западная  граница государства → граница  государства → граница республик  в составе государства → граница  краев и областей → граница  городов и населенных пунктов;

        Операция ограничения:

 Граница  городов и населенных пунктов  → граница краев и областей → граница республик в составе государства → западная граница государства → граница государства

        б) Операция ограничения:

       Министерство юстиции → министерство  юстиции республик Российской         Федерации → министерство юстиции  краев и областей → отделы министерства юстиции

      Операция  обобщения:

Отделы  министерства юстиции → министерство юстиции краев и областей →  министерство юстиции республик  Российской Федерации → министерство юстиции → министерство юстиции  Российской Федерации 
 

Вывод: В своей работе я подробно рассмотрела виды понятий и логические операции с ними. На конкретных примерах продемонстрировала применение данной темы в юриспруденции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. Москва «Юристъ» 1999., 254с.
  2. Кузнецова О.С. Краткий курс по логике. Москва «Окей-книга» 2007г., 126с.
  3. Казаков А.Н., Якушев А.О. Логика-I. Парадоксология: пособие для учащихся старших классов лицеев, колледжей и гимназий.-М.:АО «Аспект Пресс».1994.-256 с.
  4. Классическая логика: учебное пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.1996.-192 с.
  5. Логика: пособие для учащихся.-М.:Просвещение.1996.-206 с.
  6. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. Изд. "Феникс", 96 г., 320 с.

Информация о работе Логические операции с понятиями