Логика в лицах. Иоанн Дунс Скот

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:37, реферат

Описание работы

Схоластика-тип религиозной философии, который характеризуется принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века.

Содержание

Введение
Биография
Посмертное признание
Вклад в логику и гуманитарные науки
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Иоанн Дунс Скот.docx

— 85.67 Кб (Скачать)

   Российская  Академия Народного  Хозяйства и

   Государственного  Управления при Президенте РФ (РАНХиГС) 

   Логика  в лицах. Иоанн Дунс Скот.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила студентка 1-ого курса

   Юридического  факультета

   им. М.М. Сперанского

   Келасова  Эвридика. 
 
 
 

2011г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Биография
  3. Посмертное признание
  4. Вклад в логику и гуманитарные науки
  5. Используемая литература

 

   

       Введение.

       «Nihil aliud a voluntate est causa totalis volitionis in voluntate».

       (Не  что иное, как сама воля есть  исчерпывающая причина волеизъявления)

       Иоанн Дунс Скот 

   Схоластика-тип религиозной философии, который характеризуется принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века.

   Схоластика возникла в условиях, когда церковь выступала в виде "... наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361) и религия представала одновременно и как универсальная форма не собственно религиозного содержания.

   Утверждая догматическую сумму представлений, схоластика не способствовала развитию естественных наук, однако её структура оказалась благоприятной для таких, областей знания, например, как логика; достижения схоластов в этой сфере предвосхищают современную постановку многих вопросов, в частности математической логики. Один из таких схоластов, внесших свою лепту в логику, Иоанн Дунс Скот, живший в XIII-XIV веках.  

 

       

   Биография.

   Последний и самый оригинальный представитель  золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник  иного мировоззрения, францисканский богослов, философ, деятельность которого протекала на рубеже XIII и XIV веков. Иоанн Дунс Скот.

   Сведения  о жизни Дунса Скота имеют  наполовину легендарный характер. Иоанн Дунс Скот родился в Шотландии, согласно одним источникам - в Макстон-Твид, графство Роксбро, согласно другим - в селении Дунс, графство Берик. Ирландец по происхождению. Считается, что Иоанн Дунс родился между 1245 и 1275 годами, так думал ирландец Лука Уоддинг, который первый проследил биографию Скота. Датами рождения Дунса Скота ранее чаще всего назывались 1245, 1266 и 1274 годы, пока францисканец Евгений Лонпрэ в 1929 году не обнаружил, неизвестно где, списки рукоположений епископа Оливера Саттона 1290-х годов, где под 1291 годом указано имя Иоанна Дунса Скота. Так как 17 марта 1291 Иоанн Дунс Скот был посвящён в сан священника в церкви св. Андрея города Нортхемптон, оказалось, что выдающийся философ родился примерно в 1266 году, т.к. в то время священный сан присваивали в 25–ти летнем возрасте. Из таких же математических расчетов предполагают, что Иоанн Дунс родился между 23 декабря 1265 года и 17 марта 1266 года. Принято относить его день рождения к 27 декабря 1265 года — дню Иоанна Богослова.

   Его семья была тесно связана с францисканским орденом. Отец Иоанна был небогатым дворянином, звали его Нинианом, имя матери установить не удалось. Дядя будущего философа, Илия Дунс, вступил в орден еще в ту пору, когда францисканцы только начали обосновываться в Шотландии, и достиг в орденской иерархии больших высот, он и повёл племянника по своим стопам. Иоанн вступил во францисканский орден в возрасте около пятнадцати лет.

   Короткая жизнь философа была не особенно богата событиями. Получил образование в Оксфорде, Парижском университете. Начиная с 1300 г., Скот вел преподавательскую деятельность: читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского сначала в Оксфорде, а затем в Париже. Около 1303 г. философ мог получить степень магистра теологии, но был втянут в противостояние между королем Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII. Скот принял сторону папы, вследствие чего был вынужден покинуть Париж в середине учебного года. Философ вернулся во Францию уже после смерти Бонифация в 1305 г. В том же году Скот защитил докторскую диссертацию, в которой отстаивал изначальную непорочность Пресвятой Девы. По некоторым источникам, на этом диспуте произошло чудо в пользу Дунса Скота: мраморная статуя Богородицы одобрительно кивала ему головою. Именно благодаря этому успешному выступлению Иоанна Дунса прозвали Doctor Marianus (Доктор Марии). Исторически достоверно, что два столетия спустя парижский университет признал доводы Дунса Скота настолько убедительными, что постановил требовать от всех ищущих ученой степени клятвенного исповедания веры в непорочное зачатие Богоматери. После всех этих событий Иоанн Дунс получил, наконец, степень магистра и возобновил преподавательскую деятельность. Два года, в течение которых он преподавал в Париже, прославили его как философа.

   В конце 1307 г. Иоанн, по не вполне ясным причинам, был переведен в Кельн, предполагают, что генерал францисканцев Гонсалво Испанский хотел защитить своего  ученика от обвинения в ереси или спасти от участия в процессе тамплиеров. В Кельне около года продолжал преподавательскую деятельность, — вплоть до своей внезапной смерти 8 ноября 1308 г.. Иоанн Дунс Скот умер от апоплексического удара. Он был похоронен во францисканской церкви в Кельне. Надгробная надпись на его могиле гласит: «Scotia me genuit. Anglia me suscepit. Galia me docuit. Colonia me tenet» («Шотландия меня родила. Англия меня приняла. Галлия меня обучила. Кельн меня хранит»). К основным сочинениям Скота можно отнести «Вопросы к книге Аристотеля «О душе », «О Первоначале», «Тончайшие вопросы к «Метафизике» Аристотеля» и, наконец, наиболее значимую работу философа - «Оксфордское сочинение», представляющую собой записи лекций Скота по «Сентенциям» Петра Ломбардского, сделанные писцами или студентами. Этот трактат включает в себя так называемый Ordinatio, материал, просмотренный и обработанный самим автором.

 

   

   Посмертное  признание

   Дунса Скота похоронили во францисканской готической церкви города Кёльна, но гробницу схоласта неоднократно переносили и  перестраивали. Первое перенесение  мощей Лука Уоддинг относил ко времени папы–францисканца Сикста IV (1471–1484). Второе перенесение мощей 1509–1513 годов считается документированным более надёжно и примерно к тому же времени относят признание его мариологической теории в ведущих богословских университетах. Будто бы 30 августа 1509 года обнаружили нетленные останки Иоанна Дунса Скота и начали сооружать ему величественный саркофаг, украшенный портретами покойного, богословов–францисканцев и классической латинской эпитафией.

   Через сто лет, 13 января 1609 года, саркофаг Дунса Скота перенесли в другое место, но 6 июля 1643 года останки философа потревожили ещё раз из–за перестройки всей церкви.

   В 1639 году францисканец Лука Уоддинг  издаёт в Лионе 12 томов полного  собрания сочинений Дунса Скота, там же, в 1644 году, он издаёт жизнеописание  Иоанна Дунса. Критическое переиздание  полного собрания сочинений начато осуществляться специальной комиссией  Ватикана в 1938 году.

   В 1706 году с научного исследования нетленных  останков Иоанна Дунса Скота начался  процесс его католической беатификации.

   Останки Дунса Скота извлекали ещё  дважды: 23 сентября 1858 года в связи  с канонизацией догмата о «Непорочном  Зачатии Девы Марии» и в 1954 году, непонятно по какому поводу. В 1956 году его саркофаг вернули в церковь  францисканцев.

   В 1966 году папа Павел VI (1963–1978) в булле  Alma parens признал величие учения Дунса Скота. 15 ноября 1980 года папа Иоанн Павел II (1978–2005) первым из римских пап посещает его могилу. 20 марта 1993 года Иоанн Дунс Скот признан «блаженным» Католической Церкви. Тем самым, Дунс Скот удостоился церковного почитания, но не поклонения.

 

   Вклад в логику и в гуманитарные науки.

   По  преданию, Дунс Скот казался в первой молодости чрезвычайно тупоумным  и лишь после одного таинственного  видения стал обнаруживать свои богатые  духовные силы. Впрочем, такую же историю рассказывают и про его философского конкурента, покровителя доминиканцев, Доктора Католической Церкви, Фому Аквинского (1225–1274). Кроме богословия и философии, Иоанн Дунс изучал и достиг большие знания в языкознании, математике, оптике и астрологии.

   Дунс  Скот был трудным писателем и  трудным мыслителем - как по восприятию, так и по пониманию. Это качество его творчества закреплено в имени  «дунс», означающем софиста, схоласта. Он получил почетный титул «тонкий доктор», что означало тонкую аргументацию, а также сложное восприятие его мыслей. В то же время американский философ Ч.Пирс оценивал его как глубочайшего метафизика, когда-либо жившего. Некоторые исследователи выделяют специфическую черту философского творчества Дунса Скота - стремление его к точной логико-гносеологической терминологии. Например, он различал понятия абстрактные и конкретные.

   В своём философском учении Дунс Скот решительно отделял религиозную  веру от знания, и считал теологию наукой более воспитательной и практической, чем познавательной и теоретической.

   Скот  один из первых из христианских философов высказался об эволюции, саморазвитии вселенной, а также о свободе человеческой воли. Основанием человеческой нравственности Дунс Скот считал стремление к блаженству, выражающимся в слиянии с Богом. Вместе с тем он был близок несторианству, утверждая, что Иисус Христос родился совершенным человеком и лишь позднее стал Сыном Божьим.

   Разрабатывал  понятие «интенции» как направленности сознания на познаваемый объект или  на самопознание. Предметом его изысканий  также являлось понятие суппозиции, обозначающее возможность подстановки значений разных терминов.

   Взгляды Дунса Скота характеризовались  как противовес томизму. Он четко  различает теологию и философию. Теология – это знание, направляющее человеческую деятельность на выполнение положений вероучения. Философию, или  метафизику, Дунс Скот рассматривает в качестве высшего знания. Философия занимается изучением бытия - абсолюта, в который включается все существующее, в том числе Бог.

   Выступая  против томистской метафизики, Дунс Скот отрицал различие между сущностью и существованием. Он полагал, что сущность уже предполагает акт существования, поэтому здесь не требуется особого вмешательства Бога для создания единичных вещей.

   Главный труд Скота «Ordinatio» (Opus Oxoniense), курс его богословских лекций в Оксфорде и Париже, но он оказался неоконченным. Большинство его трудов представляют собою записи других лиц, ему приписывалось множество произведений, отвергаемых современными историками церкви. Такие произведения входят в Полное собрание сочинений Дунса Скота, выполненное Лукой Уоддингом в 1639 году. Оно перепечатывалось в 1891–1895 годах (26 томов) и в 1968–1969 годах (репринт издания Уоддинга).

   Главной целью философии, согласно Дунсу Скоту, является постижение бытия как такового. Для теории познания Дунса Скота характерно резкое противопоставление интуитивного и абстрактного познаний. Объектом интуитивного познания является единичное, воспринимаемое как существующее, объектом абстрактного — сущность вещи. Только интуитивное познание дает возможность непосредственно вступить в контакт с чем-то существующим, т.е. с бытием. Чувственное познание становится у Дунса Скота способностью, обеспечивающей постижение бытия. Отсюда высокая оценка в философии Дунса Скота роли чувственного опыта в познании. Одно из главных положений его доктрины — тезис о свободе воли. Бог творит мир, творя индивиды.

   Сохраняя  верность традиции августинианства, Дунc Скот одновременно ее реформирует. Он первым из теологов-францисканцев отказывается от учения Августина о необходимости особого божественного озарения для достижения истинного знания, допуская, вслед за Аристотелем, во-первых, что человеческий ум обладает способностью приобретать достоверное знание о сущем, во-вторых, что всякое познание в конечном счете опирается на данные чувственного восприятия. Хотя конечной целью познания является постижение божественного бытия.

   Бытие, по мнению Дунса Скота, является собственным объектом человеческого интеллекта, поскольку оно однозначно, т.е. в одном и том же смысле приложимо и к Творцу, и к творениям, и потому, хотя человек и абстрагирует его из рассмотрения материальных вещей, оно ведет и к познанию Бога, т.е. к реализации стремления, изначально присущего человеческой природе. Бытие как таковое является предметом изучения философии, бесконечное бытие – теологии, а конечное бытие материальных вещей – физики.

   Как и Фома Аквинский, Дунс Скот в своих доказательствах опирается на аристотелевское учение о причинах. Доказательства бытия Бога у того и у другого начинаются с констатации факта, что в мире есть нечто случайное, что может существовать или не существовать. Поскольку существование случайных вещей не необходимо, оно производно, т.е. обусловлено Первопричиной, имеющей необходимое существование, делает вывод Фома. Дунс Скот считает его аргументацию недостаточной: нельзя, начав со случайного, прийти к заключениям, обладающим статусом необходимых истин. Чтобы приведенное рассуждение приобрело доказательную силу, следует начать с необходимых посылок. Это можно сделать, поскольку в любом случайном факте есть нечто неслучайное, существенная характеристика, которая не может отсутствовать у того, что является случайным, а именно, что оно возможно.

Информация о работе Логика в лицах. Иоанн Дунс Скот