Методы нормативного и поискового прогноза

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:24, реферат

Описание работы

Цель реферативной работы рассмотреть методы нормативного и поискового прогноза.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить методику поискового прогноза.
Рассмотреть последовательность операций при разработке поискового прогноза.
Рассмотреть особенности нормативных разработок.
Рассмотреть последовательность операций нормативного прогноза.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 41.50 Кб (Скачать)

2. Проблемная  ситуация и перспективы ее  развития

     Наиболее  важный этап разработки поискового прогноза — построение прогностической модели путем преобразования параметров исходной по законам прогностики и возможно более объективной интерпретации  этих данных. Сущность этой процедуры  сводится к выяснению особенностей перспектив дальнейшего развития объекта  исследования при наметившихся тенденциях с условным абстрагированием от возможного или необходимого вмешательства  со стороны сферы управления, т.е. к выяснению особенностей процесса назревания перспективной социальной проблемы (или ее разрешения, если таковое  уже наметилось, и проблема, таким  образом, носит преходящий, текущий  характер). Методология системного подхода требует рассмотрения каждой проблемы в контексте системы  — определенного проблемного  состояния, более того, в рамках метасистемы  — комплекса подобных состояний, который именуется проблемной ситуацией.[1,33]

  Собственно процедура построения поисковой прогностической модели состоит из изучения и затем — формализации качественно-количественных оценок перспектив развития проблемной ситуации. Основные характеристики развития этого социального явления таковы:

 —  проблема как особого вида  противоречие, разрыв между действительным  и желательным;

 —  проблемное состояние, при котором  объективно существует и субъективно  осознается человеком, социальной  группой или обществом в целом необходимость существенных изменений, чтобы по возможности сблизить желательное и действительное состояния;

 —  проблемная ситуация как совокупность  проблемных состояний, такое положение  вещей в какой-либо области  в целом, при котором указанная  необходимость выступает как  внешний императивный комплекс  для личности, группы или общества, как социальное явление. При  этом следует иметь в виду, что проблема и проблемное  состояние могут и не носить  социального характера.

  Если проблема или проблемная ситуация объективно существует, но субъективно не осознается людьми, она практически не является актуальной (хотя в теории объективно ее актуальность может быть достаточно высокой). Если же ситуация представляется людям проблемной, а объективно таковой не является, то это псевдопроблемная ситуация.

       Исходный момент в этой цепи  — обычная нормальная ситуация, при которой разрыв между действительным  и желательным несущественен  и носит по преимуществу количественный  характер. Только такая ситуация  может являться нормальной, т.к.  отсутствие разрыва между действительным  и желательным влечет за собой  исчезновение стимулов не только  развития, но и просто существования,  и вызывает катастрофу (распад, деградацию  личности, группы, общества, не способных  нормально существовать).[1,36]

       Когда разрыв между действительным  и желательным становится чрезмерным, не совместимым с нормальным  функционированием социального  объекта, возникает проблемная  ситуация. Процесс перехода от  нормальной ситуации к проблемной  обычно развивается постепенно, и это развитие называется  назреванием проблемной ситуации. Если происходит своевременное  вмешательство сферы социального  управления, то процесс назревания  прерывается и ситуация возвращается, точнее превращается вновь в  нормальную, но обычно уже на  более высоком уровне функционирования, благодаря чему и происходит  развитие личности, общества.

  Если же сфера управления бездействует или запаздывает с реакцией, то проблемная ситуация оказывается полностью назревшей, сформировавшейся, и возникает необходимость существенных изменений под страхом приостановки нормального функционирования и тем более развития социального объекта. В этом случае вмешательство со стороны сферы управления не только категорически необходимо, но и сильно затруднено, поскольку приходится принимать срочные меры аварийного характера в условиях острого дефицита времени и средств. Однако и на этом этапе энергичное и эффективное вмешательство, пусть с трудом, но способно ввести ситуацию в нормальное русло.

       Бездействие или неэффективность  сферы управления при полностью  назревавшей проблемной ситуации  неизбежно переводит последнюю  на следующий уровень: начинает  назревать критическая ситуация. Развитие, по существу, прекращается. Мало того, наступает приостановка  нормального функционирования одного  элемента объекта за другим  и возникает опасность катастрофы. Положение и на этом этапе,  в принципе, можно нормализовать,  но уже ценой неизмеримо большей  затраты сил и средств, чем  на предыдущем.

  Если нормализации не происходит, начинается следующая и последняя стадия: назревание катастрофической ситуации. По мере развития этого процесса нормализовать положение оказывается все труднее, и попытки становятся безнадежными. Наступление катастрофической ситуации означает гибель, распад, разложение социального объекта с превращением его в качественно иное состояние.

       Альтернатива катастрофической  ситуации — революционная ситуация  как реакция общества на критическую  ситуацию с целью произвести  социальный переворот, способный  перевести объект не вообще  в качественно иное, а в желательное  качественно иное состояние, позволяющее  ему нормально функционировать  и развиваться на качественно  более высоком уровне. Такая ситуация  может возникнуть в любой сфере  деятельности: в науке (как социальном институте), в технике, демографии, культуре, экологии и т.д.

  Рассмотренный процесс не является чем-то фатальным, предопределенным, неизбежным. Это не предсказание, а информация для лиц, принимающих решения, помогающая принимать их заблаговременно и на более обоснованном уровне, с пониженным риском отклонения от оптимума. Такого рода подход к информации поискового характера снижает неизбежный оттенок негативности в отношении к ней как к пророчеству и ставит ее на службу задачам планирования и управления.[2,45]

       Методологически важен и вопрос  о том, чтобы, рассматривая  последствия назревания проблемной (критической) катастрофической  ситуации, по возможности более  реально представить себе желательные  и негативные аспекты качественно  нового состояния, и в общем  виде — желательность или нежелательность  самого этого состояния. Если  проблему не решать, произойдет  катастрофа, и появится новая,  более сложная и трудная проблема, возможно, даже множество таких  проблем, неудача в решении  которых ведет к дальнейшим  ступеням упадка, деградации, разложения (если катастрофа не означает  полной гибели данного социального  организма). Решить проблему —  значит выйти на уровень новых,  возможно еще более сложных,  но и более «высоких» проблем,  разрешение которых обусловливает  дальнейший прогресс человечества. Такова диалектика назревания  и преодоления проблемных ситуаций.

     Последовательность  операций при разработке поискового прогноза

     1. Прямая (механическая) экстраполяция  динамических рядов исходной  модели на период упреждения  прогноза с целью создать ориентирующую  основу для последующих операций  методами трендового моделирования  и сведения их в систему  первой (основной) поисковой модели.

  2. Вычисление так называемой верхней экстремы прогнозного поиска: сопоставление данных первой поисковой модели с данными прогнозного фона и определение таким путем максимально возможных отклонений тренда до условного рубежа, за которым начинается область заведомо нереального, фантастического (например, максимально возможного роста темпов и масштабов автоматизации производства, роста народонаселения и т.д.).

  Здесь, как и в дальнейшем, уже не обойтись трендовыми моделями, требуется расширение аппарата моделирования (формализованные сценарии, матрицы, графы, сетевые и имитационные модели и пр.). Полученные результаты сводятся в систему второй поисковой модели прогноза.

  3. Вычисление нижней экстремы прогнозного поиска теми же способами с определением максимально возможных отклонений тренда до противоположного условного рубежа, за которым начинается область заведомо катастрофического (например, истощение ресурсов, нехватка средств, депопуляция и пр.). Результат — третья поисковая модель прогноза.

      4. Вычисление наиболее вероятного  тренда между верхней и нижней  экстремами на основе углубленного  анализа данных прогнозного фона  теми же способами, что и  при вычислении верхней и нижней  экстрем. Результат — четвертая  (заключительная) поисковая модель  прогноза, которая представляется  обычно в виде «дерева социальных  проблем», подлежащих решению.

      5. Обсуждение всех четырех или  хотя бы заключительной поисковой  модели путем опроса экспертов  (желательно с учетом психологии  экспертов, с обращением к дельфийской  технике заочного коллективного  опроса и лишь в случае острой  нехватки времени и средств  — к очному опросу, гораздо  менее эффективному в данном  случае; индивидуальные экспертные  оценки, даже очные, сопряжены  с повышенным риском односторонности,  неадекватности экспертизы).

  6. Доработка поисковых моделей прогноза на основе обсуждения и сведение их в единую систему. Методологически недопустима подмена такой системы любой из поисковых моделей — даже заключительной, так как для нужд управления чрезвычайно важно иметь представление не об одном тренде (как бы основательно он не был рассчитан), а обо всем «веере трендов», охватывающем область реально возможного и позволяющем заранее принимать во внимание различные возможные отклонения от наиболее вероятного тренда.[1,30]

 

Глава 2. Нормативный прогноз. Верификация прогноза. Выработка рекомендаций для управления

1. Характерные особенности нормативных разработок

     Нормативный прогноз — определение путей  и сроков достижения желаемых состояний  объекта прогнозирования в будущем. Таким образом, нормативный прогноз  представляет собой прогнозирование  способов достижения желательных результатов  на основе заранее заданных ресурсных  и прочих ограничений. Это, скорее, ближе  к проекту, чем к прогнозу.

     Нормативный прогноз является самостоятельной  процедурой прогностического исследования и проводится непосредственно за поисковым прогнозом. Собственно процедура  нормативного прогноза состоит из следующих  операций:

 —  определение абсолютного и относительного  оптимумов по предварительно  разработанным и заданным критериям  и построение соответствующих  нормативных прогнозных моделей;

 —  обсуждение построенных моделей  методами опроса экспертов и,  при необходимости, населения;

 —  доработка моделей на основе  обсуждений. Нормативное прогнозирование  находится в тесной и сложной  связи со следующими моментами:

 —  целеполагание;

 —  нормы и нормативы;

 —  оптимизированные расчеты при  разработке планов, программ, проектов.

       Для разработки нормативного  прогноза применимы почти все  методы, используемые в поисковом  прогнозировании, и различие между  нормативным и поисковым подходами  в этой области заключается  не в методике, а в логике  исследования. В основе технологии  разработки нормативного прогноза  лежит иная и значительно более  сложная идея, чем при прогнозном  поиске. Если в поисковом прогнозе  основу исследования составляет  экстраполяция в будущее динамического  ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном — это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания.[4,65]

       Нормативное прогностическое исследование  начинается с целеполагания. Цель  может быть поставлена двумя  способами:

 —  абстрагируясь от ограничений  прогнозного фона;

 —  в соответствии с этими ограничениями.

       Это две идущие в одном направлении,  но не тождественные друг другу  цели. В каждом случае требуется  особый методологический подход.

       В случае абстрагирования от  ограничений прогнозного фона  возможны два подхода: волюнтаристский  и научный. Последний требует  четкой ориентации на какой-либо  идеал, т.е. особую разновидность  цели. Если идеал отсутствует,  нормативный подход теряет смысл.  В социальной сфере идеал существует  всегда, во всяком случае объективно, на него ориентирована любая  деятельность человека, группы, общества. На выявление перспективных проблем,  эффективное решение которых  подразумевает конкретный идеал,  направлен поисковый прогноз.  Нормативный же прогноз ориентирован  на определение альтернативных  путей решения проблем, выявленных  прогнозным поиском, путей достижения  конкретного идеала. Скорректированный  конкретный идеал играет роль  обоснования нормативного прогноза  и призван содействовать повышению  эффективности его в плановых, программных, проектных, организационных  разработках.

Информация о работе Методы нормативного и поискового прогноза