Понятие индуктивного умозаключения. Полная и неполная индукция

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:47, доклад

Описание работы

Индукция возникает в процессе практической деятельности людей из настоятельной потребности в обобщение, т.е. получении знаний о более или менее общих свойствах предметов и явлений окружающего мира, о связях и отношениях между самими предметами и явлениями. Эти общие знания, отвлечённые от единичного, конкретного, случайного, необходимы в качестве мыслительного средства более успешного воздействия на природу, на организацию общественной жизни и управление ею.

Работа содержит 1 файл

Логика 10 стр доклад.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

      Министерство  культуры и туризма Украины.  

        Харьковская государственная академия культуры. 

      Кафедра логики. 
       
       
       

                                  

ДОКЛАД НА ТЕМУ: 

      Понятие индуктивного умозаключения. Полная и неполная индукция. 

      ВЫПОЛНИЛА:

                студентка II курса заочного отделения факультета культурологи

                специализация: менеджмент СКД

                Ачкасова  Оксана Валентиновна

                     ПРОВЕРИЛ:

                доц. Щедрин А. Т. 
                 
                 
                 
                 
                 

                     

                ХАРЬКОВ 2009

    Происхождение и сущность индукции

      Индукция  возникает в процессе практической деятельности людей из настоятельной потребности в обобщение, т.е. получении знаний о более или менее общих свойствах предметов и явлений окружающего мира, о связях и отношениях между самими предметами и явлениями. Эти общие знания, отвлечённые от единичного, конкретного, случайного, необходимы в качестве мыслительного средства более успешного воздействия на природу, на организацию общественной жизни и управление ею.

      Объективную основу возникновения и существования  индукции как особого типа умозаключения  составляет, прежде всего, диалектика общего и отдельного в самой действительности. Отдельное не существует вне общего, а общее - вне отдельного. Отдельное связано с другого рода отдельным через общее. Общее, в свою очередь, проявляется  лишь в отдельном, через отдельное. Это обстоятельство делает возможным познание общего на основе познания отдельного -  конкретных единичных предметов.

        Индукция возможна также как  отражение объективных связей  и отношений между предметами  и явлениями, прежде всего причинно-следственных. Сравнение и сопоставление отдельных предметов и явлений позволяет скрывать в них общие связи и отношения, определять одну как причину, другое – как следствие, или наоборот.

      Как тип умозаключение индукция существенно  отличается от дедукции, и в этом проявляется её наиболее глубокая природа. Если в дедуктивных умозаключениях мысль движется от более общего знания к менее общему, то в индуктивных – наоборот: от менее общего знания к более общему. В дедукции общее знание предполагается готовым, существующим. В индукции раскрывается механизм его образования. Поэтому если в дедукции общее знание служит исходным пунктом умозаключения, то в индукции оно выступает как результат.

      Общая характеристика индукции.

      В самом широком смысле слова под  индукцией понимают метод познания, с помощью которого устанавливаются общие правила, формируются общие положения относительно некоторого класса явлений путем изучения отдельных представителей одного класса и обнаружения того, общего, что именно их объединяет в тот или иной класс. Например, знаменитый силлогизм традиционной формальной логики: « Все люди смертны; Сократ человек; значит Сократ смертен». Но от куда такая уверенность, что все люди смертны? – Она появилась в результате индуктивного вывода, посылки которого таковы: А – умер, В – умер, С – умер и т. д.

      Или допустим, что нет статистических данных, что кто-либо прожил до 150 лет  и это так же дает основание  для общего индуктивного вывода: «  Все люди умирают прежде, чем им исполнится 150 лет». Или, например, распространенное среди людей убеждение в том, что завтра взойдет солнце. Для первобытного человека это убеждение не было логически обосновано, но оно, разумеется, имело свои причины: причинами были его собственный опыт, что за днем следует ночь, и свидетельства его предков, что насколько они помнят, так было всегда. Размышления сделали эти причины основанием, однако наука, как известно, представила новые, более серьезные основания для этого убеждения: солнце встает, потому что земля вращается, а само вращение подчинено динамическим законам, подтверждаемым всеми наблюдениями соответствующих явлений повсюду – и на Земле и на небесах.

      Итак, можно сказать, что в основе любого индуктивного обобщения, т. е. в основе индукции как метода познания действительности, лежит так называемое «простое перечисление» т. е., принцип, основанный на такой взаимосвязи событий, когда за явлением А всегда следует другое явление В. Со временем принцип индукции типа «простого перечисления» усовершенствовался по мере возрастания общего объема приобретаемого знания вообще и, в особенности усиливаясь за счет опоры на открытые общие законы, аналогичные законам механики Ньютона, теории относительности Эйнштейна и др. Подобные законы объединяют не только многочисленные эмпирические данные, полученные в прошлом, но и бесконечное количество возможных будущих данных.

      Индуктивным называется опосредствованное умозаключение, в котором из некоторого количества посылок, характеризующих предметы класса в каком-то отношении, делается общий вывод относительно данного  класса предметов, что и он обладает этим же выделенным для обобщения признаком. Например,

      - Кража – умышленное преступление.

      - Мошенничество – умышленное преступление.

      - Грабеж – умышленное преступление.

      

      Но  кража, мошенничество, грабеж … преступления против собственности…

      Следовательно, все преступления против собственности  – умышленные преступления.

    Единство  индукции и дедукции

      В системе умозаключений индукция не стоит особняком. Она неразрывно связана с дедукцией. Эту связь  можно выразить положением: «Нет дедукции без индукции, и наоборот, нет индукции без дедукции». И действительно, если бы не было общих знаний, полученных индуктивным путём, то были бы невозможными дедуктивные умозаключения, основанные на этих знаниях. В свою очередь, дедуктивные умозаключения, давая знания о частном и единичном, так или иначе создают основу для дальнейшего индуктивного исследования отдельных предметов или их групп, а следовательно, для получения нового общего знания. Более того, вне дедуктивного знания было бы не возможным объяснить сам процесс индукции, её механизм как логической формы.

      Можно смело сказать, что прогресс человеческих знаний немыслим без тесного взаимодействия индукции и дедукции.

      Как основные типы умозаключения они  оформлялись в процессе развития человеческого познания одновременно. Основа этой одновременности в том, что отдельное не существует раньше общего или наоборот; что связи и отношения не существуют раньше самих предметов или наоборот .

      Так же, как в дедукции, виды индукции многообразны. Наиболее общими из них являются полная и неполная. Поскольку всякая индукция представляет собой обобщения, то их различие обусловлено главным: изучены ли для этого обобщения элементы того или иного класса полностью или же частично.

    Полная  индукция

   Полной  индукция получается в том случае, если, во-первых, исследованы все элементы класса предметов и, во-вторых, если установлено, что каждому из них принадлежит одно и то же общее свойство.

   В простейшем случае это выглядит так . Если ежедневно вести запись наблюдений за погодой и фиксируя солнечные дни в течении такого отрезка времени, как неделя, то можно констатировать, что каждый из дней был солнечным. Это даёт возможность сделать общий вывод, что вся неделя в целом было солнечной. На этом примере можно убедиться, что индуктивное умозаключение принимает особую форму, отличную от дедуктивного. Её можно представить так:

   Понедельник – солнечный день.

   Вторник – солнечный день.

   ………….

   День  n – солнечный день.

   Понедельник, вторник … день n исчерпывают все дни недели.

   Следовательно, неделя была солнечной.

   Более сложный случай представляет собой  пример индукции, все планеты Солнечной  системы движутся с запада на восток. Этот общий вывод может быть сделан путём непосредственных астрономических  наблюдений за каждой планетой в отдельности.

   Нетрудно  установить, что в обоих случаях  умозаключение имеет одинаковую структуру. Она может быть представлена следующей формулой:

   S1 – P

   S2 – P

   …..

   Sn – P

   S1, S2 … Sn … исчерпывают класс S.

   Познавательное  значение вывода в форме полной индукции, на первый взгляд кажется, что по сравнению с посылками он не даёт никакого нового знания или что его значение ничтожно. Такого рода взгляды высказывались и в истории науки. В действительности полная индукция даёт новое знание. Если в посылках содержится знание лишь об отдельных элементах какого-либо класса предметов, то в выводе речь идёт об этом классе в целом. Следовательно, он познаётся и оценивается под новым углом зрения: в нём выявляется некая сущность, а соответственно и закономерность. И это есть естественно: ведь понятия «общее», «сущность», «закономерность» - однопорядковые. Так, выявление того общего, что «Все планеты Солнечной системы движутся с запада на восток», открывает возможности для более глубокого познания причин и сущности планетообразования, закономерностей развития всей Солнечной системы.

   Полная  индукция способна давать достоверные  знания.

   Умозаключение в форме полной индукции может  быть истинным и ложным. Оно будет  истинным, если, во-первых, все посылки истинны по содержанию и, во-вторых, если между ними и заключением есть отношение логического следования: в данном случае если исчерпаны все элементы исследуемого класса и каждый обладает тем или иным свойством.

   Полная  индукция может оказаться ложной, если хотя бы одно из этих условий не соблюдено. Например, вывод, что «все бывшие союзные республики СССР объявили о своей независимости», - истинный; а вывод, что «все бывшие союзные республики СССР вступили в СНГ» - ложный.

   Посредством полной индукцией могут быть получены важные научные знания более или менее общего характера: «Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг своей оси», «На всех планетах происходит смена времён года», «Все планеты светят отражённым светом». Если же установлено что  не все элементы какого-либо класса обладают данным общим свойством, то обобщение может быть облечено в форму частного суждения. Например: «Некоторые металлы легче воды», «Некоторые металлы – жидкие тела».

   Обобщение может принимать форму не только утвердительного, но и отрицательного суждения. Например: «На некоторых планетах не жизни», «Некоторые планеты не имеют спутников», «Некоторые металлы не являются твёрдыми телами».

   Характерно, что подобные суждения – определённо  – частные. Квантовое слово «некоторые» употребляется здесь в смысле «только некоторые», но не в смысле «некоторые, а может быть и все».

   Полная  индукция довольно широко применяется  в науках, даже если число исследуемых  случаев чрезвычайно велико. Таковы например, обобщения о динамике численности населения в стране, о соотношении мужчин и женщин в составе населения, об особенностях численности различных возрастных групп, получаемые на основе сплошных переписей населения. Таковы обобщения ежегодных данных состояния экономики, собираемых государственными статистическими органами. Так, статистическим путём получено обобщение о падении рождаемости в стране за последние годы.

   При достаточно большом числе статистических данных чётко проявляются определенные закономерности. Рождение мальчика или девочки в отдельной семье случайность. Но если привести полный статистический анализ родившихся за год в масштабе более или менее крупного региона, то выявится  общая закономерность: число мальчиков превышает число девочек на вполне определенную величину. Например: на 100 девочек рождается 106 мальчиков.

   Полная  индукция применяется и в юридической  практике. Юристы не редко пользуются статистикой преступлений, чтоб выявить  определённые зависимости, тенденции  и выработать соответствующие практические меры. Полную индукцию можно использовать и в раскрытии отдельного преступления. Так, следствие по какому-либо делу может быть завершено, если собран необходимый и достаточный материал обо всех участниках преступления. В противном случае какое-либо дело может быть выделено в отдельное производство.

Информация о работе Понятие индуктивного умозаключения. Полная и неполная индукция