Предмет и значение логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 08:11, лекция

Описание работы

Логика – философская наука о мышлении. Философия – любовь к мудрости, логика – наука мудрости. В истории европейской цивилизации логика появилась вместе с философией на рубеже VII – VI вв. до н.э., а как наука – в IV в. до н.э. Основателем науки логики является древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).

Работа содержит 1 файл

логика.DOC

— 240.50 Кб (Скачать)
 
 

   

   Лекция I. Предмет и значение логики

   

   1.1. Понятие и предмет  логики 

   Логика – философская наука о мышлении. Философия – любовь к мудрости, логика – наука мудрости. В истории европейской цивилизации логика появилась  вместе  с  философией  на  рубеже VII – VI вв. до н.э., а как наука – в IV в. до н.э. Основателем науки логики является древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).

   Термин л о г и к а  происходит от древнегреческого слова л о г о с. В переводе оно одновременно означает «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь»), «смысл» (или «основание», «закономерность», «разум»), мера. термин «логос» был введён в философию Гераклитом   (ок. 544 – 483 гг. до н.э.). Изначально, в досократовской философии, логос обозначал власть меры и закона.

   Логика  в широком смысле понимается как  философская наука о мышлении, а в узком – наука о формах и законах правильного мышления. Выделенный шрифт указывает предмет логики.

   Основные формально-логические методы – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, дедукция, индукция, классификация, аналогия и др.

   Формы мышления – строение, способ образования и функционирования мыслей (понятие, суждение, умозаключение). В формах мышления осуществляется интеллектуальная деятельность: из понятий складываются суждения (высказывания), которые, в свою очередь, образуют структуры и формы логических выводов (умозаключений), последние используются в аргументации (доказательстве и опровержении). Органически вводя гипотезу («гипо-тезис») в предложенную схему логических операций, мы в качестве добавления получаем гипотетическое (вероятное), а не только достоверное знание. Логика изучает все возможные формы мышления, в том числе гипотетические.

   Логическая  форма представляется посредством  логических констант и переменных. Наиболее простые формы мышления можно проиллюстрировать следующими примерами.

              Все люди  смертны.

            ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

             Незаконная сделка является недействительной.                     S - P

             ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾  

             Все студенты юридических вузов  изучают логику.     

   Все вышеприведённые высказывания различаются по содержанию, но имеют одинаковую логическую форму: S - P. Понять сущность логической формы просто: вспомните таблицу умножения. Это есть один из классических примеров математической формы. Неважно, что Вы умножаете или делите (столы, стулья, здания). Главное то, что все производимые вами математические операции на умножение и деление имеют одну форму, выраженную в таблице умножения.

   Так и в логике. Каждое наше рассуждение (получение выводного знания) имеет определённую логическую форму: дедуктивную, индуктивную, аналогию. Логическая форма – это способ строения (соединения) мыслей в процессе определённого рассуждения (дедуктивного, индуктивного, аналогии).

   Законы мышления – наиболее существенные и необходимые связи между мыслями: последовательность, непротиворечивость, доказательность и обоснованность. Логические законы – это приёмы, с помощью которых формируется правильное (истинное) мышление. В случае нарушения законов логики мышление становится ложным и противоречивым. Законы логики – это правила и схемы, отображающие объективные законы мышления.

   Основной  задачей логики является отделение правильных способов умозаключений (логических выводов) от неправильных. 

1.1.1 1.1.2
Пример  правильного 

умозаключения (силлогизм)

Пример неправильного 

умозаключения (софизм)

  1. Все люди смертны
  2. Сократ – человек
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Сократ  смертен

  1. Все, что ты не потерял, ты имеешь
2. Сократ не  потерял рогов

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Сократ  имеет рога

 

   В первом случае умозаключение правильное и логический вывод достоверен (он построен по правилам силлогизма: если все М есть Р и S есть М, следовательно, S есть Р). Второй пример – софизм (хитрость, интеллектуальная уловка), в котором происходит подмена значения термина. Первый пример – правильное рассуждение, второй – неправильное. Итак, неправильное рассуждение приводит к ложному заключению.

   В истории логики длительное время  считалось, что истинность заключения зависит исключительно от правильности построения логического вывода. Но это не совсем так.

   Пример 1.1.3

  1. Все металлы  – твёрдые вещества.
  2. Медь, серебро, золото, цинк, ртуть – металлы.

   ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

   3. Следовательно, ртуть – твёрдое вещество. 

   Пример 1.1.4

  1. Шуба греет.
  2. «Шуба» – русское слово.

   ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

   3. Некоторые русские слова греют. 

   Логическое  строение умозаключений правильное, а вывод неправильный. Дело в том, что в примере 1.1.3 первая посылка – ложное суждение. А в примере 1.1.4 происходит соединение несравнимых высказываний. В одном случае термин «шуба» обозначает предмет (вещь), а в другом – имя (название) этого предмета. Если хотя бы одна из посылок – ложное суждение или происходит соединение несравнимых высказываний, то и заключение будет ложным. Поэтому, определяя правильность умозаключений, вначале следует установить истинность или ложность исходных суждений, а также наличие между ними логической связи. Но следует иметь в виду, что неправильные рассуждения могут, в принципе, давать истинное заключение.

   Ложное  заключение может быть получено в  результате умозаключения в одном  из следующих случаев: 1) если все  его посылки истинны, но само умозаключение  неправильно; 2) если умозаключение правильно, но в нём имеется ложная посылка; 3) если имеется ложная посылка и само умозаключение неправильно. Умозаключение будет правильным, если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок мы обязательно получим истинное заключение1.

   По  этой же причине логика занимается изучением смысла и значения терминов и суждений, а также другими проблемами. Но основной задачей логики формальной является все-таки изучение способов связей (т.е. форм) правильных и неправильных рассуждений.

   В качестве объекта изучения в логике выступает мышление, а предметом – формы и законы мышления, иногда уточняют – дискурсивное мышление. Попробуем разобраться в этой дилемме.

   Мышление  – целенаправленное восприятие и переработка информации об объекте; мышление в действии есть познание, осуществляемое через чувственные и абстрактно-понятийные формы. Различают интуитивное, чувственное, абстрактно-вербальное, художественное, поэтическое, творческое и другие виды мышления. Мышление изучают разные науки: психология, философия, математика, информатика, лингвистика и логика. Логика изучает в мышлении только одну часть – абстрактно-понятийное мышление, осуществляемое через определённые законы (закономерности) и формы (понятии, суждении, умозаключение). Так мы понимаем предмет логики. Логика – наука о формах и законах мышления, абстрактно-понятийного познания интеллектуальной деятельности. Если условно разделить мышление на две части (интуитивное и рациональное), то в качестве предмета логики мы выбираем рациональное мышление, в психологии именуемое левополушарным мышлением.

   Логическое мышление – это значит определённое, непротиворечивое, последовательное и обоснованное рассуждение, которое производится в виде дедукции, индукции, аналогии. При этом в непосредственной действительности мыслительных актов они применяются в комбинированном варианте, но изучаются отдельно. Приведём 2 – 3 примера для иллюстрации логичного (правильного) мышления.

  • У Мамеда 10 овец. Все, кроме девяти, сдохли. Сколько осталось овец? Ответ: одна.
  • Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник заводит на 9 часов. Сколько времени будет спать профессор? Ответ: один час.
  • Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили свой путь. Как это они сделали? Ответ: путники подошли к реке с противоположных берегов.

   Итак, правильно, т.е. логично может всякий, но умение владеть правилами логики создаётся долгими и упорными занятиями по усвоению логических нормативов. Основная задача логики заключается в том, чтобы научить применять рациональные способы мышления в профессиональной и учебной деятельности.

   Практическое  значение формальной логики заключается  в изучении правил (способов, приёмов) построения правильного мышления. Логика учит использовать рациональные способы мышления в повседневной и профессиональной деятельности. Отнюдь не случайно в университетах эпохи средневековья логику рассматривали как искусство правильного мышления1. Средневековый арабский философ аль-Фараби определил следующим образом значение логики: «... так же, как грамматика исправляет язык людей, для нужд которого она создана, наука логики исправляет разум (прим. С.М.), с тем чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность ошибки»2.  
 

1.2. Значение логики  для юридической  деятельности

   

   

j u s t i t i a

    Правильно и  логично мыслить должен всякий образованный человек, в том числе студенты высших учебных заведений. Тем более, если будущая профессия студента непосредственно связана с интеллектуальной деятельностью. Но особенно это важно для студентов юридических вузов. Юрист-теоретик или исследователь не может обойтись без логики потому, что любая научная работа непосредственно связана с логикой построения материала: введение, основная часть, заключение. Или: тезис + аргументы + демонстрация = логический вывод. При составлении статей кодексов юристы до сих пор используют дихотомическое деление объёма понятия, разработанное ещё Платоном, и правила классического определения Аристотеля. Юрист-практик, т.е. судья, прокурор, адвокат и другие, также используют правила и приёмы логичного мышления. Юристы обязаны выражать свою мысль ясно и непротиворечиво, грамотно аргументировать свою речь и опровергать необоснованные доводы оппонентов, логически правильно строить судебную речь, оформить юридический документ (протокол, договор, заявление, объяснительную записку и др.). Речь юриста должна быть чистой, лаконичной, конкретной и обоснованной. Логически неточные выражения могут сделать мысль неточной и даже полностью её извратить.

     Данное положение особенно становится актуальным сегодня. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия. Обвинение, защита, судья разделены и не подменяют друг друга. Судопроизводство осуществляется как состязательность на основе равноправия. Обвинение и защита представляют суду доказательства в аргументированном виде. В основе судопроизводства лежит спор. Думается, что в судопроизводстве используются юридические факты и материалы в риторической обработке.

   В споре всегда что-либо доказывают или  опровергают. Теорию и практику спора изучает эристика – наука о споре. Логика изучает основы спора: логические приёмы доказательства и опровержения. В любом споре используются слова-понятия, суждения-высказывания, умозаключения – логические выводы. Это главные темы нашего учебного курса. Важное значение в споре играет логичное мышление и знание способов (приёмов) его применения на практике.

   Возьмём для примера один из старых парадоксов. По преданию, философ-софист Протагор (V в. до н.э.) заключил со своим учеником Еватлом договор. Согласно договору, Еватл должен был заплатить за обучение ораторскому искусству после того, как выиграет на суде свой первый процесс. Закончив обучение, Еватл, однако, не стал участвовать в процессах. Протагор подал на него в суд, аргументируя своё требование следующим образом: «Каким бы ни был результат суда, Еватл должен будет заплатить. Он либо выиграет этот процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу заключённого договора. Если проиграет, заплатит согласно решению суда». На это Еватл ответил: «Если я выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если суд будет не в мою пользу, это будет означать, что я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу договора».

   Кстати, немецкий философ и математик  Г. Лейбниц, сам юрист по образованию, в своей докторской диссертации «Исследование о запутанных казусах в праве» предпринял попытку доказать, что спор Протагора и Еватла должен рассматриваться на основе здравого смысла. С точки зрения логической формы парадокс можно записать следующим образом.

   Протагор: Еватл заплатит по договору либо по решению суда. Еватл: Я не заплачу по договору (если проиграю свой первый процесс) либо по  решению суда (если выиграю судебный процесс). Протагор: Еватл есть Х. Еватл: Я не есть Х, где символ Х – плата за обучение.

   В процессе определённого рассуждения всякое понятие или высказывание должны быть тождественными самим себе. Иначе происходит подмена понятия или высказывания, так называемая в логике эквивокация, т.е. логическая ошибка, заключающаяся в том, что слово используется в разных значениях в определённом рассуждении.

Информация о работе Предмет и значение логики