Содержание и специфика основных законов логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

В отличие от законов как нормативных-правовых актов, устанавливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми. Они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой является относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительности. Однако отражая определенные стороны действительности, логические законы не выступают законами самих вещей.

Содержание

Введение 3
1. Содержание и специфика основных законов логики 4
2. Закон тождества 6
3. Закон непротиворечия 9
4. Закон исключенного третьего 13
5.Закон достаточного основания 17
Заключение 20
Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

Логика Костя печатать.docx

— 51.23 Кб (Скачать)

    Содержание

Введение 3

1. Содержание и специфика основных  законов логики 4

2. Закон тождества 6

3. Закон непротиворечия 9

4. Закон исключенного третьего 13

5.Закон достаточного основания 17

Заключение 20

Список литературы 21

 

Введение

    В отличие от законов как нормативных-правовых актов, устанавливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми. Они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой является относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительности. Однако отражая определенные стороны действительности, логические законы не выступают законами самих вещей.

    Законы  мышления исторически сложились  в результате взаимодействия между  человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности. В них нашли свое логическое выражение наиболее общие черты внешнего мира, его качественная определенность. При этом мышлении, выступая как специфическое отражение объективной реальности в сознании человека, протекает не хаотично, а закономерно. Это означает, что элементы мысли, как и мысль в целом, находятся в закономерной связи между собой. Вот почему логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.

     Законы  логики по своему содержанию являются обобщенным отражением закономерностей  внешнего мира, преобразованных в  человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Логические законы носят объективный характер, действуют независимо от воли людей, но формировались они в человеческом сознании и вне сознания не существуют. "Законы логики, — отмечал В. И. Ленин, — суть отражения объективного в субъективном сознании человека". 

 

1. Содержание  и специфика основных  законов логики

    Понятие о логическом законе

    Прежде  чем рассмотреть содержание и  специфику законов логики, целесообразно определить родовое понятие «закон». Закон есть существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие.

    На  основе этой общей дефиниции определим  категорию «закон мышления». Закон  мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами мысли и самими мыслями. Источники этих связей объективны. Законы мышления являются обобщенным отражением закономерностей внешнего мира, преобразованных в человеческой голове и ставших общими принципами познающего мышления. Отсюда, порядок и связь вещей определяет порядок и связь мыслей. Этот процесс идет по двум направлениям:

    содержательному (отражение связей реальных вещей);

    нормальному (отражение связей форм мысли).

    Первое  направление реализуется в диалектических законах и изучается диалектической логикой, а второе - в формально-логических законах и изучается формальной логикой.

    В логических законах выражены существенные, устойчивые и необходимые черты  внутренней структуры мыслительного  процесса, которая исторически сложилась на основе объективных свойств и отношений природного мира. Вот почему сами законы логики носят объективный характер. Поэтому люди не могут по своему усмотрению изменять или «диктовать» новые логические законы. Законы логики воспринимаются как аксиома - истина, не требующая доказательства. Обладая характером всеобщности в сфере мышления, эти законы являются обязательными с точки зрения их соблюдения во всех областях научного знания и на любом уровне познавательного процесса. Естественно, что одних логических законов недостаточно, чтобы обеспечить истинность наших суждений, умозаключений. Законы логики составляют важный и обязательный момент в системе условий, определяющих истинность наших мыслей. Логическая правильность и стройность мышления необходимы, но недостаточны для объективной истинности выводного знания. Отсюда вытекает следующее положение: законы формальной логики нельзя абсолютизировать, они не распространяются на внешний мир; их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логической формы, а не содержания мысли.

    Законы, изучаемые формальной логикой, следует  отличать от диалектических законов  мышления. Формально-логические законы обусловливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение  новых знаний из истинных и достоверных  суждений с необходимостью приводит к истине. В свою очередь, законы диалектики являются не только законами объективного мира, но и законами мышления; они являются предметом изучения диалектической логики.

    Необходимо  обратить внимание, что хотя логические законы релятивны, они не выступают в качестве простой условности или произвольного измышления разума. Такие законы - результат отражения внешнего мира в сознании человека. Только адекватно и научно осмысленная формальная логика раскрывает объективную основу логической формы законов человеческого мышления и тем самым доказывает их необходимость во всяком процессе научного познания объективной реальности,

    Различают следующие виды формально-логических законов.

    Во-первых, законы, связанные с отдельными формами абстрактного мышления - или с понятием, или с суждением, или с умозаключением. На основе этих законов были выведены конкретные правила.

    Во-вторых, законы, которые имеют всеобщий характер, действуют во всех формах абстрактного мышления. Это основные формально-логические законы: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Их называют основными потому, что они:

    действуют во всяком мышлении;

    лежат в основе различных логических операций с понятиями и суждениями;

    используются  в процессе умозаключений и доказательств;

    отражают  важные свойства правильного мышления: определенность, логическую непротиворечивость, последовательность, обоснованность.

    Первые  три закона были выявлены и сформулированы древнегреческим философом Аристотелем, закон достаточного основания - немецким философом XVIII в. Г.В. Лейбницем.

    Необходимо  иметь в виду, что выделение  четырех формально-логических законов осуществляется только в традиционной логике, которая и является объектом нашего изучения. Логика же современная (в частности, математическая, символическая) показала, что логических законов бесконечно много и нет оснований делить их на основные и второстепенные. Кроме того, построены логические системы, в которых не являются законами, например, закон исключенного третьего (например, интуиционистская логика, некоторые системы многозначной логики), закон непротиворечия (паранепротиворечивая логика).

    Однако, абстрагируясь от этого и оставаясь  в рамках традиционной логики, обратимся к анализу выделенных формально-логических законов, которые имеют важное значение в мыслительной деятельности людей. 

2. Закон тождества

     Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Записывается закон так: а есть а или а = а (для суждений) А есть А или А = А (для понятий) В символической записи он выражается формулой: р     р (если р, то р), где р - любое суждение;          - символ импликации (логическая связка: «Если... то...»).

    Таким образом, закон тождества требует, чтобы в процессе определенного  рассуждения всякая мысль была тождественна самой себе, а разные мысли никогда не отождествлялись.

    Вспомним, что тождество есть примерное  равенство, сходство предметов в каком-либо отношении.

    Таким образом, все, что может быть предметом  нашей мысли, обладает свойством  определенности. Всякая, даже внутренне  противоречивая вещь, пока она существует как данная вещь, обладает относительной устойчивостью, определенным качеством, в котором она тождественна сама себе, пока не перейдет в новое качество.

    Определенность  предметного мира нашла свое отражение  в одной из характерных черт правильного  мышления - в свойстве человеческой мысли вычленять вещи из окружающего  мира и рассматривать их раздельно, аналитически, с учетом выявления  и обобщения их существенных признаков. Без этой способности человека было бы невозможно само мышление в форме  понятий. Понятия, как известно, представляют обобщенное отражение вещей, в них фиксируется общее, устойчивое. Эта специфика понятий раскрывает реальное содержание закона тождества. До тех пор, пока вещь существует в своем качестве, мы должны и понятие о ней брать однозначно, в определенном смысле. Предметный мир не остается постоянным, вещи изменяются, но, изменяясь в некоторых свойствах и отношениях, они все же остаются в пределах своей меры, а следовательно, и понятия о них продолжают сохранять свою устойчивость и однозначность.

    В повседневной практике окружающие нас  предметы каждый раз рассматриваются обычно с одной какой-либо стороны, в определенном отношении.

    В мышлении закон тождества выступает  в качестве нормативного правила (принципа). Он означает, что в ходе рассуждений нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя также тождественные мысли выдавать за противоположные, а противоположные за тождественные.

    Закон тождества предъявляет к мыслительному  процессу человека следующие требования.

    Во-первых, в процессе рассуждения мысль должна быть тождественна самой себе (т. е. тождество предмета мысли). Отсюда следует, что двусмысленность предмета в ходе логических рассуждений недоступна. Вот почему весьма важно, чтобы в дискуссии, научной полемике понятия употреблялись в одном и том же смысле. В мышлении нарушение закона тождества проявляется тогда, когда человек дискутирует не по обсуждаемой теме, а произвольно подменяет один предмет обсуждения другим, употребляет понятия не в том смысле, в каком это принято. Таким образом, мышление будет логичным и истинным при таком условии, когда в ходе рассуждения каждое понятие будет мыслиться в строго определенном значении.

    Зачастую  в процессе дискуссий, обсуждений проблемы спор по существу подменяют споры  о словах. Нередко люди говорят  о различных вещах, полагая, что  они имеют в виду один и тот  же предмет или событие. Логическая ошибка нередко совершается при употреблении людьми омонимов, т. е. слов, имеющих двойное значение («содержание», «пол», «следствие» и т. п.).

    Логические  ошибки подобного рода, нередко встречающиеся  при нарушении данного закона, принято называть подменой или смешением  понятий. Подобные ошибки генетически  имеют субъективные корни. Подмена понятий происходит часто из-за неточного знания или просто незнания содержания употребляемых понятий. Кроме того, человеку нередко представляется, что между употребляемыми понятиями нет никакого различия, а в действительности они содержат различную смысловую нагрузку и не могут быть тождественны смыслу предлагаемого рассуждения.

    Отождествление  различных мыслей нередко связано  с неодинаковым уровнем образования людей, их культурой, различиями в профессии и т. п.

    Во-вторых, в процессе рассуждения о каком-либо предмете нельзя подменять этот предмет другим.

    Необходимо  отметить, что при нарушении закона тождества возникает нередко  и другая ошибка, которую в логике принято характеризовать подменой тезиса. В процессе доказательства или опровержения выдвинутый тезис часто сознательно или несознательно подменяется другим. В научных спорах и творческих дискуссиях это проявляется в приписывании оппоненту того, чего он в действительности не говорил. Такие приемы ведения дискуссий недопустимы как с научной, так и с этической стороны.

Информация о работе Содержание и специфика основных законов логики