Спор и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

В данной работе передо мной поставлена цель раскрыть особенности и формы спора.
Достижение поставленной цели возможно через решения промежуточных задач исследования:
1. Необходимо раскрыть причины способствующие возникновению споров.
2. Раскрыть формы и виды споров.
3. Раскрыть приемы разрешения споров.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….……3
Спор, его цели и признаки……………………………………………….………4
Виды споров………………………………………………………………………6
Требования к спору………………………………………………………….……8
Заключение…………………………………………………………………….…13
Список использованной литературы………………………………………...…14

Работа содержит 1 файл

логика.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………….……3

Спор, его цели и признаки……………………………………………….………4

Виды споров………………………………………………………………………6

Требования  к спору………………………………………………………….……8

Заключение…………………………………………………………………….…13

Список использованной литературы………………………………………...…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Спор имеет  огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных серьезных вопросах? Ведь сейчас наше время особенно богато горячими спорами общественного и политического характера. В мире существует множество вещей, которые очевидны и, которые не нужно доказывать с целью проверки их истинности так, например, в математике, есть множество аксиом, которые по своему определению не нуждаются в доказательстве, однако часто в повседневной жизни человек сталкивается с различными трудностями, во многих случаях, и ему бывает необходимо отстоять свое мнение, например на лекции, в ходе полемики, в судебном процессе и во многих других, приходится доказывать, обосновывать и аргументировать высказанные суждения, собственную точку зрения, особенно важно это умение для людей, выбравших для себя профессию юриста, независимо от того, является ли он, например, адвокатом или прокурором в судебном процессе, настоящий профессионал должен грамотно, логично излагать свои доводы, чтобы убедить суд в своей правоте, отстоять свое мнение и доказать что оно является правильным, это лишь один из множества примеров тех ситуаций, когда умение аргументировать свою точку зрения является для юриста показателем его профессионального уровня.

В данной работе передо мной поставлена цель раскрыть особенности и формы спора.

Достижение  поставленной цели возможно через решения  промежуточных задач исследования:

1. Необходимо  раскрыть причины способствующие возникновению споров.

2. Раскрыть формы  и виды споров.

3. Раскрыть приемы  разрешения споров.

Объектом нашего исследования является- логика.

Предметом исследования- спор.

При написании  данной контрольной работы использовались следующие принципы: принцип научности, который выразился в том, что наши суждения были построены исключительно на источниках подлинность и точность которых проверены; принцип объективности, использование которого выразилось в том, что установленные при написании контрольной работы нами истины логически непротиворечивы.

 

 

 

 

 

СПОР, ЕГО ЦЕЛИ И ПРИЗНАКИ

 

Так что же такое  спор? В. И. Андреев предлагает в качестве определения понятия «спор» следующее:

СПОР – это  характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.

Цели ведения  спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.

Перечислим  наиболее характерные конструктивные цели ведения дискуссии, спора:

  •    обсудить все возможные варианты решения проблемы;
  • выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;
  • привлечь внимание к проблеме как можно больше заинтересованных и компетентных лиц;
  • опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;
  •   привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству;
  •   оценить возможных единомышленников и противников.

Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:

  • расколоть участников спора на две непримиримые группы;
  • завести решение проблемы в тупик;
  • опорочить идею и ее авторов;
  • превратить дискуссию в схоластический спор;
  • используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути;
  • разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.

Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и  деструктивных, значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как  правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться  в самых разных сочетаниях.

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Спор помогает обмениваться идеями, более глубоко уяснить собственную позицию и позицию своего оппонента, узнать новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор по теме спорного вопроса.

При этом для  спора даже не обязательно, чтобы  были высказаны прямо противоположные точки зрения. Простейший вариант спора состоит в том, что выдвинутая одним человеком позиция или идея сталкивается с сомнением со стороны другого. Такие споры могут протекать вполне спокойно, ничем не напоминая ссоры или перебранки.

Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.

Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет, или тему, но спор характеризуется не просто определенным предметом, а наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д. Спор предполагает противоположные мнения и активное отстаивание каждой из его сторон своей собственной позиции, несовместимой с позицией другой стороны. Если противоположности или столкновения мнений нет, то нет и самого спора, а есть какая-то иная форма аргументации.

Спор как  одна из возможных ситуаций аргументации имеет характерные признаки:

  • на тезис пропонента оппонент отвечает противоположным утверждением, антитезисом ("столкновение мнений");
  • и пропонент, и оппонент выдвигают какие-то доводы в поддержку своих позиций;
  • каждый из спорящих подвергает критике позицию противной стороны.

Если какой-то из этих признаков отсутствует, нет  и спора как особого случая аргументации.

Иногда все  возможные ситуации аргументации пытаются свести к спору или представить  последний по меньшей мере как  парадигму аргументации вообще. Это конечно же, неправомерно. У призывов и проповедей нет ничего общего со спорами. Если тезис, поддержанный аргументами или нет, обращен к тем, кто нейтрален к нему, то опять-таки нет оснований отождествлять эту ситуацию со спором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ СПОРОВ

 

По своей  цели споры делятся на преследующие истину и преследующие победу над  противоположной стороной. По своим  средствам подразделяются на использующие только корректные приемы и использующие также разнообразные некорректные приемы.

Таким образом, мы получаем четыре их разновидности, которые можно назвать дискуссией, полемикой, эклектикой и софистикой.

Дискуссия –  спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора.

Полемика –  спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы.

Эклектика –  спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого  и некорректные приемы.

Софистика –  спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.

Дискуссия – одна из важнейших  форм коммуникации, метод решения  спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше  понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают лучшего взаимопонимания. Польза дискуссии еще и в том, что она снижает элемент субъективности. Убеждениям отдельного человека или группы людей она сообщает общую поддержку и тем самым определенную обоснованность. Непосредственная задача дискуссии – достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса. Используемые в дискуссии средства должны быть корректными и, как правило, признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление средств другого рода ведет обычно к обрыву дискуссии.

Полемика, во многом подобная дискуссии, существенно отличается от последней в отношении как  своей цели, так и применяемых средств. Цель полемики – не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, должны быть корректными, но они не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах спора. Именно это различие целей и средств дискуссии и полемики лежит в основе того, что противоположная сторона в дискуссии именуется обычно "оппонентом", а в полемике – "противником". Полемику можно сравнить с военными действиями, не предполагающими, что противник согласится с применяемыми против него средствами; дискуссия подобна военной игре, в ходе которой допустимо опираться только на средства, доступные другой стороне и признаваемые ею. Хотя полемика и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна, и не способна принести моральное удовлетворение.

В самом общем смысле эклектика  – это соединение разнородных, внутренне  не связанных и, возможно, несовместимых идей, концепций, стилей и т.д. В качестве методологического принципа эклектика появилась впервые в древней философии как выражение упадка и интеллектуального бессилия последней. Эклектика широко использовалась в средневековой схоластике, когда приводились десятки и сотни разнородных, внутренне не связанных доводов "за" и "против" некоторого положения. Спор об истине, использующий и некорректные приемы, уместно назвать эклектикой на том основании, что такие приемы плохо согласуются с самой природой истины. Скажем, расточая комплименты всем присутствующим при споре, или, напротив, угрожая им силой, можно склонить их к мнению, что 137 – простое число. Но выиграет ли сама истина при таком способе ее утверждения? Вряд ли. Тем не менее, эклектические споры, в которых истина поддерживается чужеродными ей средствами, существуют, и они не столь редки, как может показаться. Они встречаются даже в науке, особенно в период формирования новых научных теорий, когда осваивается новая проблематика и еще недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему.

Известно, что Галилей, отстаивавший когда-то гелиоцентрическую систему  Коперника, победил благодаря не в последнюю очередь блестящей  технике убеждения: он писал на итальянском, а не на быстро устаревавшем латинском языке, и обращался напрямую к людям, пылко протестовавшим против старых идей и связанных с ними канонов обучения. Для самой истины безразлично, на каком языке она излагается и какие конкретно люди ее поддерживают. Тем не менее пропагандистские аргументы Галилея определенно сыграли позитивную роль в распространении и укреплении гипотезы Коперника. Истина рождается в споре, и утверждается она в конечном счете с помощью корректных средств. Но наука делается живыми людьми, на которых оказывают воздействие и некорректные приемы. Не удивительно поэтому, что в спорах об истине иногда возникает искушение воспользоваться какими-то мягкими формами таких приемов. Отношение к эклектике как разновидности спора должно быть взвешенным и учитывающим ситуацию, в которой для защиты еще не для всех очевидной истины были использованы не вполне корректные средства. Что заслуживает безусловного осуждения, так это софистика – спор, в котором для достижения победы над противником используются любые средства, включая и заведомо некорректные. В споре, как и в других делах, нельзя быть неразборчивым в применяемых средствах. Не следует вступать в спор с единственной целью – победить в нем любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истиной и добром.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СПОРУ

      

Очевидно, что не существует такого общего перечня требований, которому удовлетворяли бы все четыре разновидности спора. Софистика, т.е. спор за утверждение своей позиции  любыми средствами, вообще не подчиняется  каким-либо правилам. В софистическом споре может быть нарушено любое общее требование, не исключая требования быть логичным или требования знать хотя бы приблизительно те проблемы, о которых зашел спор.

Для трех остальных разновидностей спора можно попытаться сформулировать общие требования, которым они должны удовлетворять, если подразумевается, что спорящие ориентируются в конечном счете на раскрытие истины или добра.

В числе общих требований к спору можно упомянуть следующие.

1.      Не следует спорить без особой необходимости. Если есть возможность достичь согласия без спора, надо ее использовать.

Встречаются люди, готовые  спорить по поводу и без повода, иногда они даже гордятся этим. Такие  завзятые спорщики, ввязывающиеся в  спор ради него самого, чаще всего только мешают прояснению дела. Полезно всегда помнить, что спор представляет ценность не сам по себе, а как средство достижения определенных целей. Если ясной и важной цели нет или она может быть достигнута без всякого спора, затевать спор бессмысленно. Постоянная нацеленность на спор, на оппозицию любым мнениям, не совпадающим полностью с собственным мнением, развязывание мелких споров и т.п., характеризует человека не с лучшей стороны.

Информация о работе Спор и его виды