Биржевое дело

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Важной функцией фьючерсных рынков является создание возможности для торговых участников уменьшить или контролировать риск путем переноса его на других участников. Деятельность по торговле фьючерсными контрактами с целью уменьшения или контроля над
ценовым риском называется хеджированием.

Содержание

1. Хеджирование как метод управления ценовыми рисками………………2
2. Характеристика Московской энергетической иржи…………………….14
3. Пример онкольной сделки…………………………………………………23
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по биржевому делу.docx

— 62.18 Кб (Скачать)

План 

1. Хеджирование как метод управления ценовыми рисками………………2

2. Характеристика  Московской энергетической иржи…………………….14

3. Пример онкольной  сделки…………………………………………………23

Список использованной литературы. 

  1. Хеджирование как метод управления ценовыми рисками.
 

      Важной  функцией фьючерсных рынков является создание возможности для торговых участников уменьшить или контролировать риск путем переноса его на других участников. Деятельность по торговле фьючерсными контрактами с целью уменьшения или контроля над 
ценовым риском называется хеджированием.

      Хеджерами являются участники рынка, использующие фьючерсы и опционы для уменьшения риска ценовых колебаний. Их участие во фьючерсной торговле связано с реальными операциями, касающимися товара или финансового инструмента, лежащего в основе фьючерсного контракта.

      Хеджеры устраняют риск путем открытия на время позиции на одном 
рынке и противоположной позиции на другом, но экономически связанном 
рынке, таком, как фьючерсный или рынок забалансовых инструментов. Комиссия по товарной фьючерсной торговле США дала официальное определение хеджирования, в котором подчеркнуто, что настоящий хедж с использованием фьючерсных контрактов должен включать позиции по фьючерсным контрактам, которые экономически связаны с реальной позицией и предназначены для снижения рисков, возникающих в ходе 
обычных коммерческих операций данной компании.

      Хеджеры в экономическом плане являются основными учапниками рынка срочных  контрактов. Сфера их деятельности — область материального производства, рынок наличного товара, а также финансовая.

      Участник  рынка может считаться хеджером, если его действия основаны на двух мотивах:

      • присутствие на рынке наличного  товара;

      • заинтересованность в уменьшении риска. 
Несколько конкретных примеров участников-хеджеров.

      1. Фермер, выращивающий кукурузу. Он  использует фьючерсные контракты  для защиты стоимости своего  урожая. Как производитель кукурузы  он является участником соответствующего  наличного рынка. Как собственник  товара он подвержен риску  падения цены. Операции на рынке  фьючерсных контрактов на кукурузу  защищают его от этого падения  и тем самым уменьшают риск ценовых колебаний.

      2. Коммерческий банк, использующий  фьючерсные контракты 
на процентные ставки. Цель его операций — уменьшить временное несоответствие между своими активами и пассивами. Являясь 
одновременно кредитором и заемщиком, банк участвует в бизнесе, 
связанном с процентными ставками. В зависимости от того, являются ли сроки его кредитов короче или длиннее, чем сроки его депозитов, банк либо продает, либо покупает фьючерсы на процентные ставки с целью снизить для себя риск их колебания.

      3. Американский импортер, покупающий  товары в Германии. 
Он использует фьючерсы в связи с предстоящей оплатой поставок своему немецкому партнеру. Импортер должен оплатить поставку в немецких марках, поэтому если эта валюта поднимется в цене относительно доллара США, то ему придется затратить большую сумму в национальной валюте для оплаты контракта. Фьючерсные операции с немецкой маркой уменьшают для импортера риск колебания курсов.

      В каждом рассмотренном случае присутствуют оба критерия 
хеджера: деятельность на соответствующем наличном рынке и использование фьючерсов для уменьшения риска. Если бы банк продавал фьючерсы на соя-бобы, он не мог бы считаться хеджером, так как он не вовлечен в наличный рынок соя-бобов. Если бы фермер совершал операции на фьючерсном рынке золота, он также не мог бы рассматриваться как хеджер. Поэтому большинство хеджеров являются таковыми только на одном или нескольких рынках, тогда как на других они выступают как спекулянты.

      Существование хеджеров является в определенном смысле 
экономическим оправданием существования фьючерсных и опционных рынков. Хеджеры являются поставщиками реальных товаров и услуг, а фьючерсные и опционные рынки способствуют повышению эффективности их деятельности. Фьючерсная торговля не могла бы существовать без активного участия хеджеров. Именно они обеспечивают регулярный и двусторонний приток приказов на покупку и продажу, что в итоге приводит к успеху фьючерсного контракта. Например, на рынке существуют тысячи производителей сои, которых беспокоит возможное 
падение цен на нее, и множество потребителей этого товара, опасающихся роста цен. В отличие от спекулянтов и торговцев, которые могут переключать свой интерес с одного рынка на другой, хеджеры являются в определенном смысле «пленниками» своего рынка. Именно их постоянное внимание к изменениям цен обеспечивает регулярный приток заказов и сделок на фьючерсных рынках.

      Количество  участников реального рынка, чья  заинтересованность в уменьшении ценового риска делает их хеджерами, зависит от ряда факторов: объема соответствующего наличного рынка; уровня неустойчивости цены (т.е. возможного риска); знания и доступности фьючерсных и опционных рынков.

      Различные виды хеджеров по-разному ведут свои фьючерсные операции. Так, производители  и потребители товаров часто имеют большие объемы фьючерсных контрактов, но операции с ними совершают относительно редко. Их позиции часто остаются без изменения в течение недель и даже месяцев.

      Торговцы  и посредники обычно являются более  активными хеджерами. Вернемся к примеру с коммерческим банком, являющимся по сути финансовым посредником. Когда банк принимает новые депозиты и выдает новые займы, меняется сложившееся несоответствие по срокам. Если банк активно использует фьючерсный рынок, то он может менять свою фьючерсную позицию каждый день или час. То же самое можно сказать и о других видах посредников, например, торговцах зерном, которые постоянно покупают его у производителей и продают переработчикам.

      Производители и потребители, с одной стороны, и посредники, с другой, имеют  различные проблемы.

      Во-первых, производители и потребители озабочены и хеджируют против относительно крупных изменений цен. Так, производитель золота, имеющий объемы производства порядка 100 тыс. унций в год, озабочен падением цены в 30—50 долл. на унцию, но не будет реагировать на колебания цен порядка 0,5—1 долл. за унцию. В то же время торговец металлом, имеющий большие запасы и получающий прибыль около 10—20 центов на унцию, будет весьма озабочен такими изменениями цен.

      Во-вторых, постоянно меняющиеся потребности  посредников делают этих хеджеров в  целом более вовлеченными в дела фьючерсной биржи. Представители именно этой группы гораздо чаще, чем производители и потребители, становятся членами бирж и клиринговой палаты, имеют своих представителей в операционном зале и занимают должности в различных комитетах и комиссиях биржи.

      Товарные  рынки стали той областью, которая  первой стимулировала потребность  в инструментах хеджирования (таких, как фьючерсные контракты), поскольку цены на товары колеблются в широких пределах и непредсказуемым образом. Однако в 70-х годах неустойчивость многих финансовых рынков, таких, как рынки валют и процентных ставок, расширила практику применения фьючерсных контрактов как инструментов хеджирования и на эту сферу.

      Как общее правило, потенциально более  высокую прибыль 
можно получить, только взяв на себя и большую долю риска. К такой практике прибегают немногие фирмы, а большая часть стремится полностью или в определенной степени исключить риск. Кроме того, лица, связанные с производственным процессом, прежде всего заинтересованы в планировании своих будущих расходов и доходов и поэтому готовы отказаться от потенциальной дополнительной прибыли ради определенности перспектив своего финансового положения.

      Хотя  хеджирование с помощью фьючерсных контрактов стало составной частью многих отраслей экономики, но это не единственное средство защиты от ценовых колебаний. Так, во многих сферах производства и финансов не существует фьючерсных контрактов, однако там имеются прибыльные предприятия, которые либо нашли другой способ защиты от краткосрочных колебаний, либо приспособились к цикличности в прибыли и убытках.

      Даже  в тех отраслях, где имеются  фьючерсные контракты, степень их использования зависит от философии конкретного предприятия. Не желающие испытывать риск предприятия чаще используют фьючерсные контракты. Другие предприятия, для которых цикличность риска — это своеобразный способ жизни или для которых стоимость сырья является незначительным фактором издержек, используют фьючерсные контракты 
реже.

      Прежде  чем решить, стоит ли использовать механизм хеджирования, каждое предприятие  должно определить источники и величину риска, которому оно подвергается. Предпринимательская деятельность связана с различными видами рисков, и далеко не все из них можно страховать с помощью операций хеджирования. Хеджер стремится устранить или контролировать прежде всего риск, связанный с неблагоприятным изменением цен. Такой риск называется ценовым и существует в силу неопределенности будущего уровня цены. 
Например, фермер, выращивающий кукурузу и планирующий продать ее через 6 месяцев, не может быть уверен в том, какой будет цена на его товар через полгода. Она может быть выше или ниже той, которую он ожидает (или цены, которую он наметил, когда сеял кукурузу). Если цена будет существенно ниже, то фермеру, возможно, придется продать товар по цене, 
которая не покроет издержки производства. Результатом может быть банкротство. Если, напротив, цены будут выше предполагаемых, фермер получит исключительно высокую прибыль.

      Другой пример — авиакомпании, которые устанавливают тарифы на пассажирские перевозки. Тарифы остаются постоянными на длительный период времени. Для установления прибыльных для себя тарифов компании должны оценить свои будущие издержки. Однако как только они установили такие тарифы, у них появляется риск неожиданного повышения издержек, что приведет к снижению прибыли. 
Стоимость топлива для обычного перевозчика составляет примерно 17% всех издержек. Даже небольшой рост цены на топливо приведет к существенному росту издержек.

      Таким образом, как производитель, так  и потребитель подвергаются ценовому риску: фермер имеет ценовой риск продажи товара, а авиакомпания —  ценовой риск издержек. Оба эти риска могут быть уменьшены или контролироваться с помощью хеджирования.

      Конечная  цель любого вида бизнеса — получение  прибыли. 
Колебания цен на приобретаемые товары и продаваемую продукцию являются только одним источником колебаний доходов и издержек. Изменения в объеме доходов могут произойти либо из-за изменения в ценах, либо из-за изменения в продаваемых количествах. Если фермеру не удалось вырастить планируемый им урожай, то даже при правильном прогнозе цены или успешном осуществлении хеджирования этой цены он все равно получит существенно меньший доход. Этот тип риска принято называть количественным: неопределенность относительно количества, которое будет продано или куплено в какую-то дату в будущем. К сожалению, этот риск не может быть с точностью застрахован при помощи фьючерсных контрактов, опционов или любого другого срочного инструмента. Однако можно иметь в виду этот количественный риск при разработке оптимальной стратегии хеджирования.

      Таким образом, главный смысл хеджирования заключается в 
способе уменьшить ценовой риск. Хотя уменьшение или даже устранение ценового риска не во всех случаях может быть достаточным, во многих обстоятельствах возможность контролировать этот риск позволяет добиться успеха и избежать финансовых потерь.

      Ценовой риск может касаться различных сторон деятельно- 
сти предприятия:

      1. Имеющиеся запасы. В этом случае  риск связан с владением реальными  товарами и финансовыми инструментами,  на которые не заключены сделки  на продажу по фиксированной  цене. Например, фирма имеет запасы  металлов на складе или облигации  у своего дилера, которые теряют  свою стоимость при падении цен.

      2. Запасы полуфабрикатов. Эта категория  рисков включает реальные товары, которые были переработаны и несколько отличаются от спецификации фьючерсного контракта. Примером являются запасы нефтепродуктов или запасы готовой продукции. Степень переработки товаров и их удаленность от стандартного сорта фьючерсного контракта делает хеджирование менее надежным способом уменьшения риска.

      3. Будущая продукция. В эту категорию  входят будущий урожай или  произведенный товар, на которые  не заключена сделка. В этом  случае риск падения цен затронет  прибыльность производства. В некоторых случаях падение цены ниже уровня издержек производства приведет к убыткам для каждой произведенной единицы.

      4. Соглашение на закупку с фиксированной  ценой. Форвардные 
контракты, обязывающие покупателя принять товар или финансовый инструмент по фиксированной цене, создают для него ценовой риск при падении цен. Такие соглашения так же уязвимы к падениям цен, как и существующие запасы.

Информация о работе Биржевое дело