Контрольная работа по дисциплине: «Мировая экономика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:42, контрольная работа

Описание работы

В контексте возникновения нового баланса сил в Северо-Восточной Азии важное, а во многих отношениях ключевое значение имеет Монголия. Это связано с ее географическим положением между двумя крупнейшими державами евразийского материка - Россией и Китаем, которое превращает Монголию в объект явного или скрытого соперничества внешних сил, особенно если учесть обширность ее территории и богатые запасы полезных ископаемых.

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 37.85 Кб (Скачать)

Томский  Государственный Университет Систем Управления И Радиоэлектроники   
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Мировая экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка гр. В-820

Жаурова Наталья 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск 2011г.

     Монголия  в современной  системе международных  отношений

     В контексте возникновения нового баланса сил в Северо-Восточной  Азии важное, а во многих отношениях ключевое значение имеет Монголия. Это связано с ее географическим положением между двумя крупнейшими  державами евразийского материка - Россией и Китаем, которое превращает Монголию в объект явного или скрытого соперничества внешних сил, особенно если учесть обширность ее территории и богатые запасы полезных ископаемых.

     Последующая корректировка политического курса  Монголии в полной мере нашла отражение  в трех программных документах, утвержденных 30 июня 1994 г. парламентом страны: Концепции  национальной безопасности, Концепции  внешней политики и Основах государственной  военной политики (последний документ был принят в новой редакции 15 мая 1998 г.). В средствах массовой информации того времени широко обсуждался вопрос открытости и доступности этих политико-правовых актов. Считалось, что «... идеи и задачи Концепций должны быть опубликованы, потому что, во-первых, эффективность этих документов зависит от их понимания и поддержки обществом,... монгольским народом и, во-вторых, очень важно, чтобы все знали, каковы жизненные национальные интересы Монголии, и что они не противоречат интересам других государств и народов...».

     Утверждение Концепций привлекло большое  внимание общественности, причем не только Монголии, но и за рубежом. Это объясняется  тем, что в них наряду с конституцией заложены основы внешней и внутренней политики страны, отражены существующие задачи по обеспечению национальной безопасности и определены методы их решения. То есть эти документы "вполне соответствовали как международным  тенденциям развития мира, так и  возможностям республики использовать внешний фактор в своих собственных национальных интересах".

     Географическое  расположение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, двумя мировыми державами, послужило  основанием для того, чтобы Монголию стали рассматривать как буферное государство, а это предопределило выбор приоритетов в развитии ее международных связей. Ориентация Монголии не только на Россию, но и на Китай является главным отличием новой государственной стратегии  от прежних внешнеполитических доктрин, которые предусматривали опору  исключительно на Советский Союз.

     Основная  задача Улан-Батора - достижение равновесия в отношениях с обоими государствами  при полном уважении их интересов. Сбалансированность не означает соблюдение абсолютно равной дистанции Монголии от России и Китая по всем вопросам или занятие ею идентичных позиций по тем или иным проблемам с какой-либо из этих стран. Выработанный монгольским руководством подход способствует укреплению доверия, развитию всесторонних добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества с двумя странами. Это нашло отражение в межгосударственных соглашениях.

     В настоящее время Монголия активно  поддерживает контакты с соседями в  различных сферах. Однако, определяя  перспективы их развития, руководство  страны учитывает политику и РФ, и КНР на монгольском направлении. В случае возникновения каких-либо российско-китайских противоречий Монголия будет занимать позицию  невмешательства и нейтралитета до тех пор, пока эти разногласия  не коснутся ее жизненно важных интересов.

     МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ

     Рассматривая  российско-монгольское сотрудничество, необходимо отметить существенный разрыв в уровне политических и экономических  взаимоотношений, причем не в пользу последних. Если политический диалог России и Монголии в виде официальных  встреч в различных форматах и  подписания в их ходе двусторонних договоров развивается весьма динамично, то эффективным контактам в сфере экономики препятствует неразрешенность ряда острых вопросов.

     Прежде  всего следует констатировать преимущественную ориентацию межгосударственных экономических связей на приграничное взаимодействие, что типично для сопредельных стран. При этом осуществлению совместных проектов Монголии с республиками Алтай, Бурятия, Тыва, Иркутской и Читинской областями нередко мешает недостаточная урегулированность отношений между центром и регионами России, а также дотационный характер экономик названных субъектов РФ.

     Ограниченный  характер экономического сотрудничества России и Монголии создает благоприятную  обстановку для укрепления позиций  других государств в данной области. Наращивание финансовой помощи в целях развития двусторонних хозяйственных связей и образования единого экономического пространства - одно из основных направлений политики Китая, нацеленной на включение Монголии в сферу своего геополитического влияния.

     В Концепции национальной безопасности содержится положение о недопустимости доминирования в экономике Монголии, особенно в ее стратегических отраслях, одной страны или группы стран. Однако соблюдать этот постулат становится все труднее. Монголия постепенно превращается в сырьевую базу для динамично  развивающейся экономики Китая. Почти половина монгольского экспорта ориентирована на южного соседа. В то же время в Монголии создались выгодные условия для деятельности сотен мелких и средних китайских предприятий. Они сосредоточили в своих руках едва ли не всю внутреннюю розничную и мелкооптовую торговлю страны, сужая тем самым возможности для внедрения на монгольский рынок российских товаров. Кроме того, Китай в отличие от России и Монголии располагает развитым законодательством в области приграничной торговли и успешно его реализует.

     Ключевой  особенностью китайского участия в  экономическом сотрудничестве с  Монголией является его донорский  характер. Предоставляя монгольской  стороне как беспроцентные кредиты, так и значительную безвозмездную помощь, Пекин фактически формирует экономическую зависимость Монголии. Учитывая инвестиционно-кредитную политику КНР по отношению к Монгольской Республике в сочетании с ограниченностью участия России во внешнеэкономических связях с ней, представляется неизбежным возрастание роли китайского фактора в жизни Монголии.

     Отношения Монголии с двумя соседями определяются в большей степени экономическими интересами, так как именно они  являются основополагающими для  безопасности всех государств. Дальнейшее сокращение присутствия России в

     Монголии  на фоне быстрого превращения Китая  в мировую державу может привести к дисбалансу в расстановке сил  в Северо-Восточной Азии.

     ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С США

     В Концепции внешней политики Монголии приоритет отдается выстраиванию отношений  с двумя соседями - РФ и КНР; также  закрепляется курс на продвижение сотрудничества с другими развитыми и влиятельными государствами. С начала 90-х годов  монгольское руководство стремилось проводить многовекторную политику с целью выхода страны из так называемого буферного состояния, объясняемого ее географическим положением.

     В настоящее время становится очевидным, что стремление Монголии обрести  третьего геополитического партнера воплощено  в реальность. В этом качестве выступает  комплексная сила, сформированная поддержкой нескольких государств. Согласно Концепции  внешней политики она включает США, Японию, Германию, Южную Корею, Индию  и Турцию. Кроме того, в политико-правовом акте подчеркивается необходимость  развития сотрудничества Монголии со странами -членами Содружества независимых государств, от которого во многом зависит мир и стабильность в регионе.

     К сотрудничеству с США стремятся  ведущие политические силы Монголии. И Монгольская народно-революционная  партия, и Демократическая партия проявляют заинтересованность в  предоставлении стране американских инвестиций, что дало основание ряду исследователей рассматривать Соединенные Штаты как единственного третьего партнера.

     Высокая степень зависимости Монголии от взаимоотношений с ближайшими соседями по региону, поиск дополнительных гарантий обеспечения суверенитета - все это  связано с тем интересом, который  проявляет Улан-Батор к военному сотрудничеству с США, их военному опыту  в целом, и в особенности к  организации вооруженных сил, оборонной  стратегии и тактике.

     Таким образом США заполняют вакуум в военной области, который образовался в Монголии после ухода советского контингента. И тем самым они приближаются к достижению определенных военно-стратегических целей, провозглашенных в их азиатской доктрине, а именно: укрепиться в регионе, центром которого является Китай, и вплотную придвинуться к государственным границам Российской Федерации. Безусловно, усиление американского влияния в Монголии не может не вызывать опасений у ее соседей, выступающих за формирование многополярного мира и отвергающих гегемонистские устремления Соединенных Штатов.

     ПРОГНОЗЫ НА БУДУЩЕЕ

     В настоящее время Монголия определилась с выбором модели обеспечения  национальной безопасности. Однако актуальным остается вопрос о том, в какой  мере избранной модели соответствует  экономическая стратегия, в рамках которой особое место занимает передовая  отрасль -горнорудная промышленность, представляющая наибольший интерес для иностранных предпринимателей.

     Начиная с середины 90-х годов прошлого века, Монголия взяла курс на проведение стратегических институциональных  преобразований, в число которых  вошло и стимулирование иностранных  инвестиций. Со временем это привело  к формированию достаточно либеральной  законодательной базы, регулирующей основы инвестирования. В частности, в Монголии была разрешена деятельность компаний со 100%-ным иностранным капиталом  без ограничения по дивидендам и  доходам. В определенный период руководство  страны осознало ошибочность такой  политики, поскольку при разработке и освоении ряда месторождений государство  оказалось без соответствующей  прибыли.

     По  мере выявления новых запасов  полезных ископаемых - а на сегодняшний  момент их в стране обнаружено более 80 видов (среди важнейших -медь, молибден, золото, уголь, уран и др.) - стала очевидной необходимость изменения сложившейся ситуации. В 2008 г. в высшем законодательном органе страны активно обсуждался проект закона о полезных ископаемых, в котором закреплялось долевое участие государства и частного бизнеса в освоении месторождений. Однако из-за различия в подходах ведущих политических сил к данному вопросу закон так и не был принят. Это вызвало недовольство общественности и послужило одной из основных причин массовых беспорядков, приведших после июльских парламентских выборов к введению на территории страны чрезвычайного положения.

     В связи с недостатком средств  Монголия не в состоянии самостоятельно воспользоваться своими природными ресурсами и нуждается в иностранных  инвестициях. Безусловно, оказывая Улан-Батору помощь, государства стратегического  треугольника исходят из своего собственного интереса, то есть получения экономической  выгоды. Монгольское руководство  в условиях отсутствия законодательной  базы, определяющей порядок добычи полезных ископаемых и их дальнейшего  распределения, в каждом конкретном случае принимает решение, которое  должно быть справедливым по отношению  ко всем инвесторам.

     Подводя итоги, можно констатировать, что  особенности положения Монголии в системе международных отношений  влияют и впредь будут существенно влиять на проведение внешней и внутренней политики государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Зарубежные  инвестиции и счет операций с капиталом  и финансовых операций

     По  данным на конец 2010 года, общий объём  накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $300,1 млрд, что на 12 % превысило показатель 2009 года. Из этой суммы.

    - прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 58,3 %

    - прямые инвестиции — 38,7 %

    - портфельные инвестиции — 3,0 %

     По  данным на 31 декабря 2010 года, по объёму накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте  в мире.

     По  данным на март 2010 года, общий объём  накопленных иностранных инвестиций в российской экономике составлял $265,8 млрд, из которых:

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине: «Мировая экономика»