Оценка уровня развития регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:32, контрольная работа

Описание работы

Тема 1. Оценка уровня развития экономических регионов и мировой логистической инфраструктуры.
Тема 2: Примеры иллюстрирующие различные подходы к формированию мировой логистической системы.
Основные посредники в ГЛС и анализ развития аутсорсинга в России и за рубежом.
Тема 6. Характеристика основных конвенций, регулирующих транспортную логистическую деятельность.
Тема 7. Этапы стратегического планирования ГЛС.

Работа содержит 1 файл

оценка уровня развития регионов.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Самостоятельная работа

Тема 1. Оценка уровня развития экономических регионов и мировой логистической инфраструктуры.

Быстрый рост рынка логистических  услуг в России и за рубежом способствует развитию транспортно-логистической инфраструктуры крупнейших регионов.  Но в то же время, следует отметить,

что в некоторых регионах темпы развития мировой торговли превышают пропускную способность  логистической инфраструктуры. Характерна эта проблема в частности и  для России.

Было выявлено, что, несмотря на усилия ряда стран, предпринимаемых в целях оптимального использования особенностей и возможностей каждого отдельного элемента международной логистической инфраструктуры, возможности их совместного функционирования часто бывают не реализованы. Причины, не позволяющие использовать преимущества отдельных элементов, имеют различный характер. К ним относятся правовые, организационные и технологические барьеры.

Одним из первых шагов  преодоления этих барьеров является эффективное использование различных элементов международной логистической инфраструктуры ,т.е создание маршрутов, которые получили название «транспортных коридоров», хотя правильнее

их было бы назвать  «логистическими коридорами» с  учетом того, что элементами их формирования являются не только средства транспорта, но и многие другие объекты и элементы логистической инфраструктуры. В частности, при построении и эксплуатации транспортных коридоров используются возможности полного использования преимуществ естественной инфраструктуры стран (заливов, морей, возможности каботаж-

ного плавания, внутренних водных путей и т.д.).

На территории РФ объектами  международной инфраструктуры общеевропейского значения являются международные транспортные коридоры (МТК) № 2, 9, а также инфраструктура российской части Балтийского, Баренцево моря/ Евроарктического регионов и зоны Черноморского экономического сотрудничества. Данные объекты являются частью Трансъевропейской системы, которая включает в себя портовую, внутренневодную, железнодорожную автомобильную и смешанные транспортные инфраструктуры, различные вспомогательные сооружения (склады, терминалы, пограничные переходы, подъездные пути и пр.), обустройства для осуществления воздушных перевозок.

Одним из наиболее перспективных  международных транспортных коридоров, проходящих по территории России, чья работа напрямую касается российских предприятий, является коридор «Север — Юг». В работе детально раскрываются особенности эксплуатации указанных транспортных коридоров, показаны проблемы, связанные с организацией и осуществлением перевозок, вопросами тарификации. Отмечено, что, несмотря на все трудности, по оценкам специалистов Минтранса РФ, реализация Федеральной целевой

программы «Развитие  экспорта транспортных услуг» может  увеличить доходы страны от экспорта логистических услуг к 2010 году в 8–10 раз, с $600 млн. до $4,8 — 6 млрд.

Одной из основополагающих в развитии логистической инфраструктуры во всем мире в настоящее время  стала тенденция появления и  развития крупных транспортно-логистических  центров (ТЛЦ). В частности, в странах Западной Европы на направлениях значительных материальных потоков, включая

и международные, во все  возрастающих масштабах создаются логистические центры и реализуется трехсторонняя схема доставки: производитель — логистический центр — потребитель. В настоящее время подобных центров в странах Западной Европы большое количество. Самым значительным из них является порт Роттердам, где только контейнеризованный потокгрузов в начале века превысил 6 млн. ед. TEU. Аналогичная тенденция прослеживается во всех развитых странах.

Опыт западных стран  показал, что работа логистических  центров позволяет снизить транспортные расходы на 7–20%, расходы на погрузочно-разгрузочные работы и хранение материальных ресурсов и готовой продукции на 15–30%, общие  логистические расходы на 12–35%. Для России с ее огромной территорией, различным уровнем социально-экономических и экономико-географических условий, формирование региональных ТЛЦ и их последующая интеграция с федеральной и международной логистической инфраструктурой имеет большое значение. Исследования, проведенные в рамках государственной программы «Транспортная стратегия России», показывают, что в крупных общесетевых узлах федерального и международного уровня, таких как Московский, Ленинградский (Санкт Петербург), Краснодарский, Новосибирский, Горьковский (Нижний Новгород), Свердловский (Екатеринбург), Красноярский, Иркутский, Хабаровский, — целесообразно создание сети региональных терминалов и ТЛЦ, объединенных в региональные транспортно- логистические системы на основе формирования единой системы организационно-экономического, финансового, информационного, кадрового и правового обеспечения управления системой материальных потоков.

Повышение эффективности  и качества работы МЛС во многом определяется внедрением в логистику достижений научно-технического прогресса. Анализируя ситуацию, сложившуюся в логистике за последние годы, можно сделать выводы:

    • научно-технический прогресс в логистике не ограничивается только совершенствованием технических средств, а распространяется на совершенствование процессов организации логистических операций, разработку новых технологий в области логистики, совершенствование научных подходов к решению проблем логистики;

    • внедрение инноваций в области международной логистики на глобальном уровне принимает первостепенное значение, так как невозможно и неэффективно в рамках одной МЛС иметь подсистемы разного уровня развития;

В практике развитых стран  реализация современных тенденций  и требований к функционированию МЛС вылилась в сочетание контейнеризации с созданием интегрированных транспортно-технологических логистических систем (ТТЛС), в которых работа всех видов транспорта жестко взаимоувязана,погрузочно-разгрузочные работы практически автоматизированы, в организации процесса доставки широко используются

вычислительная техника  и безбумажные технологии. Подобные интегрированные системы получили свое первоначальное развитие на Североамериканском континенте, где стали называться «интермодальными системами», а перевозки по названным системам — «интермодальными перевозками». В европейском звучании их называют «мультимодальные перевозки». Разновидности интегрированных ТТЛС-систем получили название: «Лэндбридж», «Минибридж», «Микробридж» и «Моторбридж».

 

Тема 2: Примеры иллюстрирующие различные подходы к формированию мировой логистической системы.

Анализ современного этапа развития логистики показал, что существуют три основных подхода к формированию логистических систем, как на национальном, так и на международном уровнях.

1) Операционный

2) Гибкий

3) Интегрированный

Первый подход заключается  в том, что при организации  и осуществлении логистических  операций основной упор делается на совершенствовании процесса управления материальными потоками в логистических системах. Этот подход можно назвать «операционным», то есть направленным на совершенствование различных операций в логистических системах.

Другой подход заключается  в том, что логистика должна быть гибкой и способной к быстрому реагированию на возможные изменения в запросах потребителей. Этот подход можно назвать «гибким», и суть его в гибком и быстром удовлетворении клиентуры.

Пример, который иллюстрирует данный подход, является концепция JIT (точно-в-срок).

Третий подход концентрирует  внимание на интеграции и координации  работы всех участников логистических цепей в рамках действующих на национальном или международном уровне логистических систем. Этот подход можно назвать интегрированным.

Яркий пример интегрированного подхода, является концепция SCM (Управление цепями поставок).

Однако в современных условиях и при тех требованиях, которые выдвигаются перед логистикой, с точки зрения гарантии качества логистического обслуживания потребителей и обеспечения четкого и эффективного функционирования логистических систем, логистика должна быть и «операционной», и «гибкой», и «интегрированной».

 

 

Тема 5. Основные посредники в ГЛС и анализ развития аутсорсинга  в России и за рубежом.

Основными посредниками в мировой логистической системе  можно назвать компании, которые предлагают:

  • услуги по грузоперевозкам и транспортно-экспедиторским операциям;
  • комплексным логистическим услугам, включающие услуги

по хранению и дистрибьюции товаров;

  • услуги по оптимизации логистических бизнес-процессов (управленческая логистика).

 

При анализе рынка  логистических услуг было выявлено, что доминирующей тенденцией на нем является значительныйрост аутсорсинга. Мировой рынок логистического аутсорсинга, включающий услуги по транспортировке, обработке и складированию грузов, а также управленческую логистику, в 2001 г. оценивался в 197 млрд. евро (3,2% мирового ВВП). В 2005 г. наблюдался рост этого рынка до 250 млрд. евро (3,7% ВВП). Наиболее высокие темпы роста — 11–12% в год — отмечаются в сегменте управленческой логистики (с 50,4 млрд. евро. в 2001 г. до 75 млрд. евро в 2005 г.), что является следствием политики производственных и торговых компаний по передаче в аутсорсинг значительной части функций, связанных с управлением и оптимизацией логистических бизнес-процессов. Доля провайдеров логистики на этом рынке увеличилась с 29% в 2001 г. до 35% в наше время.

За последние годы среди логистических компаний, действующих на мировых рынках, преобладает комбинированная стратегия роста, когда компания развивается как за счет внутренних источников (расширяя свои рынки, предложение услуг, клиентскую базу), так и за счет приобретения других подобных предприятий. В частности, эти процессы особенно заметны

в логистической индустрии  стран Западной Европы, где следует отметить наличие высокого уровня активности по слияниям и поглощениям, а также формированию деловых альянсов, созданию совместных предприятий, других форм кооперации.

Хотя за рубежом концепция  аутсорсинга развивается уже  довольно продолжительное время  и рынок аутсорсинга оценивается  во многие миллиарды долларов, в  России ему уделяется довольно мало внимания.

В общем объеме логистических операций доля аутсорсинга в России в три  раза меньше, чем в странах Европы и США. 
Сегодня большинство представленных в России компаний ориентированы на то, чтобы обеспечивать логистику своими силами. Это связано с двумя причинами. Во-первых, еще не сформировалась культура передачи производственной и сетевой логистики на аутсорсинг. 
Во-вторых, не хватает системного предложения, выходящего за рамки московской и петербургской кольцевых дорог. В регионах достаточно сложно найти провайдера, который помог бы производителю обеспечить системное решение по управлению его цепочкой поставок.

Исходя из современной  практики, установлено, что в мире не существует самодостаточных, с точки зрения логистики, предприятий ни на национальном, ни на международном уровнях.

Только крупнейшие глобальные корпорации, в основном сырьевой направленности, создают специальные логистические подразделения (как правило, дочерние или аффилированные компании), и то это касается лишь части их деловой активности или отдельных регионов, где они действуют. Поэтому вопросы аутсорсинга логистики предприятиями, как на национальном уровне, так и при построении ими МЛС, является одним из наиболее актуальных проблем их успешного функционирования.

Аутсорсинг логистических услуг получил широкое распространение в России по многим причинам:

    • во-первых, предприятия не вполне компетентны во многих областях и потому вынуждены прибегать к аутсорсингу логистики, ввиду недостаточной подготовленности к формированию и обеспечению функционирования МЛС;

    • во-вторых, рост интенсивности конкурентной борьбы во всех сферах экономики предполагает необходимость достижения наивысшей эффективности всех операций, в том числе и логистических;

    • в-третьих, на современном этапе развития бизнеса в России для большинства предприятий характерно географическое расширение своей деятельности внутри страны и выход на внешние рынки. В этих условиях обеспечить все бизнес-процессы, включая логистические, своими силами и средствами сразу на всей территории, а тем более за рубежом, просто нереально;

    • в-четвертых, устоявшейся тенденцией развития мировой экономики за последние примерно сорок лет является установление долговременных постоянных партнерских связей между предприятиями и провайдерами логистики, которые способны предоставить логистические услуги своей клиентуре не только в рамках отдельных стран, но и в мировом масштабе, что делает нецелесообразным для предприятий пытаться самостоятельно решать проблемы логистики.

    В настоящее время подобная система установления долгосрочных партнерских отношений между предприятиями (особенно крупными) и провайдерами логистики начинает формироваться и в России.

Установлено, что, с точки зрения мирового опыта и современных  тенденций развития мирового рынка логистических услуг, Россия находится на этапе формирования и консолидации отрасли, существенно уступая западным странам, как по их качеству, так и по комплексности. При этом отставание

по общему уровню развития логистики (прежде всего по качеству инфраструктуры и набору предлагаемых услуг) даже от восточноевропейских стран составляет 5–6 лет.

Информация о работе Оценка уровня развития регионов