Перспективы развития логистики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:47, реферат

Описание работы

Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.

Содержание

Введение 3
Определение понятия логистики 4
Возрастание роли логистики в современных условиях 6
Этапы совершенствования логистической деятельности 7
Актуальность логистики в современных условиях 11
Влияние логистики на развитие рыночных отношений 12
Перспективы развития логистики в России 13
Проблемы развития логистики в России 15
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 889.63 Кб (Скачать)

Содержание 

  Содержание 2

  Введение 3

  Определение  понятия логистики 4

  Возрастание  роли логистики в современных условиях 6

  Этапы совершенствования  логистической деятельности 7

  Актуальность  логистики в современных условиях 11

  Влияние  логистики на развитие рыночных отношений 12

  Перспективы развития логистики в России 13

  Проблемы развития логистики в России 15

  Список использованных источников 19 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Термин "логистика", известный  до недавнего времени лишь  узкому кругу специалистов, получает  сегодня широкое распространение.  Основная причина этого явления  заключается в том, что понятие  начало использоваться в экономике.

       Исторически логистика развивалась  как военная дисциплина. Здесь  термин известен с IX века нашей  эры (Византия), обозначая, в основном, четкую слаженную работу тыла  по обеспечению войск всем  необходимым, то есть работу, которая  является значимой составляющей  боевого успеха. Приоритетное значение  вопросам логистики придавалось  в армии Наполеона. В России  в середине прошлого века под  логистикой понималось искусство  управления перемещением войск  как вдали, так и вблизи от  неприятеля, организация их тылового  обеспечения. Наука и практика  управления материальными потоками  в военной области продолжала  и продолжает развиваться. Это  объясняется высокой зависимостью  эффективности боевых действий  от скоординированного, быстрого, точного  и экономичного обеспечения войск.

       Логистика как новая научная  дисциплина в экономическом приложении  занимается разработкой методов  планирования и управления материальными  и информационными потоками в  границах предприятия, отрасли,  а также между отраслями экономики  с целью получения наибольшего  народнохозяйственного эффекта.  В таком значении понятие "логистика"  употребляется с 80-х годов,  а в России - с 90-х. И, несмотря  на глубокие исторические корни,  называется "новым" многими  учеными и практиками, поскольку  экономика является сферой, к  которой ранее этот термин  никакого отношения не имел. Связано  это с развитием рыночной экономики  как одного из способов организации материального производства и общественных отношений в целом.

       Внедрение логистики в экономику  обусловлено объективными причинами,  требующими от хозяйствующих  субъектов сегодня эффективного  взаимодействия на стыке сфер  производства и обращения. 

Определение понятия логистики 

       Существует несколько подходов  к определению понятия логистики.  Большинство из них связывают  это понятие с материальным  потоком и потоком информации. Всю совокупность определений  логистики можно объединить в  две группы. Первая группа определений  трактует логистику как направление  хозяйственной деятельности, которое  заключается в управлении материальными  и информационными потоками в  сферах производства и обращения.  Вторая группа определений рассматривает  логистику как междисциплинарное  научное направление, непосредственно  связанное с поиском новых  возможностей повышения эффективности  материальных и информационных  потоков.

       В отечественной литературе все  более распространенным становится  подход к логистике как научно-практическому  направлению хозяйствования, заключающемуся  в эффективном управлении материальными  и информационными потоками в  сферах производства и обращения.

       В терминологическом словаре  по логистике, изданном в России  в 1995 г., дается такое определение  логистики: «Логистика – наука  о планировании, контроле и управлении  транспортированием, складированием  и другими материальными и  нематериальными операциями, совершаемыми  в процессе доведения сырья  и материалов до производственного  предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации».

       Обобщая все сказанное выше, можно  предложить более краткое определение  логистики.

       Логистика – наука об организации,  планировании, контроле и регулировании  движения материальных и информационных  потоков в пространстве и во  времени от их первичного источника  до конечного потребителя.

       Логистика позволяет на научной  основе решать множество разнообразных  задач различной сложности и  масштабов:

     –  прогнозирование спроса и определение  на его основе необходимого  запаса, разработка системы управления  запасами;

     –  определение необходимой мощности  производства и транспорта;

     –  организация распределения ГП;

     –  управление перегрузочными процессами  и транспортно-складскими операциями  в пунктах производства и у  потребителей;

     –  моделирование функционирования  логистических систем;

     –  проектирование логистических систем;

     –  планирование и реализация снабжения,  производства, складирования, сбыта,  транспортирования;

     –  согласование целей и координация  деятельности отдельных предприятий  в цепи поставок и различных  подразделений в рамках предприятия  и др.

Возрастание роли логистики в  современных условиях 

       Возрастание роли логистики в  современный период обусловлено  прежде всего экономическими  причинами. Рост объемов промышленного  производства и расширение внутринациональных  и мирохозяйственных связей требуют  уделять больше внимания сокращению  затрат в сфере рыночной деятельности.

       В западных странах 93% времени  движения товара от первичного  источника сырья до конечного  потребителя приходится на прохождение  его по различным каналам материально-технического  обеспечения. Собственно производство  товара занимает лишь 2% суммарного  времени, а транспортировка –  5%. В этих странах доля продукции  товародвижения составляет более  20% национального дохода. В структуре  затрат на товародвижение расходы  по содержанию сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции  составляют 44%, на складирование  и диспетчирование – 16%, магистральные  и технологические перевозки  – соответственно 23% и 9%. Оставшиеся 8% падают на расходы по обеспечению  сбыта готовой продукции.

       Развитие логистики в первую  очередь и обусловлено стремлением  к сокращению временных и денежных  затрат, связанных с товародвижением.  Вместе с тем резкое возрастание  интереса к логистике определяется  следующими факторами:

     –  переход от рынка продавца  к рынку покупателей, когда  потребности потребителей служат  основой для разработки производственных  программ и обусловливают необходимость  в создании системы товародвижения;

     –  обеспечение конкурентных преимуществ  предприятиям, применяющим логистические  принципы организации производственной  и сбытовой деятельности;

     –  создание объективных возможностей  для использования в системе  логистики достижений технического  прогресса в средствах связи  и информатики;

     –  разработка новых теорий и  методов исследования операций, в частности, теории систем  и теории компромиссов, послуживших  основой для оптимизации процессов  логистики. 

Этапы совершенствования  логистической деятельности

       Выделяют три этапа совершенствования  логистики.

            В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.

     Первый  этап — 60-е гг., характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений:

     1. Существующие как бы отдельно  потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании  могут быть взаимоувязаны единой  системой управления.

     2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

     Задачи  оптимизации физического распределения  решались и прежде. Например, оптимизация  частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и  функционирования складов, оптимизация  транспортных маршрутов и графиков и т. п. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить системного эффекта, и поэтому в фирмах зачастую не придавалось должного значения решению этих задач.

     Специфика логистического подхода, как уже  отмечалось, заключается в совместном решении задач по управлению материальными  потоками, например, совместное решение  задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним  транспорта.

     На  первом этапе развития логистики  транспорт и склад, прежде связанные  лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные, связи. Они начинают работать на один экономический  результат по единому графику  и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Графически степень логистической  интеграции участников процесса продвижения  материального потока к конечному  потребителю на первом этапе развития логистики представлена на рис. 6. 

     Рис. 6. Первый этап развития логистики — интеграция транспортно-складского процесса

 

      Следует отметить, что совместное решение  отдельных задач по управлению материальными  потоками намного сложнее их обособленного  решения. Здесь зачастую требуются  иные методы, а также иная подготовка специалистов.

     Второй  этап в развитии логистики приходится на 80-е гг. XX в. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

     С точки зрения развития логистики 80-е  гг. характеризуются следующим:

     ♦ быстрый рост стоимости физического  распределения;

     ♦ рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

     ♦ долгосрочное планирование в области  логистики;

     ♦ широкое использование компьютеров  для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

     ♦ централизация физического распределения;

     ♦ резкое сокращение запасов в материалопроводящих  цепях;

     ♦ четкое определение действительных издержек распределения;

     ♦ определение и осуществление  мер по уменьшению стоимости продвижения  материального потока до конечного  потребителя.

     Графически  глубина логистической интеграции, достигнутая в 80-е гг., представлена на рис. 7. 

     Рис. 7. Второй этап развития логистики: производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный механизм

Здесь, как видим, к взаимодействию складирования  и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило  сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование  оборудования.

     Третий  этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

     ♦ появляются фундаментальные изменения  в организации и управлении рыночными  процессами во всей мировой экономике;

Информация о работе Перспективы развития логистики в России