Планирование грузовых и пассажирских перевозок

Автор: Людмила Миклош, 31 Августа 2010 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Транспорт — одно из общих условий производства. Осуществляя перевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и его темпы.

Содержание

Введение
1. План перевозок
2. Показатели использования пассажирских перевозок, подвижного состава и эффективность их улучшения
2.1 Показатели использования пассажирских перевозок
2.2 Показатели объема и качества работы подвижного состава
3. Грузовые перевозки и их планирование
3.1 Планирование грузовых перевозок
3.2 Система показателей плана перевозок
3.3 Факторы, влияющие на объем грузооборота железных дорог
3.4 Дальность перевозок грузов
4. Грузооборот железной дороги
4.1 Динамика и структура грузооборота
4.2 Характеристика основных видов нерациональных перевозок
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

      На  участках, где обращаются секции электро- и дизель-поездов, определяется среднесуточная продолжительность работы поездной единицы на линии. Этот показатель определяют делением секцие-часов на линии на секцие-суткн эксплуатируемого парка в распоряжении депо. Каждая секция эксплуатируемого парка электропоездов находится на линии около 18 ч в сутки.

      2.2 Показатели объема  и качества работы  подвижного состава

 

      Для характеристики работы подвижного состава—наиболее активной части основных производственных фондов—приняты следующие количественные показатели: вагоно-километры, локомотиво-километры, секцие-километры, тонно-километры брутто, вагоно-часы, локомотиво-часы, секцие-часы, вагоно-сутки, локомотиво-сутки, количество погруженных, выгруженных, принятых, сданных и проследовавших с переработкой н без переработки вагонов, количество отправленных и проследовавших поездов.

      При подсчете вагоно-километров в грузовом движении учитывается отдельно пробег груженых и порожних вагонов. В пассажирском движении учитывается пробег вагонов пассажирских, почтовых, багажных и прочих. Пробег вагонов определяют как произведение числа вагонов на расстояние их перемещения по главным путям; движение вагонов по стационарным путям и ветвям необщего пользования в расчет не принимают. Пробег вагонов является одним из важнейших показателей, определяющих расходы вагонного и других хозяйств на перевозки.

      По  участкам, где в пригородном и  местном сообщении используются моторвагонные поезда (электро- и дизель-поезда), подсчитывают секцие-километры.

      Пробег  локомотивов исчисляют в локомотиво-километрах. Различают линейный и условный пробег. К линейному относят пробег локомотивов  на перегоне во главе поездов, вторых локомотивов в двойной тяге и при работе по системе многих единиц, в подталкивании и одиночном следовании. В условный пробег включают маневры, прочую работу и горячий простой. Линейный пробег локомотивов делят на пробег основной и вспомогательный. К основному относят пробег по перегонам локомотивов во главе поездов, головных вагонов электро- и дизель-поездов, к вспомогательному—пробег второго локомотива в двойной тяге и по системе многих единиц, в подталкивании, одиночном следовании. От пробега локомотивов зависит значительная часть расходов локомотивного хозяйства.

      Тонно-километры  брутто в грузовом и хозяйственном  движении определяют умножением массы  груза и тары вагона на вагоно-километры. В пассажирском движении тонно-километры  брутто рассчитывают умножением расчетной  массы брутто вагона (с учетом массы пассажиров и ручной клади) на вагоно-километры пробега.

      От  показателя тонно-километры брутто зависят расходы на топливо и  электроэнергию для тяги поездов, часть  расходов по текущему содержанию, ремонту  и амортизации пути и др.

      От  количества отправленных и проследовавших поездов, погруженных, выгруженных, принятых, сданных и проследовавших вагонов  зависят расходы станций, локомотивных депо на содержание маневровых локомотивов, вагонных депо по осмотру и текущему ремонту вагонов и др.

      Затрату времени работы локомотивов, вагонов  и моторвагонных секций подсчитывают умножением числа локомотивов, вагонов, секций электро- и дизель-поездов  на время движения и простоя и  выражают в локомотиво-сутках и секцие-сутках. От времени работы подвижного состава зависит парк локомотивов, вагонов и моторвагонных секций, а также расходы по содержанию локомотивных бригад и проводников.

      Количественными показателями для контейнеров являются погрузка, выгрузка, прием и сдача  груженых, контейнеро-километры груженые и порожние, переработка контейнеров. Все эти показатели определяются в условных контейнерах массой брутто 3 т.

      Использование подвижного состава характеризуется  качественными показателями. Они  могут быть подразделены на три большие  группы: показатели загрузки или массы, показатели времени или скорости оборачиваемости и обобщающие. Между этими тремя группами имеется тесная взаимосвязь. С помощью качественных показателей все количественные показатели связаны между собой.

      Обобщающими показателями использования грузовых вагонов является среднесуточная производительность вагона рабочего парка, а локомотивов грузового движения — среднесуточная производительность локомотива эксплуатируемого парка. В пассажирском движении рассчитывается среднесуточная производительность пассажирских вагонов в пригородном сообщении.

      Качественными показателями использования контейнеров  являются: статическая и динамическая нагрузка, время оборота, простой  контейнера своего приема и выдачи, простой транзитного контейнера, процент порожнего пробега, полный рейс, производительность контейнера и др.

      За  годы социалистического строительства  достигнуто значительное улучшение  всех качественных показателей использования  подвижного состава. Этому способствовали коренная техническая реконструкция железных дорог на базе новой высокопроизводительной техники, внедрение прогрессивных технологических процессов эксплуатационной работы, текущего содержания и ремонта локомотивов, вагонов и постоянных устройств, широко развернувшееся социалистическое соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду, повышение общеобразовательного и технического уровня железнодорожников, совершенствование организации и управления всеми звеньями транспортного хозяйства. 3

 

       3. Грузовые перевозки и их планирование

      3.1 Планирование грузовых  перевозок

 

      Повышение эффективности и качества работы железных дорог в большой мере зависит от уровня планирования и  организации их эксплуатационной деятельности.

      В плане эксплуатационной работы устанавливаются  объем работы подвижного состава и качественные показатели его использования, а также величина потребных парков локомотивов и вагонов. Поэтому планирование эксплуатационной работы часто называют планированием работы подвижного состава.

      Работа  подвижного состава планируется с таким расчетом, чтобы план перевозок грузов и пассажиров выполнялся полностью, высокопроизводительно и с минимальными затратами.

      В грузовом движении план работы подвижного состава разрабатывается на основе схем грузовых потоков по участкам или дороги.

      Порядок разработки плана следующий:

      1) устанавливаются нормы нагрузки вагонов по отдельным родам грузов и показатели погрузки, выгрузки, приема и сдачи грузов. Густота перевозок в тоннах пересчитывается на вагоны и определяется пробег груженых вагонов;

      2) составляется баланс порожних вагонов по станциям и участкам. Пункты выгрузки грузов и избытка порожних вагонов прикрепляются к пунктам погрузки грузов и недостатка порожних вагонов с учетом структуры вагонного парка. Строится схема порожних вагонопотоков и определяется порожний, а затем и общий пробег вагонов;

      3) рассчитываются тонно-километры брутто по участкам. На основе имеющихся длин приемо-отправочных станционных путей и принятых весовых норм поездов устанавливаются пробеги и густота их движения по участкам;

      4) определяется линейный пробег локомотивов исходя из принятого числа пар поездов по участкам, а также размещения участков подталкивания и двойной тяги;

      5) устанавливается число специальных маневровых локомотивов и их пробег на основе планового объема переработки вагонов на отдельных станциях.

      По  данным о числе и продолжительности  остановок сборных поездов на промежуточных станциях определяется размер маневровой работы поездных локомотивов;

      6) рассчитывается потребный рабочий парк вагонов и локомотивов исходя из поучастковых данных о пробегах подвижного состава и данных о работе депо и станций.

      В хозяйственном движении показатели определяются в том же порядке, что  и в грузовом. По мере разработки отдельных частей плана рассчитываются сводные показатели, характеризующие качество работы отделений или дорог.

      Работа  подвижного состава планируется  в физических вагонах. Объем работы определяется в среднем за сутки. Поэтому прежде всего необходимо грузопотоки пересчитать в вагонопотоки. Пересчет выполняется с помощью показателя статической нагрузки. Каждый показатель, выраженный в тоннах (погрузка, прием, густота движения грузов и т. д.), делится на величину статической нагрузки.

      Очень важно правильно определить среднюю  щ1анову10 величину статической нагрузки, так как от этого зависит и размер пробега подвижного состава, и потребный парк.

      Статическая нагрузка определяется отдельно по каждому  массовому грузу и каждой планируемой  группе грузов. При этом учитываются  типы вагонов, в которых может перевозиться данный груз (крытые, платформы, цистерны и др.), удельный вес каждого типа вагонов в перевозке груза и техническая норма загрузки каждого типа вагонов при перевозке этого груза.4

      3.2 Система показателей  плана перевозок

 

      Наряду  с грузооборотом и отправлением грузов система показателей плана перевозок должна включать данные, необходимые для расчета всех остальных разделов плана железнодорожного транспорта.

      Предусмотрены следующие показатели плана перевозок  грузов: по Министерству путей сообщения:

      грузооборот в тарифных тонно-километрах, утверждаемый Советом Министров; отправление  грузов в тоннам по установленной  номенклатуре, утверждаемое Министерством  путей сообщения по согласованию с Госпланом; расчетные показатели—среднесуточная  погрузка в вагонах; средняя статическая нагрузка на физический вагон; тонно-километры эксплуатационные общие с распределением по видам тяги; средняя дальность перевозок общая и по родам грузов;

      по  железным дорогам: грузооборот в  тарифных тонно-километрах, утверждаемый министром путей сообщения; отправление грузов в тоннах по установленной номенклатуре, утверждаемое министром путей сообщения; расчетные показатели—среднесуточная погрузка в вагонах; средняя статическая нагрузка на физический вагон; тонно-километры эксплуатационные общие с распределением по видам тяги; средняя дальность перевозок грузов; прием и сдача грузов в цело: м по дороге и по каждому стыковому пункту с соседней дорогой в тоннах с выделением основных грузов; распределение грузооборота в тонно-километрах и перевозок грузов в тоннах по видам сообщений (ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение);

      по  отделениям железных дорог показатели плана те же, что и по железным дорога. м, но грузооборот устанавливается  в эксплуатационных тонно-километрах и утверждается начальником дороги, а размеры приема и сдачи грузов в целом по отделению и по каждому стыковому пункту с соседними отделениями планируются без распределения по родам грузов.

      В месячных планах помимо перечисленных  показателей предусматривают перевозку грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительские маршруты), так и железными дорогами.

      Местным сообщением называются перевозки грузов в границах одной дороги, вывозом—перевозки грузов с данной дороги на другие, ввозом — перевозки грузов с других дорог на данную дорогу. Перевозки по железной дороге грузов, станция отправления и станция прибытия которых расположены за пределами этой дороги, называются транзитом.

      Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту в отличие  от местного сообщения называются перевозками  в прямом сообщении. Сумма ввоза  и транзита определяет величину приема грузов от соседних дорог, а сумма  вывоза и транзита—величину сдачи грузов на соседние дороги.

      3.3 Факторы, влияющие на объем грузооборота железных дорог

 

      Грузовые  перевозки составляют более 90% всей приведенной продукции железных дорог нашей страны. Для правильного  планирования перевозок грузов необходимо хорошо знать потребность народного хозяйства в перевозках и сложившиеся грузопотоки, а также основные закономерности роста перевозок в социалистическом хозяйстве. Объем грузовой работы транспорта, измеряемый количеством перевезенных тонн груза и числом тонно-километров нетто, зависит от многих факторов.

      Наибольшее  влияние на объем перевозок грузов оказывают размеры производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Как правило, с увеличением  производства продукции растет, и  объем перевозок. Однако при одних и тех же размерах производства объем, и дальность перевозок могут быть больше или меньше в зависимости от того, как размещено производство по районам страны и каков характер межрайонных экономических связей. Если, например, лесопильные заводы размещены в районах заготовок леса, то железные дороги перевозят только пиломатериалы, s отходы лесопиления остаются на местах заготовок. Если же лесопильные заводы размещены в районах потребления пиломатериалов, то железные дороги должны перевозить круглый лес„ в результате объем перевозок будет больше.

Информация о работе Планирование грузовых и пассажирских перевозок