Понятие перевозки грузов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена тем, что отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 39.80 Кб (Скачать)
  1. Общие понятия.

  Под договором перевозки груза понимается такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса РФ).

           В системе договоров, регулирующих перевозки грузов, данный договор занимает особое место, ибо непосредственным его предметом являются действия перевозчика по транспортировке (перемещению) груза из пункта отправления в пункт назначения и выдаче его грузополучателю.

В договоре перевозки грузов участвуют транспортная организация, которая осуществляет перевозку, и  грузоотправитель, сдающий груз для  перевозки и уплачивающий провозную  плату (ст. 785 ГК РФ). Обычно грузоотправитель сдает груз транспортной организации, называя третьего участника транспортного  процесса - грузополучателя, с которым он связан обязательством и которому груз должен быть выдан в пункте назначения.

Таким образом, договор перевозки  груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона - перевозчик обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а вторая сторона - отправитель груза обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным. Он является возмездным, т.к. за перевозку перевозчик получает вознаграждение, и взаимным, поскольку перевозчик обязан перевезти груз и имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести эту провозную плату и имеет право на перевозку сданного груза. Договор перевозки грузов считается заключенным с момента принятия перевозчиком груза и, следовательно, относится к числу реальных договоров.

Вместе с тем в отдельных  случаях этот договор может быть консенсуальным. Договор перевозки  считается консенсуальным, когда  перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше вручения груза для перевозки. Например, на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, или чартером, является консенсуальным. Кроме того, договор перевозки  грузов носит публичный характер. Однако для признания договора перевозки  грузов публичным договором необходимо соблюдение определенных условий, предусмотренных  ст. 789 ГК РФ. К числу таких условий  относится перевозка грузов транспортом  общего пользования, в качестве которой  признается перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, если из закона, иных правовых актов или выданного  этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что она обязана осуществлять перевозки грузов по обращению любого физического или юридического лица. И второе не менее важное условие: перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки грузов, признаваемые перевозками  транспортом общего пользования, должен быть обязательно опубликован в  установленном порядке.

Коммерческая организация  не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении  заключения договора. Цена услуг, работ, оказываемых коммерческой организацией при перевозке грузов, устанавливается  одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом  или иным правовым актов допускается  предоставление льгот для отдельных  категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения договора при наличии такой возможности  не допускается (ст. 426 ГК).

В зависимости от того, каким  транспортом перевозятся грузы, перевозки подразделяются на железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные. Такая классификация обусловлена  тем, что отношения, связанные с  перевозкой грузов, регулируются законодательством, которое применяется к соответствующему виду перевозки.

Различают перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном  сообщении.

  1. Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.).
  2. Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дорогой по одному документу (накладной) из Москвы в Иркутск, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта (Московской, Свердловской, Иркутской и другими дорогами).
  3. Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге, а от Астрахани до одного из портов на Каспийском море (на территории России) морским транспортом.

Отличие транспортирования  грузов от их перевозки состоит прежде всего в том, что последнее  всегда осуществляется на основании  договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании  грузов этого может не быть, поскольку  само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим  юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку.

Таким образом, понятия "транспортирование  грузов" и "перевозка грузов" не тождественны. Перевозкой считается  такое перемещение грузов, которое  осуществляется в соответствии с  положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки  и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

 

  1.  Права и обязанности сторон

 

 

Субъектами обязательства  по перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель.

Перевозчиками грузов могут  быть лишь коммерческая организация  или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с действующим  законодательством вправе осуществлять деятельность, связанную с перевозкой грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как физические, так и юридические лица. Термины "перевозчик", "грузоотправитель", "грузополучатель" используются практически на всех видах транспорта, а также в нормативных актах, регулирующих отношения на транспорте.

Объектом обязательства  по перевозке грузов являются перевозимые  перевозчиками грузы. Если материальным объектом обязательства по перевозке  является перевозимый груз, то в  качестве юридического объекта здесь  выступает сама перевозочная деятельность, которая включает в себя не только транспортировку грузов, но и иные действия, связанные, например, с погрузкой, выгрузкой грузов, их хранением и  выдачей грузополучателю.

Статья 791 Гражданского кодекса  устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки  или договором об организации  перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном  для перевозки соответствующего груза.

В целях выполнения указанной  обязанности перевозчик должен содержать  транспортные средства в технически надлежащем состоянии и перед  подачей под погрузку проверить  их пригодность для перевозки  данного груза. Зная из заявки грузоотправителя, какой груз предполагается погрузить в транспортное средство, перевозчик имеет возможность и должен определить, обеспечит ли подаваемое транспортное средство его сохранность при перевозках. Наряду с возложением на перевозчика обязанности подавать транспортные средства, пригодные для перевозки данного груза, транспортное законодательство устанавливает, что пригодность транспортных средств (вагонов, контейнеров) для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем единолично, либо грузоотправителем и перевозчиком, либо самим перевозчиком.

Грузоотправитель, отправляя  продукцию, обязан принимать все  зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в  любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается не поданным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителем указанных выше обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем.

И даже если грузоотправитель осуществит погрузку груза в неисправный  в техническом отношении вагон, зная об этом, то данное обстоятельство не освобождает железную дорогу от ответственности за несохранность  груза. И хотя данное разъяснение  имеет отношение к ранее действующему Уставу, актуальность его несомненна и в отношении положений по этому вопросу в новом Уставе железнодорожного транспорта.

Грузоотправитель может  быть освобожден от ответственности  за недостачу, повреждение груза, погруженного в непригодное в коммерческом отношении транспортное средство, если докажет вину железной дороги в недостаче, повреждении груза.

Несколько иной порядок действует  при перевозках грузов в прямом смешанном  сообщении.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении  предусматривают, что транспортные средства, подаваемые под погрузку, должны быть исправными в техническом  отношении .

Транспортные уставы и  кодексы в разделах, посвященных  перевозкам грузов в прямом смешанном  сообщении, этому вопросу внимания не уделяют.

Представляется, что ответственность  за пригодность транспортных средств  в техническом отношении должен нести перевозчик, который их подает: транспортные средства принадлежат  ему, и он должен отвечать за их состояние. Определять же пригодность транспортного  средства в коммерческом отношении  должен грузоотправитель, который загружает  в него груз. Погрузив груз в транспортное средство, непригодное в коммерческом отношении, данный грузоотправитель берет  на себя всю ответственность, связанную  с его сохранностью.

Поданное под погрузку транспортное средство в соответствии с нормами транспортного законодательства должно быть загружено до полной вместимости. Загрузка транспортного средства до полной вместимости и правильное определение веса имеет большое  значение как для перевозчиков, так  и для грузоотправителей, поскольку  оценка деятельности транспортных предприятий  дается по количеству перевезенного  груза, а размер провозной платы, которую вносит грузоотправитель, зависит  не только от расстояния, но и от веса груза. Вес груза на различных  видах транспорта определяется по-разному. На железнодорожном транспорте, если погрузка груза производится в местах общего пользования, то его вес определяется перевозчиком; в тех же случаях, когда  погрузка осуществляется в местах необщего пользования, вес груза определяется грузоотправителем.

Причем согласно ст. 26 УЖТ  основной формой определения веса груза, отправляемого железнодорожным  транспортом, является взвешивание  на вагонных весах. Взвешиванию подлежат грузы, перевозимые навалом и  насыпью. И лишь вес грузов, перевозимых наливом, в соответствии с действующими Правилами, определяется грузоотправителем расчетным путем. В тех случаях, когда у отправителей грузов отсутствуют вагонные весы, взвешивание грузов осуществляется перевозчиком за плату в соответствии с договором.

Особо надо отметить, что  не допускается определение массы  груза расчетным путем, посредством  обмера грузов, если их погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров  может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагонов, контейнеров. На морском транспорте при погрузке груза портами на своих причалах и своей рабочей  силой определение веса производится пароходством на весах порта. При  погрузке грузов в портах клиентуры  или у принадлежащих ей причалов определение веса грузов производится грузоотправителями. Определение веса груза расчетным путем, по обмеру или условно производится во всех случаях грузоотправителем (п. 31 Общих правил морской перевозки грузов). На речном транспорте вес груза, отправляемого с причалов, складов и погрузочных пунктов необщего пользования, а также общего пользования, но не находящегося в ведении пароходства, определяется грузоотправителем. Определение веса груза расчетным путем, по обмеру или условно во всех случаях производится грузоотправителем (ст. 70 КВВТ).

На воздушном транспорте при сдаче груза к перевозке  отправитель обязан указать в  грузовой накладной точное наименование груза, его вес (массу), число мест, размер или объем. На автомобильном  транспорте определение веса груза  осуществляется в основном грузоотправителем. Запись в товарно-транспортной накладной  о весе груза с указанием способа  его определения производится грузоотправителем (ст. 62, 63 УАТ). Таким образом, транспортное законодательство устанавливает четкий порядок определения веса груза, который принимается к перевозке.

Уплата провозной платы  в любых договорах перевозки  является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу  провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата (фрахт) за перевозку не внесена в установленные сроки (ст. 30 УЖТ, ст. 75 КВВТ), либо отказаться от исполнения договора перевозки (ст. 154 КТМ). При этом вагоны, контейнеры будут, в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя. В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченного платежа в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Более того, в соответствии со ст. 35 Устава железнодорожного транспорта в случае уклонения грузополучателя  от внесения платы за перевозку груза  и иных платежей, причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с  уведомлением в письменной форме  об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после  получения такого уведомления распорядиться  грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы  за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено  договором перевозки, реализовать  удерживаемый груз. При этом закон  предусматривает определенные исключения. Не могут быть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с  федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначенные  для удовлетворения государственных  и оборонных нужд.

Информация о работе Понятие перевозки грузов