Процесс бюджетирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:05, доклад

Описание работы

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Работа содержит 1 файл

процесс бюджетирования.docx

— 22.53 Кб (Скачать)

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением. Одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.

Внедрение бюджетирования помогает создать целостную и достаточно эффективную систему управления. Причем, грамотно поставленная система бюджетирования должна помогать не только решать задачи оперативного управления, но и достигать стратегических целей, которые ставит руководство компании.

Грамотно налаженная система бюджетирования дает руководителю возможность оценить и то, как идут дела в различных подразделениях компании, и то, как складывается ситуация в целом. Она позволяет эффективно управлять не просто отдельными бизнесами, а сочетанием различных видов деятельности.  
 
Бюджетирование необходимо и тогда, когда компания привлекает внешние инвестиции. Ведь инвесторам важно иметь достоверную информацию о развитии бизнеса. А ее можно почерпнуть только из детально прописанных бюджетов.  
 
Принятие решения о внедрении бюджетирования зависит и от долгосрочных планов компании. Если она намерена последовательно расти, то реализация этой программы предполагает прохождение ряда этапов. Бюджеты позволяют спрогнозировать, как будет складываться ситуация на том или ином этапе. В отличие от бизнес-планирования, которое дает принципиальный ответ на вопрос о перспективности нового проекта, бюджетирование помогает оценить, как, где и когда следует использовать имеющиеся ресурсы, чтобы обеспечить повышение общей эффективности компании.

Целью бюджетирования являются:

1. осуществление  периодичного планирования;  
2. обеспечение координации, кооперации, коммуникации;  
3. требование к менеджерам количественно обосновать их планы;  
4. обеспечение осведомленности по затратам;  
5. создание системы оценки и контроля исполнения;  
6. мотивация сотрудников путем ориентации на достижение цели организации;  
7. исполнение требований законов и договоров.

Главной целью  бюджетирования является обеспечение производственно-коммерческого процесса, который необходим по объему и структуре необходимыми денежными ресурсами.

Для достижения этой цели должны быть выполнены следующие  задачи:

  1. Установление объектов бюджетирования
  2. Разработка системы бюджетов операционных и финансовых
  3. Расчёт соответствующих показателей бюджетов
  4. Вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия.
  5. Расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения
  6. Прогноз доходов, расходов и капитала организации

Менеджеры не всегда представляют стоимость своих решений. Бюджет содействует лучшему пониманию  ими того, чего стоят определенные действия, нахождению общего языка  при оценке предложенных проектов. В процессе составления бюджета  менеджер имеет возможность сравнить затраты и выгоды альтернативных направлений действий. Сравнение  фактических результатов с запланированными дает возможность определить эффективность и результативность деятельности.

Существует  три основных подхода  к процессу бюджетирования:  
 
1. "сверху  - вниз";  
2. "снизу-вверх";  
3. "снизу-вверх \ сверху вниз". 
 
Подход "сверху - вниз" означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем, недостатком данного подхода является слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.  
 
Подход "снизу - верх" применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Одним из недостатков этого подхода, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.  
 
Подход "снизу вверх \сверху вниз" является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе, высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.  
 
преимущества от системы бюджетирования? Ее внедрение позволит руководству планировать финансово-хозяйственную деятельность с расчетом на достижение определенного финансового результата, т. е. четко определить цели и установить поддающиеся измерению контрольные показатели деятельности. Кроме того, появится возможность направить деятельность всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции финансового управления между руководителями подразделений. Улучшатся информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений между собой.  
 
Бюджетирование поможет оптимизировать финансовые потоки, заранее определив критические периоды в деятельности компании и необходимость внешнего финансирования. С помощью бюджетирования можно обнаруживать «узкие» места в управлении и вовремя принимать необходимые управленческие решения. Эта технология направлена на использование анализа отклонений «план-факт» для корректировки деятельности. Чтобы рассмотреть все возможные варианты развития событий, возможно проведение сценарного анализа «что будет, если?».  
 
Правильная постановка управленческого учёта и бюджетирования начинается с описания бизнес-процессов. Чтобы построить рациональную систему управленческого учёта масштаба предприятия, нужно точно описать, как построена его деятельность, провести диагностику предприятия и провести анализ финансово-хозяйственной деятельности. Это отражает тенденцию в современном менеджменте: приоритеты смещаются от менеджмента ресурсов к менеджменту организации.  
 
Диагностика предприятия осуществляется в форме исследования. Консультант рассматривает через призму управленческого учёта целый ряд вопросов: цели и задачи организации, финансы, маркетинг, менеджмент, окружение (внешнюю среду) организации. Результаты диагностики с точки зрения постановки управленческого учёта представляются в виде проектного задания.  
 
Процесс бюджетирования охватывает следующие этапы:  
 
1. постановка целей;  
2. планирование;  
3. контроль исполнения;  
4. принятие решений по отклонениям.  
 
На этапе постановки целей необходимо ответить на вопросы: "Что необходимо сделать?" и "Каких показателей нужно достичь?". Ответы на эти вопросы содержатся в стратегии предприятия. Исходя из долгосрочных планов компании, ее руководители определяют основные задачи и целевые показатели на ближайший год:  
 
1. какие результаты должны быть получены в производстве и сбыте продукции;  
2. какие новые продукты или услуги должны быть выпущены на рынок;  
3. какие инвестиционные проекты должны быть реализованы.  
 
Эти и другие целевые установки служат исходными данными для подготовки проекта бюджета предприятия.  
 
На этапе планирования менеджеры компании разрабатывают бюджеты сбыта и производства продукции, бюджеты отдельных подразделений и проектов. Принятие менеджером ответственности за исполнение бюджетных показателей побуждает его экономно и бережно использовать необходимые для этого ресурсы и стимулирует к достижению наилучших результатов своей деятельности. В результате компания получает наиболее реалистичные прогнозы своей деятельности и надежную команду, ориентированную на их наилучшее осуществление. После сведения воедино всех планов формируются три основных бюджета компании:  
 
1. бюджет доходов и расходов;  
2. бюджет движения денежных средств;  
3. бюджет по балансовому листу.  
 
Затем проводится корректировка планов, разрабатываются дополнительные версии бюджетов, предусматривающие оптимистические и пессимистические прогнозы различных факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности компании.  
 
После утверждения бюджета компании он становится основой для текущего управления на весь период его действия.  
 
Для сопоставления фактически достигнутых результатов с планами, на основании данных управленческого учета формируется фактический бюджет компании. Обычно подведение итогов и сравнение их с планами проводится ежемесячно. Значимое отклонение фактических результатов от плана должно служить сигналом, побуждающим руководство компании к принятию решений:

1. применить  меры персональной ответственности  к менеджерам, не обеспечившим  выполнение планов;  
2. перераспределить ресурсы с целью устранения выявленного отклонения;  
3. скорректировать планы с учетом новых обстоятельств;  
4. пересмотреть цели, положенные в основу планирования в связи изменением ситуации.  
 
Важной составляющей системы бюджетирования является мотивация. Механизмы мотивации в рамках бюджетного управления стимулируют сотрудников к достижению показателей, которые зависят от результатов их работы.

Информация о работе Процесс бюджетирования