Развитие внутризаводской логистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2011 в 13:57, реферат

Описание работы

Снижение удельных издержек и повышение качества продукции в условиях современного машиностроительного предприятия требуют не только внедрения новых технологий по производству металла и проката. Не менее важно уделять внимание управлению перемещениями сырья, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и брака между производственными циклами

Работа содержит 1 файл

Развитие внутризаводской логистики.docx

— 175.29 Кб (Скачать)

Развитие  внутризаводской  логистики

Введение

      С конца 20 века понятие логистики стало  широко использоваться в экономике. Но сам термин логистика появился раньше. В Греции понятие логистики  называли «искусство расчета». В древнем  Риме понятие логистики использовались при распределении продуктов. С  течением времени понятие логистики  стало в военной науке. В 9 веке н.э. понятие логистики (Византия) –  снабжение армии. После второй мировой  войны логистика стала использоваться в мировой экономике.

      Логистика - часть экономической науки и  область деятельности, предмет которой  заключается в организации рационального  процесса продвижения товаров и  услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения  продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

      Более широкое определение логистики  трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

      Снижение  удельных издержек и повышение качества продукции в условиях современного машиностроительного предприятия требуют не только внедрения новых технологий по производству металла и проката. Не менее важно уделять внимание управлению перемещениями сырья, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов и брака между производственными циклами. 

Особенности машиностроительных предприятий 

            В силу специфических  особенностей машиностроительных производственных процессов логистическая инфраструктура – внутризаводской транспорт (автомобильный, специальный автотранспорт для технологических перевозок) и типология складского хозяйства – играет важнейшую роль в производстве. Инфраструктура непосредственно влияет и на ход выполнения производственной программы, и на себестоимость готовой продукции (см. рисунок 1).

Рисунок 1- Система логистики машиностроительного предприятия 

      Учитывая специфические особенности, очевидно, что логистические функции играют жизненно важную роль в сбалансированном развитии машиностроительного предприятия. Становясь «узким местом», эти функции начинают сдерживать развитие производства, аккумулируют в себе существенные издержки и негативно влияют на своевременность отгрузки готовой продукции клиентам.

      Действительно, главным считается обновление технологического оборудования основного производственного  цикла, а решению логистических задач придается второстепенное значение. Тогда как известно: организация производства в соответствии с логистическими принципами способна привести к сокращению издержек на внутризаводские перемещения до 30%.  

      Основные  проблемы машиностроительных предприятий 

      Проблемой № 1 затрудненный доступ традиционного транспорта ко многим рабочим местам из-за отсутствия свободного пространства для проезда между оборудованием либо из-за расположения рабочих мест на разных уровнях.

      Проблемой № 2 большегрузный и низкоманевренный транспорт, используемый нашими предприятиями.

      Проблемой № 3 являлась сложившаяся на предприятиях практика ненормированных и слабо управляемых запасов.

      Проблемой № 4 расположение складов.

      Проблема  № 5 заключалась в отсутствии прозрачной системы планирования и учета расхода ресурсов.

      Проблемой № 6 большое количество скрытых непрофильных операций в производстве.

      Проблемой № 7 документооборот, громоздкий и сложный, диктуемый требованиями бухучета, а не нуждами реальных производственных заказов.

            Фундамент решения проблем  составляют пять базовых объектов: рабочее место, контейнер, транспорт, документооборот и комплектовочный центр.  

Рабочее место 

      Производство должно перестать быть безликим объектом, потребляющим ресурсы. В реальности оно представляет собой набор конкретных рабочих мест, обладающих определенной потребностью в ресурсах. Заказ должен подаваться с каждого рабочего места и доставляться строго к нему в комплексном контейнере. Использованный контейнер возвращается на склад, а его место занимает новый - заполненный. Не израсходованные в течение суток ресурсы не превращаются в запас производства, а в контейнерах возвращаются на склад. В результате запасы не создаются, а непрофильные операции, связанные с подготовкой ресурсов к вовлечению в производство, отсутствуют.

      Например, на рабочее место литейщика должен доставляться контейнер, содержащий весь набор предварительно взвешенных и  расфасованных легирующих компонентов, необходимых для производства сплавов  в течение следующих суток. Точки  поставки таких контейнеров определяются исходя из схемы размещения оборудования в корпусе, возможности проезда  транспорта и удобства использования  рабочими. Поставка ресурсов "точно  в срок" в размере суточной потребности позволяет использовать небольшие маневренные автомобили, что в большинстве случаев  снимает проблему узких проездов. Проблему поставки ресурсов на рабочие  места, расположенные выше уровня пола, можно решить, задействовав автомобили, оснащенные краном-манипулятором. Такие  автомобили могут выгружать контейнеры на рабочие места и забирать пустые емкости без привлечения кранов и погрузчиков.

      Каждое  рабочее место должно иметь необходимые  элементы визуализации - табличку с  названием или кодом, а также  рамку на полу по периметру контейнера. За каждым рабочим местом следует  также закрепить ответственного за подачу заказа, который рассчитывается в электронной форме по алгоритму, учитывающему план выпуска готовой  продукции на следующие сутки  и коэффициенты расхода ресурсов по видам. Одновременно вводится система  персонального учета расхода  ресурсов. 

Контейнер 

      В зависимости от назначения и имеющихся  ресурсов конструкции контейнеров  могут различаться. Основными критериями их выбора являются удобный доступ к содержимому, небольшие габариты, наличие захватов для техники  и возможность штабелирования.

Документооборот 

      Ни один ресурс не должен перемещаться без соответствующего заказа со стороны производства. Для подачи ежесуточных заказов целесообразно использовать максимально простые формы - громоздкие бухгалтерские документы для этой цели не подходят. Можно ввести карточку заказа, где в качестве обязательных рабочих полей выступают: дата и время подачи заказа, код рабочего места, номенклатура поставляемых ресурсов и их измерители, размер заказа с производства, отпуск со склада и возврат остатков. Оказавшись на складе, такая карточка становится сигналом для подачи заказа на следующие сутки. Контейнер заполняется в составе и объеме, определенных карточкой заказа, и вместе с нею перемещается на производство. Пустой или с остатками контейнер возвращается на склад также вместе с карточкой заказа. Поскольку она всегда сопровождает контейнер с заказанным содержимым, информационный и материальный потоки совпадают во времени. 

Транспорт 

      Новый тип транспорта должен быть - небольшой, маневренный, обеспечивающий минимальную трудоемкость при погрузке и разгрузке. На рынке автоперевозок широко представлены так называемые "эвакуаторы" - автомобили японского и корейского производства, оснащенные установленным на платформе за кабиной краном, который позволяет загружать и разгружать автомобиль, не привлекая мостовые краны и погрузчики. Кстати, в литейном производстве мостовые краны, задействованные на перемещениях ковшей с жидким металлом и готовой продукцией, традиционно считаются "узким" местом и любое высвобождение их времени - хороший показатель. Переход от большегрузных автомобилей к "эвакуаторам" позволяет решить сразу три задачи: небольшие габариты автомобиля обеспечивают проезд транспорта к рабочим местам, высвобождаются краны и погрузчики в производстве, снижаются транспортные расходы. 

Комплектовочный центр 

      Существовавшие  на заводах складские помещения  удалены от производственных цехов. Проанализировав планировку заводских площадей, можно обнаружить, что на предприятиях можно найти помещения, близко расположенные к местам потребления.  
 
 
 
 

Резюме

      Все изменения на заводах можно реализовать в рамках текущих бюджетов, а достигнутая экономия исчислялась бы миллионами долларов.  

      Результат изменений приведет к:

  • сокращение запасов сырья, материалов, инструмента на производстве и складах;
  • снижение трудоемкости на производстве за счет ликвидации непрофильных функций, сокращение длительности производственного цикла, увеличение выпуска готовой продукции;
  • сокращение затрат на транспорт, увеличение коэффициента полезного использования техники;
  • повышение качества сервисных функций за счет выстраивания взаимоотношений между подразделениями по принципу "клиент-сервис";
  • высвобождение производственных площадей;
  • упрощение схемы документооборота.
 

      И еще одна очень важная составляющая, значение которой еще до конца  не оценено, - это снижение расхода  сырья, материалов и инструментов на рабочих местах. Ведь если ресурсы  поставляются на каждое рабочее место  мелкими партиями, бригада очень  бережно к ним относится. Новая  система позволяет легко контролировать, кто и как расходует ресурсы, за счет чего происходят потери и достигается экономия. 

      

Рисунок 2- Комплексный подход к реформированию системы логистики предприятия 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Развитие внутризаводской логистики