Синектика

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:16, доклад

Описание работы

Синектика представляет собой метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного и метафорического мышления участников. Первоначально она создавалась как методика стимулирования поиска инновационных решений в промышленности и менеджменте, но позднее на основе ее «промышленного» образца в США стали проводиться эксперименты по внедрению синектики и в другие сферы.

Работа содержит 1 файл

Синектика.doc

— 82.50 Кб (Скачать)
Синектика.
 
В переводе с греческого – это сочетание  разнородных или даже несовместимых  элементов. Впервые мир узнал  о синектике как о методе отыскания  нестандартных идей в 1961 году из книги  американского психолога У. Гордона  «Синектика: развитие творческого воображения».

Синектика представляет собой метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании  интуитивно-образного и метафорического  мышления участников. Первоначально  она создавалась как методика стимулирования поиска инновационных решений в промышленности и менеджменте, но позднее на основе ее «промышленного» образца в США стали проводиться эксперименты по внедрению синектики и в другие сферы.

 
 
Основную  идею данного метода можно выразить рисунком:
 

 
 

Во  время творческой активности, вызываемой специальными условиями, группа людей, называемых синекторами, выдвигает неожиданные аналогии и ассоциации относительно анализируемой проблемы. Иногда говорят, что в процессе синектики новая идея рождается в результате включения людьми бессознательных механизмов мышления.
 
 

Члены группы должны быть из разных сфер деятельности. Каждый член группы вносит заранее задуманную идею. Когда появляется интересная идея, руководитель направляет обсуждение на ее развитие. Пример применения синектики - изобретение позвоночной антенны, что свойственно данному методу, когда идеи берутся из смежных областей знания. При разработке 20-метровой антенны, которую мог бы переносить один человек и которая в собранном состоянии занимала бы мало места, участники вспомнили о позвоночнике динозавра. В результате была сконструирована антенна из пластиковых частей. через которую пропущен кабель. При рассмотрении системы уборки снега полезно обсудить перемещение грунта и уборку опавшей листвы. Рассматривая строительство, полезно обсудить устройство пчелиного улья. 

Синекторы выдвигают не законченные идеи, а лишь ассоциации и аналогии, выступающие в роли кирпичиков для «бессознательного» построения идеи в целом. 
Строго  говоря, синектика является развитием метода мозгового штурма. Но главное ее отличие состоит в том, что синекторы выдвигают не законченные идеи, а лишь ассоциации и аналогии, выступающие в роли кирпичиков для «бессознательного» построения идеи в целом. Незавершенные мысли высказываются в форме образов, метафор, сравнений и описания ощущений.

Итак, для организации  метода синектики необходимо:

-        сформировать специальную группу – группу синекторов;

-        создать особые условия ее работы;

-        сформулировать задачу;

-        на основе анализа высказываемых ассоциаций построить окончательное решение. 

 
 
 
 
Основной  трудностью организации процедуры  является необходимость тщательного  подбора людей в группу синекторов. Главным критерием является склонность человека к эмоциональному восприятию проблемы. Восприятие через эмоции противоречит требованиям рациональных методов поиска решений. В синектике же, напротив, именно иррациональное должно преобладать над рациональным. Для подбора синекторов, как правило, применяются специальные психологические тесты.

Часто бывает полезным включить в группу синекторов одного эксперта, являющегося наиболее высококлассным специалистом в рассматриваемой  области. Он может играть одну из двух ролей:

-        «энциклопедиста-переводчика», квалифицированно разъясняющего синекторам термины, понятия и наиболее сложные для понимания аспекты проблемы;

-        «адвоката дьявола», вносящего возмущения в идеи и предположения с целью привязки их к существу проблемы.

Однако при  этом эксперт не должен играть роль лидера группы. Наличие постоянного лидера является скорее ошибкой, чем условием успешности процедуры. Однако в процессе высказывания идей среди синекторов могут появляться временные лидеры, основная задача которых заключается в активизации процесса и содействии отказа от стереотипов мышления.

Считается, что  успешность поиска решения по методу синектики зависит, прежде всего, от степени достижения группой синекторов определенных психологических состояний. Это, наверное, звучит, как требование ввести несчастных синекторов в шаманский транс или, как минимум, подвергнуть глубокому гипнозу. Но на самом деле речь идет лишь о создании особого психологического климата, позволяющего последовательно «провести» участников процедуры через четыре состояния: 

1.      Первоначальной отвлеченности от проблемы (взгляд «с высоты птичьего полета») с постепенным вхождением в ее сущность и детали.

2.      Сдержанности суждений и отказа от окончательных выводов.

3.      Непринужденности и естественности в рассуждениях, склонности к обыгрыванию ситуаций.

4.      Проявления рациональности в суждениях и приобретения чувства удовлетворенности творческой работой и ее результатами.

 
 
Этапы процедуры синектики 
Как правило, процедура синектики реализуется  в три этапа:

1.      Представление неизвестного условно известным (как бы известным).

2.      Представление известного якобы неизвестным.

3.      Превращение неизвестного в известное.

Что это значит?

Как только человек  сталкивается с проблемой, он сразу  же стремится осмыслить ее и, если возможно, свести ее к чему-то известному. Подход сам по себе не является тупиковым, однако, на этом этапе важно осознавать, что сравнение проблемы с уже известными ситуациями является условным. Иначе данный этап можно охарактеризовать следующими словами: перевод задачи «как она поставлена» в задачу «как она понимается».

Далее возникает  потребность переосмыслить известную  информацию, преломить ее через призму новой проблемы. Позитивным признаком  данного шага является возникшее  сомнение в правильности и однозначности сопоставления новой проблемы с уже известной информацией. Для того чтобы представить известное якобы неизвестным, необходимо посмотреть на привычные вещи с иной точки зрения, искусственно исказить свое представление о них. На этом этапе осуществляется интенсивный поиск аналогий и ассоциаций, которые вызывает рассматриваемая проблема.

Правда невероятнее вымысла, поскольку вымысел должен быть похож на возможное, а правда нет.

Марк Твен

Превращение неизвестного в известное является заключительным этапом поиска решения проблемы. На нем высказанные аналогии, ассоциации и образы переводятся в конкретные рациональные предложения по решению поставленной задачи.

Наиболее сложным и ответственным является процесс преобразования известного в неизвестное. Он реализуется при помощи так называемых операторов синектики. 

 
Операторы синектики
 
 
 
 
Применение для поиска идей операторов синектики требует от человека серьезных волевых усилий. Порой бывает очень непросто заставить себя перешагнуть через «рациональность – серьезность – солидность» и заняться интерпретацией проблемы в виде смешных и даже, на первый взгляд, нелепых аналогий и ассоциаций, которые, к тому же, приходится высказывать вслух   

На практике используют пять типов операторов синектики, позволяющих преобразовать известное  в якобы неизвестное:

1.     Прямая аналогия.

2.     Субъективная (личная) аналогия.

3.     Символическая аналогия.

4.     Образная аналогия.

5.     Фантастическая аналогия.

 
 
 
 
 
 
Прямая аналогия. На что это похоже?

Идея прямой аналогии состоит в сравнении  исследуемых фактов с похожими из других областей науки или практики. Наиболее распространенными являются сравнения хозяйственных организаций  как социально-экономических систем с системами другого рода: биологическими (фирма как растение), техническими (бизнес-процессы как управляющие импульсы и движение машины) и т. п. Очевидно, что для реализации этого оператора синектики требуются люди, имеющие разносторонние знания и склонные к системному анализу проблем и объектов, способные мысленно выйти за границы своей профессиональной деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
Субъективная (личная) аналогия. Влезайте в шкуру проблемы…

Если рассмотреть проблему достаточно внимательно, то вы увидите себя как часть этой проблемы.

Аксиома Дучарма. «Закон Мерфи»  

Это, пожалуй, самая  сложная операция, которую приходится проделывать синектору. Она требует  от него яркого воображения и способностей к перевоплощению, сравнимых с  артистическими. Основная задача субъективной аналогии – позволить разглядеть такие аспекты изучаемой проблемы, которые в силу инерционности нашего мышления (помните Беконовских призраков?) не могут быть обнаружены при помощи обычных размышлений. Другими словами, синектор должен найти свой индивидуальный образ и вжиться в него, представив себя частью рассматриваемой проблемы. При этом высказываемые образы и аналогии могут быть любыми, в том числе такими, которые на первый взгляд кажутся нелепыми и смешными. Главное, чтобы они помогли синектору выразить то, что практически невозможно высказать, используя логические выводы и рациональные рассуждения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Символическая аналогия. Компактный парадокс

На каждую сентенцию есть сентенция с противоположным смыслом. Пословицы надо цитировать парами, по одной они верны лишь наполовину.

Неизвестный автор   

Символическую аналогию иногда называют оператором позитивного скептицизма. Она заключается  в обнаружении парадоксов и противоречий в привычных и понятных фактах. Применяя символическую аналогию, синектор должен сначала распознать основное качество исследуемого явления или проблемы, выявить противоположное ему качество, а затем попытаться определить их сочетание. Другими словами, синектор должен одной компактной, быть может, немного странной фразой выразить связь между несопоставимыми понятиями, наиболее емко характеризующими анализируемое явление или объект.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Первый  синектор: «Хозяйственный магазин – это «конкретное разнообразие».

Второй  синектор: «Ассортимент хозяйственного магазина – «широкая узость», а его формат – «мгновенная неторопливость».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Образная аналогия. Как выглядит эталон?

Задачей образной аналогии является мысленная замена изучаемого явления или объекта  некоторым образом, удобным для  последующего сравнения с другим, принятым за эталон или стандарт. Такое сравнение призвано помочь выявить скрытые возможности и определить пути решения проблемы. Огромную роль при формировании образной аналогии играет воображение синектора, его умение подмечать эмоционально-художественное сходство различных явлений и предметов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Хозяйственный  магазин похож на Интернет. Ввел запрос – получил массу предложений. Конкретизировал – получил то, что надо».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фантастическая аналогия. «Ломайте» законы…

Этот оператор синектики, также как и предыдущие, требует от участников процедуры развитого воображения и творческой раскрепощенности. Но в данном случае свобода образного мышления должна быть максимальной. При высказывании фантастических аналогий основной упор делается на символическом описании желаемого будущего или нереальных ситуаций, в которых отсутствуют объективные законы и явления, препятствующие принятию желаемого решения в реальном мире.  

См. кейс «Формат магазина»

Пример фантастической аналогии

«Магазин сам  прилетает к покупателю. Прямо к окну квартиры. Как в фильме «Пятый элемент» у окна главного героя швартуется летающий ресторанчик фастфуд… Круто?»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Требования к составу синектической группы

Даже беглое и поверхностное рассмотрение этапов процедуры синектики и ее операторов позволяет понять, что к синекторам должны предъявляться совершенно особые требования. Первым уровнем требований является, безусловно, образование человека, его компетентность в рассматриваемых вопросах, профессионализм и опыт. Однако этим требования не ограничиваются.

Второй уровень  требований можно назвать творческим потенциалом. Синектор должен обладать развитым образным мышлением, творческим задором, способностями к обобщению  и риску. Пожалуй, наиболее удачным  наименованием комплекса этих качеств  является «здоровый авантюризм».

Третий уровень  обязательных качеств определяет способности  синектора к общению и доброжелательному  восприятию чужого мнения.

Считается, что  в одну синектическую группу должны входить люди различных возрастов. Однако психологи рекомендуют привлекать специалистов не моложе двадцати пяти и не старше пятидесяти лет. Хотя, наверное, возможны варианты…

Ну и, наконец, последним по счету, но не по значению является следующее бесспорное требование: группа должна быть обучена синектическому методу поиска новых идей и решений. В качестве методики в последние годы хорошо зарекомендовала себя система кейсов – обучение на описании реальных ситуаций.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Синектика